3 мин. | Организационный момент Постановка учебной задачи Планирование деятельности. (модельный план) Актуализация | Вход в класс под песню Чевостика. -Ребята, вы видите у нас на уроке сегодня гости, они хотят с вами познакомиться. Давайте поприветствуем наших гостей. Вы знаете, что гость многое замечает. Чтобы наш урок доставил всем удовольствие, нужно быть внимательными, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое. Начинаем работать. - Прочитайте слова, записанные на доске. ( загадка, считалка, скороговорка). Как это можно назвать одним словом? Да, это жанры устного народного творчества Как вы думаете, всё ли вам известно о народном творчестве? Какую же учебную задачу мы можем перед собой сегодня поставить? (Слайд ____) А хорошо ли мы умеем различать жанры народного творчества? Какова же вторая учебная задача? (Слайд ____) А как мы можем это узнавать? Открытия мы сегодня будем совершать не только в литературе, но и в музыке, поэтому сегодня на уроке мы с Татьяной Владимировной будем работать вместе. А почему мы так много времени уделяем народному творчеству? Обобщение - Народное творчество – это история нашего государства, его культура Поэтому, мы можем поставить ещё одну задачу - установить: какая связь существует между народными произведениями и авторскими (Слайд ____) . О народных произведениях А.С. Пушкин говорил так: «Что за роскошь! Что за смысл! Какой толк в каждом слове! Что за золото!» (А.С.Пушкин) (Слайд ____) | Жанры -Нет Узнать новое о жанрах народного творчества. Учиться различать жанры народного творчества по их характерным признакам обсуждать в парах, в группах, прочитать в книге, спросить у взрослых, в Интернете. . Ответы детей. | Регулятивные УУД. Рефлексивный контроль Регулятивные УУД. Целеполагание Регулятивные УУД. Планирование Модельный план. Познавательные УУД Преобразование информации. |
10 мин | Повторение Интерактивная проверка. Оценочная деятельность. Формирование адекватной самооценки Формирование умения задавать вопросы | - И так, мы отправляемся открывать новое. - Чтобы открывать новое, надо вспомнить уже известное. - Подумайте, умеете ли вы различать уже известные жанры устного народного творчества. - Оцените себя по этому критерию на волшебной линеечке. Отложите линеечки в сторону и приступим к работе. -Я предлагаю вам поработать в группах. Назовите правила работы в группе. -Прочитайте тексты на белых листочках, разгруппируйте эти тексты по жанрам народного творчества. Названия жанров напечатаны на цветных листочках. Что нужно было сделать? Проверим работу по образцу: Каждая группа текстов появляется на доске последовательно, по мере ответов детей. - Прочитайте тексты. У кого они так объединены? Какой это жанр? (Слайд ____) - Объясните, как вы узнали, что это загадки; - Прочитайте другую группу текстов (доказательство) (Слайд ____) - Прочитайте третью группу (доказательство) (Слайд ____) - Можно ли узнать каждый жанр по определённым признакам? Обобщение: (Слайд ____) У каждого жанра есть Задача жанра Особое содержание - Возьмите волшебные линеечки и отметьте свой уровень выполнения работы по критерию «умение различать жанры устного народного творчества» после проверки. - у кого из вас вторая оценка совпала с первой? - у кого она оказалась выше первой? Как вы думаете, почему у вас так получилось? - ребята, что бы вы посоветовали этой группе детей? - у кого вторая оценка оказалась ниже первой? - Над чем надо поработать, чтобы не было ошибок? Нет ли у вас вопросов по выполнению работы? (Все ли тексты вы разгруппировали7 Почему?) Поднимите руку, у кого остался «лишний текст»? Прочитайте этот текст. (Слайд ____) Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа не скули, Нашу Лену не буди… А ты, доченька, усни. Крепкий сон к тебе приди. А – а – а! Как вы думаете, что же это? Какую подсказку вы для себя нашли в этом тексте? - А вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто? Да, пели её мамы, бабушки, порой меняя слова. Мы знаем варианты этой песни: Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа не скули, Нашу Лену не буди. Тёмной ноченькой не спится, Наша Леночка боится. Можно ли назвать эту песню народной? | Правила работы в группе. Говорить спокойно, не мешать другим группам. Уметь слушать и слышать своих товарищей. Уметь отстаивать свою точку зрения. Уметь принимать точку зрения другого. Работают по группам. Разгруппировывают тексты по жанрам народного творчества : Разгруппировать тексты по жанрам народного творчества. Объясняют, почему так распределили группы. Делают вывод: Да, можно. Были неуверенны в своих силах. Быть смелее. Есть. К какой группе отнести ещё один текст? Нет. Один текст не подходит ни к одному из жанров. Это песня. Слова «баю-бай» Мама , возле кроватки.. | Регулятивные УУД Прогностическая оценка Коммуникативные УУД Регулятивные УУД (осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном.) Познавательные УУД Анализ, обобщение Регулятивные УУД Ретроспективная самооценка Коммуникативные УУД Умение ставить вопросы перед собой и другими участниками работы. |
15 мин. 2 мин. 3 мин. | Работа по теме урока Понятие народной колыбельной песни. Характер и настроение Колыбельной. Разучивание и исполнение колыбельной. Физкультминутка (имитационные действия). . Знакомство с авторской песней, её особенностями. | Догадайтесь, - О каком же жанре народного творчества у нас сегодня пойдёт речь? - О каких именно песнях мы будем говорить? Паукова Татьяна Владимировна - Ребята, так что же такое колыбельная песня? Давайте, послушаем рассказ о колыбельной песне. мОжет мы узнаем что-то новое? (Интернет) (использование единой коллекции цифровых ресурсов: Колыбельная песня умеет говорить простыми словами, соединёнными несложной, легко запоминающейся музыкой. Эти песни, как считали предки, защищают спящего ребёнка от тёмных сил. К кому обращается исполнитель, призывая защитить и уберечь ребёнка? ) - Ребята, вы поняли, кому же обращается исполнитель? (к котику-оберегу, доброй силе, защитнику дома и дитя) - Как выдумаете , а зачем нужна была колыбельная песня? (Слайд ____) (Первой встретить ребенка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далеких веках, передаваясь из поколение в поколение, она дошла и до нашего времени… Давно, очень давно родились колыбельные песни. В древности колыбельные песни считались защитным оберегом, который может передать только мать. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают. Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается с колыбельной песней, он чувствует любовь, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. Народные детские песни отражают жизнь народа, традиции, обычаи. Колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание).
- Какой должна быть песня по характеру и настроению? Как она должна исполняться? -Взгляните на словарь настроений и выберите подходящие для колыбельной песни слова. (Слайд ____) бодро, мелодично, весело, грустно, героически, жутко, напевно, загадочно, нежно, обиженно, спокойно, протяжно, робко, сердито, сонно, тепло, ласково, тихо, певуче, тоскливо, тревожно, мягко, шаловливо, нежно ( Слайд____ с выбранными характеристиками). мелодично, напевно, спокойно, протяжно, ласково, тихо, певуче, мягко, нежно - Послушайте вот такую песню. Соответствует ли она настроению и характеру колыбельной песни? Исполнение учителя: «Уж ты, котя-коток….»(Слайд ____) - Так соответствует ли она настроению колыбельной - Давайте вместе споём, но сначала настроим свой голос. - А что ещё делают мамы, когда поют колыбельную? - Споём колыбельную и покачаем малыша. Возьмите в руки свои любимые игрушки. Поём и укачиваем - Какие музыкальные инструменты по характеру ближе всего подойдут для исполнения. Выберите, подходящие, на ваш взгляд, инструменты. - Исполним эту песню под аккомпанемент этих музыкальных инструментов. Повторить слайд____ с настроением песни. (Анализ исполнения) -Обычно колыбельные песни о поёт один человек-мама, бабушка. и вот Юля приготовилась исполнить песню одна. - Давайте послушаем, какую песню она нам споёт.(Слайд ____) - Вам понравилось Юлино исполнение? Молодец, Юля. Спасибо! - Мы сейчас пели народные колыбельные песни. - Как вы думаете, а композитор может сочинить колыбельную ? - Откуда он знает, какой должна быть колыбельная? - Послушайте ещё одну песню. Её сочинил композитор Евгений Крылатов.(Слайд______) Это современный композитор. Он написал много детских песен и вы их хорошо знаете. (исполнение учителя).(Слайд______) - Кому песня понравилась? - Можно ли назвать эту песню колыбельной? - Давайте вспомним, о каких признаках жанра мы сегодня уже говорили. (Слайд_____) - Кто хотел бы выучить эту песню? - На следующем уроке мы и будем с вами её разучивать эту песню. - А сейчас подведём итог (Слайд ____) | О народной песне. Колыбельных Ответы детей Научиться узнавать песню. Умение находить особенности песни, умении определять её характер, умение правильно исполнять песню. Ответы детей Ответы детей Читают вслух. Распевка, разучивание. Укачивают малыша Исполнение Напомнить характер исполнения. Юля исполняет песню: . Ему пели колыбельные мама, бабушка, и он запомнил эти песни. | Познавательные УУД Поиск информации в Интернете. Познавательные УУД Анализ и интерпретация информации. Познавательные УУД Анализ, синтез, сравнение. Познавательные УУД Расширение словарного запаса. Познавательные УУД Сравнение Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД. Рефлексивный контроль Целеполагание к следующему уроку. |