Ход урока Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1 Вход в класс. Музыкальное приветствие. Позитивный настрой учащихся Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! Мотивация на работу на уроке (медали) Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я хочу, чтоб вы сегодня были особенно активны и старательны, лучшие из вас за работу на уроке получат медаль и сладкий приз. Сядьте ровно, сейчас мы распоемся. Слайд 2 Распевка «Горошина» - певческая установка, звуковедение Актуализация ранее усвоенный знаний и умений (5 мин) - Ребята, вспомните кто приходил к нам в гости на прошлом уроке? (Незнайка) - Давайте вспомним, что хотел узнать Незнайка? (о музыкальных формах) - А что такое музыкальная форма? (строение музыкального произведения) - Ребята, вот незадача, Незнайка перепутал названия музыкальных форм с определениями, что они означают. - У вас на партах лежат конверты с заданием. Вам нужно помочь Незнайке, вы должны соединить название формы с правильным определением. Одночастная форма | в музыке звучит одна музыкальная мысль, характер не меняется А | Вариации | музыка в которой основная тема постоянно изменяется А, А1, А2, А3,А4, А5 | Двухчастная форма | в музыке звучит две музыкальные темы А В | Трехчастная форма | в музыке третья часть повторяет первую, а вторая имеет иной характер А В А | Музыкальная форма | строение музыкального произведения | Проверка у доски Формирование новый знаний и умений (постановка учебной задачи, целеполагание) Незнайка пришел к нам на урок, чтоб продолжить знакомство с музыкальными формами. Тема сегодняшнего урока «Музыкальная форма рондо». слайд 3 Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить на уроке? слайд 4 выяснить, что значит форма рондо научиться определять форму рондо в музыке узнать, как записывать форму рондо Сегодня нам предстоит разобраться в построении музыкальных произведений в форме рондо и ответить на важный вопрос нам поможет сказка. Открытие нового знания. Слайд 5 Посмотрите, пожалуйста на экран. Какая сказка здесь изображена? Дети: Колобок! Правильно! Давайте вспомним содержание сказки Колобок. Слайд 6 А теперь посмотрите последовательную схему этой сказки. Есть ли повторяющиеся сцены? (катится колобок) А что меняется постоянно? (Колобок встречает нового зверя) Все события словно идут по кругу. Круг в переводе на французский язык – означает РОНДО. Слайд 7 Французские крестьяне пели песни, которые впоследствии стали называться рондо, и двигались в хороводе. А как двигаются в хороводе? (по кругу) Слайд 8 Рондо – это такая музыкальная форма, где главная тема РЕФРЕН повторяется несколько раз (не менее трех раз), а между её повторами звучат новые фрагменты ЭПИЗОДЫ. (слайд с колобком) Колобок в сказке - это РЕФРЕН Звери – это ЭПИЗОДЫ Слайд 9 Музыку в форме рондо создавали многие композиторы. И сегодня вы прослушаете «Рондо-марш» выдающегося советского композитора и педагога Д. Б. Кабалевского, который писал очень много музыки для детей. Ребята, а что такое марш? (музыка с четкий ритмом, под которую шагают) Внимательно послушайте музыку и определите: Какое настроение выражает музыка? Сколько раз повторяется главная тема? Попробуйте с помощью движений выразить характер и темп музыки. Пластическое интонирование вовремя слушанья. Слушание «Рондо-марш» Д.Б. Кабалевского (1.46) Какой инструмент звучал? (фортепиано) Какое настроение выражает музыка? (Бодрое, энергичное) Сколько раз повторялась первая часть? (три) «Рондо-марш», как и сказка про колобка, построен в форме круга. Слайд 10 Буквами форму рондо записывают по схеме А В А С А (в зависимости от количества частей) Настало время размяться! Слайд 11 Физминутка (на 20 мин. урока) Слайд 12 А теперь, мы вместе обыграем «Рондо-марш» на музыкальных инструментах. Внимательно ещё раз прослушайте музыку и попробуйте подобрать подходящий ритм к повторяющейся части – РЕФРЕНУ Ребята- что такое ритм? (чередование долгих и коротких звуков) Повторное слушание «Рондо-марш» Д.Б. Кабалевского (1.46) Ребята давайте попробуем сыграть ритм Рефрена (игра на инструментах) Для эпизодов, которые меняются, будем играть пульс. Что такое пульс? (ровные доли в музыке) Игра на шумовых инструментах под музыку Молодцы ребята! У нас получился хороший ансамбль. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА Слайд 13 Давайте попробуем составить форму рондо из фрагментов знакомых вам детских песен, назовите песенки, которые мы учили на прошлых уроках? (Дружат дети всей земли, Веселые гуси, Пастушья песня, Почему медведь зимой спит) В какой форме написаны эти песенки? (куплетная форма) Слайд 14 Припев песни «Дружат дети всей земли» - будет рефреном, и мы будем повторять его после каждого эпизода - новой песни. Давайте повторим мелодии песенок. Певческая установка Повтор песенного рондо с аккомпанементом Давайте попробуем спеть наше песенное рондо. Исполнение под фонограмму (музыка на слайде) Исполнение в характере, работа над вокально-хоровыми навыками. Итог урока. Рефлексия. С творчеством какого композитора мы сегодня познакомились? (Кабалевский) Какую пьесу Д.Б. Кабалевского слушали? (Рондо–марш) К какой форме музыки она относится? (рондо) Как в музыке определить, что это форма рондо? (повторяется одинаковая мелодия, остальные меняются) Какими буквами записывается форма рондо? Все задачи, поставленные в начале урока, мы выполнили. Как вы думаете Незнайке понравилось на нашем уроке? Подойдите к музыкальному «дереву успеха» и расположите на нём листочек того цвета, насколько вам удалась работа на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, показали себя хорошими исполнителями и слушателями музыки. (Лучшим медали, всем конфеты) Музыкальное прощание - Прозвенел звонок, закончился урок. Слайд 15 |