kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двухчастная форма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Двухчастная форма музыки.                                      

Цель: формировать в представлении учащихся осознания музыкальной формы, как структуры композиционного строения музыкального произведения.

Задачи: научить распознавать художественный замысел одночастных и двучастных форм (построений) музыки.

Научить сравнивать различные музыкальные формы по принципу сходства и различия.

  • Развивать у учащихся интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. Развивать творческий потенциал учащихся в процессе коллективного и индивидуального исполнительства.
  •  Воспитать художественный вкус, любовь и уважение к музыкальной культуре.

Оборудование: ноутбук, презентация или иллюстрации

Музыкальный материал:

Б.Савельев «Если добрый ты»

Э.Григ «Песня Сольвейг»

«Улыбка» сл. М.Пляцковского муз. В.Шаинского

 «Шарманщик поет»П.И.Чайковского.

Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Музыка — волшебная страна

Пусть тебе откроется она!

Обо всем, что слышишь ты вокруг

Музыка тебе расскажет, друг!

Актуализация знаний. Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкальными формами. Тема нашего урока «Двухчастная форма»

Вокально-хоровая работа, распевание в ре миноре (ре, фа, ля, фа, ре), поем на слоги лё-ли-лё-ли-лё. (Показываем руками движение нот вверх и вниз)

  • На прошлом уроке вы разучили красивую песню из знаменитого мультфильма про Кота Леопольда.
  • А кто мне скажет как она называется, о чем эта песня?
  • Да, правильно, ребята эта песня называется «Если добрый ты». В песне поется о доброте, о дружбе. Давайте вспомним слова песни и движения, которые использовали в процессе исполнения песни.
  •  

Исполнение песни Б.Савельева «Если добрый ты»

  • Скажите, пожалуйста, по каким признакам мы определяем одночастные произведения?
  • В произведениях одночастной формы присутствует один образ, одна музыкальная мысль, одно настроение.
  • Песня, которую  исполнили в какой форме написана?
  • В одночастной, куплетной.
  • Построим форму этой песни. Вы отметили, что у этой песни нет припева, значит мы говорим, что эта песня одночастная, для построения формы берем квадрат, отметим буквой    А
  •  Музыкальное построение, которое имеет законченную музыкальную мысль, один музыкальный образ, одно настроение — называется периодом (слово на доске).
  • Двухчастная форма по своему строению напоминает куплетную форму, и является одной из простейших музыкальных форм.

Двухчастная форма состоит из 2-х периодов.

  • Значит сколько музыкальных образов, сколько характера может быть в 2-х частных произведениях?

В произведениях двухчастной формы звучат два музыкальных образа, т.о. мы слышим две музыкальные мысли.

  • Как обозначим двухчастную музыкальную форму?
  • Обозначается двухчастная форма так:     А       В      (или геометр. фигурами разных цветов и фигур)
  • Как вы думаете, с чем связана частей в произведении?

Сейчас мы послушаем песню, которую поет Сольвейг (название на доске).

Это имя норвежской девушки, в переводе означает «Солнечный путь». Сольвейг 40 лет ждала своего возлюбленного, который ушел в поисках счастья, легкой жизни.

  • Послушаем ее песню и узнаем, дождалась она его или нет?

Слушание «Песни Сольвейг» Э.Григ.

  • Как вы думаете, дождалась Сольвейг своего любимого?
  • Что рассказала вам музыка?
  • Как звучала музыка сначала? Тихая, грустная, печальная, тоскливая. (    обозначим        А,         выберем фигуру подходящего цвета)
  • Изменилась музыка далее или была такой же печальной?

В конце песни в голосе Сольвейг мы слышим радостные, светлые звуки, ее настроение стало приподнятым. (обозначим      В    и выберем фигуру подходящего цвета)

  • В какой форме композитор написал ее песню? Двухчастной.
  • Как вы думаете, для чего композитор изменил музыку?

Мы думаем, что Сольвейг дождалась своего возлюбленного.

  Смена частей связана с изменением характера произведения. Художник не может «изобразить» на одной картине развитие чувств человека от печали к радости и наоборот. Композитор же может выразить разные состояния переживаний человека, переход его чувств, настроения от одного к другому.

  • Я вам предлагаю послушать песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот». Эта песня всем вам знакома, но послушайте внимательно и ответьте на вопрос в каком характере звучит эта песня, всегда ли одинаково звучит, приготовьтесь построить форму этой песни.

Слушание песни «Улыбка» сл. М.Пляцковского муз. В.Шаинского.

  • Итак, всегда одинаково звучит эта песня? (нет, сначала плавно, умеренно, ласково, а в припеве становится светлее, радостнее, приобретает более танцевальный характер.)
  • Значит песня состоит из запева и припева и можем утверждать, что эта песня состоит из 2-х частей, написана в двухчастной, куплетной форме. Построим форму..

(приглашаю одного ученика к доске, он выбирает фигуры разных цветов, прошу прокомментировать свой ответ)

  • Ребята, о чем поется в этой песне? (о дружбе, о том, что если ты улыбнешься, все тебе улыбнутся, станет светлее на душе и т. д. и т. п.)
  • Мы эту песню сегодня разучим

Работа над песней

- Ребята, кто из вас знает, что такое шарманка

Шарма?нка — механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений. Изобретена итальянцем Барбьери. В России её иногда называли «Катаринка». Представляет собой небольшой орган без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.

старинный небольшой переносный механический органчик — без клавишного механизма и приводимый в действие вращением ручки — в виде ящика с лямкой, надеваемой на плечо.

  • Показ иллюстраций

- Бродили с шарманками по всему миру и играли, тем самым зарабатывали себе на жизнь

  • Демонстрация фрагмента из к/ф «Раннее, раннее утро» игра на шарманке.

- Это композитор – П.И.Чайковский. Он для детей посвятил фортепианный цикл «Детский альбом». В него входит 24 пьес для фортепиано. Посвятил он его своему племяннику – Володе Давыдову. Прослушаем из этого альбома одну пьесу, которая называется «Шарманщик поет».

- Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: что вы представляете слушая эту пьесу? Всегда одинаково звучит?

Слушание пьесы «Шарманщик поет»П.И.Чайковского.

  • Итак, что же вы представили слушая эту пьесу? (Как шарманщик поет под свою шарманку)
  • Всегда одинаково звучала? (сначала музыка была напевной, а потом как будто шарманщик играет проигрыш, музыка изображает монотонное круговое движение, звучание шарманки.)
  • В какой форме П.И.Чайковский написал свою пьесу «Шарманщик поет». Кто сможет построить схему с помощью фигур?
  • Эта пьеса написана в двухчастной форме. Для чего композитор выбрал двухчастную форму? (В первой части он хотел показать как поет сам шарманщик, а во второй части хотел показать как играет сама шарманка)

Музыкальная форма получается не случайно. Она зависит от тех мыслей, которые хотел выразить композитор, от того музыкального образа, который композитор создавал. Появление новых частей связано с изменением музыки.

Итог урока: - С какой музыкальной форме мы сегодня говорили?

  • Для чего нужна музыкальная форма?

Домашнее задание: Нарисуйте героев нашего урока, которые вам больше понравилось.

Оценивание:

 Улыбка

сл. М.Пляцковского

 муз. В.Шаинского.

 От улыбки хмурый день светлей,

 От улыбки в небе радуга проснется.

 Поделись улыбкою своей,

 И она к тебе не раз еще вернется.

 И тогда наверняка,

 Вдруг запляшут облака,

 И кузнечик запиликает на скрипке.

 С голубого ручейка

 Начинается река,

 Ну, а дружба начинается с улыбки.

 С голубого ручейка

 Начинается река,

 Ну, а дружба начинается с улыбки.

 От улыбки солнечной одной

 Перестанет плакать самый грустный дождик.

 Сонный лес простится с тишиной

 И захлопает в зеленые ладоши.

 От улыбки станет всем теплей -

 И слону и даже маленькой улитке.

 Так пускай повсюду на земле,

 Будто лампочки, включаются улыбки!

 От улыбки хмурый день светлей,

 От улыбки в небе радуга проснется.

 Поделись улыбкою своей,

 И она к тебе не раз еще вернется.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двухчастная форма »

Тема: Двухчастная форма музыки. 2 класс СОШ №15

Цель: формировать в представлении учащихся осознания музыкальной формы, как структуры композиционного строения музыкального произведения.

Задачи: научить распознавать художественный замысел одночастных и двучастных форм (построений) музыки.

Научить сравнивать различные музыкальные формы по принципу сходства и различия.

  • Развивать у учащихся интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. Развивать творческий потенциал учащихся в процессе коллективного и индивидуального исполнительства.

  • Воспитать художественный вкус, любовь и уважение к музыкальной культуре.

Оборудование: ноутбук, презентация или иллюстрации


Музыкальный материал:

Б.Савельев «Если добрый ты»

Э.Григ «Песня Сольвейг»

«Улыбка» сл. М.Пляцковского муз. В.Шаинского

«Шарманщик поет»П.И.Чайковского.

Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Музыка — волшебная страна

Пусть тебе откроется она!

Обо всем, что слышишь ты вокруг

Музыка тебе расскажет, друг!

Актуализация знаний. Сегодня мы продолжаем знакомство с музыкальными формами. Тема нашего урока «Двухчастная форма»

Вокально-хоровая работа, распевание в ре миноре (ре, фа, ля, фа, ре), поем на слоги лё-ли-лё-ли-лё. (Показываем руками движение нот вверх и вниз)

  • На прошлом уроке вы разучили красивую песню из знаменитого мультфильма про Кота Леопольда.

  • А кто мне скажет как она называется, о чем эта песня?

  • Да, правильно, ребята эта песня называется «Если добрый ты». В песне поется о доброте, о дружбе... Давайте вспомним слова песни и движения, которые использовали в процессе исполнения песни.

Исполнение песни Б.Савельева «Если добрый ты»


  • Скажите, пожалуйста, по каким признакам мы определяем одночастные произведения?

  • В произведениях одночастной формы присутствует один образ, одна музыкальная мысль, одно настроение.

  • Песня, которую исполнили в какой форме написана?

  • В одночастной, куплетной.

  • Построим форму этой песни. Вы отметили, что у этой песни нет припева, значит мы говорим, что эта песня одночастная, для построения формы берем квадрат, отметим буквой А

  • Музыкальное построение, которое имеет законченную музыкальную мысль, один музыкальный образ, одно настроение — называется периодом (слово на доске).

  • Двухчастная форма по своему строению напоминает куплетную форму, и является одной из простейших музыкальных форм.

Двухчастная форма состоит из 2-х периодов.

  • Значит сколько музыкальных образов, сколько характера может быть в 2-х частных произведениях?

В произведениях двухчастной формы звучат два музыкальных образа, т.о. мы слышим две музыкальные мысли.

  • Как обозначим двухчастную музыкальную форму?

  • Обозначается двухчастная форма так: А В (или геометр. фигурами разных цветов и фигур)

  • Как вы думаете, с чем связана частей в произведении?

Сейчас мы послушаем песню, которую поет Сольвейг (название на доске).

Это имя норвежской девушки, в переводе означает «Солнечный путь». Сольвейг 40 лет ждала своего возлюбленного, который ушел в поисках счастья, легкой жизни.

  • Послушаем ее песню и узнаем, дождалась она его или нет?

Слушание «Песни Сольвейг» Э.Григ.

  • Как вы думаете, дождалась Сольвейг своего любимого?

  • Что рассказала вам музыка?

  • Как звучала музыка сначала? Тихая, грустная, печальная, тоскливая. ( обозначим А, выберем фигуру подходящего цвета)

  • Изменилась музыка далее или была такой же печальной?

В конце песни в голосе Сольвейг мы слышим радостные, светлые звуки, ее настроение стало приподнятым. (обозначим В и выберем фигуру подходящего цвета)

  • В какой форме композитор написал ее песню? Двухчастной.

  • Как вы думаете, для чего композитор изменил музыку?

Мы думаем, что Сольвейг дождалась своего возлюбленного.

Смена частей связана с изменением характера произведения. Художник не может «изобразить» на одной картине развитие чувств человека от печали к радости и наоборот. Композитор же может выразить разные состояния переживаний человека, переход его чувств, настроения от одного к другому.

  • Я вам предлагаю послушать песню «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот». Эта песня всем вам знакома, но послушайте внимательно и ответьте на вопрос в каком характере звучит эта песня, всегда ли одинаково звучит, приготовьтесь построить форму этой песни.

Слушание песни «Улыбка» сл. М.Пляцковского муз. В.Шаинского.

  • Итак, всегда одинаково звучит эта песня? (нет, сначала плавно, умеренно, ласково, а в припеве становится светлее, радостнее, приобретает более танцевальный характер.)

  • Значит песня состоит из запева и припева и можем утверждать, что эта песня состоит из 2-х частей, написана в двухчастной, куплетной форме. Построим форму.....

(приглашаю одного ученика к доске, он выбирает фигуры разных цветов, прошу прокомментировать свой ответ)

  • Ребята, о чем поется в этой песне? (о дружбе, о том, что если ты улыбнешься, все тебе улыбнутся, станет светлее на душе и т. д. и т. п.)

  • Мы эту песню сегодня разучим




Работа над песней




- Ребята, кто из вас знает, что такое шарманка

Шарма́нка — механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений. Изобретена итальянцем Барбьери. В России её иногда называли «Катаринка». Представляет собой небольшой орган без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.

старинный небольшой переносный механический органчик — без клавишного механизма и приводимый в действие вращением ручки — в виде ящика с лямкой, надеваемой на плечо.

  • Показ иллюстраций

- Бродили с шарманками по всему миру и играли, тем самым зарабатывали себе на жизнь

  • Демонстрация фрагмента из к/ф «Раннее, раннее утро» игра на шарманке.


- Это композитор – П.И.Чайковский. Он для детей посвятил фортепианный цикл «Детский альбом». В него входит 24 пьес для фортепиано. Посвятил он его своему племяннику – Володе Давыдову. Прослушаем из этого альбома одну пьесу, которая называется «Шарманщик поет».

- Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: что вы представляете слушая эту пьесу? Всегда одинаково звучит?

Слушание пьесы «Шарманщик поет»П.И.Чайковского.

  • Итак, что же вы представили слушая эту пьесу? (Как шарманщик поет под свою шарманку)

  • Всегда одинаково звучала? (сначала музыка была напевной, а потом как будто шарманщик играет проигрыш, музыка изображает монотонное круговое движение, звучание шарманки.)

  • В какой форме П.И.Чайковский написал свою пьесу «Шарманщик поет». Кто сможет построить схему с помощью фигур?

  • Эта пьеса написана в двухчастной форме. Для чего композитор выбрал двухчастную форму? (В первой части он хотел показать как поет сам шарманщик, а во второй части хотел показать как играет сама шарманка)


Музыкальная форма получается не случайно. Она зависит от тех мыслей, которые хотел выразить композитор, от того музыкального образа, который композитор создавал. Появление новых частей связано с изменением музыки.

Итог урока: - С какой музыкальной форме мы сегодня говорили?

  • Для чего нужна музыкальная форма?

Домашнее задание: Нарисуйте героев нашего урока, которые вам больше понравилось.

Оценивание:



Улыбка


сл. М.Пляцковского

муз. В.Шаинского.


От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.


И тогда наверняка,

Вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке...

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.


От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зеленые ладоши.


От улыбки станет всем теплей -

И слону и даже маленькой улитке...

Так пускай повсюду на земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!


От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Двухчастная форма

Автор: Байдавлетова Алсу Азатовна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Двухчастная форма"
    ["seo_title"] => string(20) "dvukhchastnaia_forma"
    ["file_id"] => string(6) "504942"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553702896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Форма рондо в музыке. "
    ["seo_title"] => string(21) "forma-rondo-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "190625"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427200380"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) ""Музыкальная прогулка""
    ["seo_title"] => string(20) "muzykalnaia_progulka"
    ["file_id"] => string(6) "562390"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604483106"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Технологическая карта ОУД интегрированное "Портрет осени""
    ["seo_title"] => string(66) "tiekhnologhichieskaia_karta_oud_intieghrirovannoie_portriet_osieni"
    ["file_id"] => string(6) "375647"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483619709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства