Цель урока
Формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; позна-комить с жанром баллады и её особенностями; с исто-рией развития жанра баллады.
Планируемый результат
1.Предметные умения
Познакомятся с жанром баллады и её особенностями; научатся воспринимать музыку и выражать своё отно-шение к музыкальному произведению; понимать со-держание и смысл баллады; обогатят память новыми терминами и новыми словами о характере музыки; научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных тем героев; воплощать в своём исполне-нии разные виды развития для создания музыкального образ в вокально-хоровом произведении.
2. Метапредметные умения
- познавательные
Научатся ставить и решать проблему; осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств ин-формации и коммуникации.
- регулятивные
Научатся выбирать действия в соответствии с постав-ленными задачами.
- коммуникативные
Научатся решать проблемы творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, анализа музыкального сочинения; приобретут умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы.
3. Личностные
Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; овла-деют навыками сотрудничества с учителем и сверстни-ками; уважительно относиться к культуре другого на-рода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Драматический образ в музыке Франца Шуберта" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 1
г. Узловая, Тульская область.
урок музыки в 6 классе
«Драматический образ в музыке Франца Шуберта»
учитель музыки: Вакуленко Г.А.
Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация
- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
- Кто изображён на этом портрете?
(Франц Шуберт)
- Правильно, это знаменитый австрийский композитор Франц Шуберт.
Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Именно песни наиболее ярко отразили всё то новое, что внёс композитор в музыку.
- Чем же отличаются песни Шуберта, что в них было необычно для его современников?
(Это живые сценки с определённым сюжетом, в которых большую роль играет музыкальное сопровождение).
Шуберт был замечательным мелодистом. Его песни многие люди узнают по нескольким звукам. Попробуйте узнать знакомые песни этого композитора.
(Узнают и называют знакомые песни Ф. Шуберта: «Форель», «AveMaria», «Баркарола», «Серенада», «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха», «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»)
- Какие образы во всех этих песнях? (лирические)
Сегодня мы познакомимся с очень необычным произведением. Откройте файл с названием кроссворд. Если вы разгадаете этот кроссворд, узнаете название нового произведения Шуберта.
(Дети открывают файл с кроссвордом и вносят в него ответы. Красным цветом выделяются буквы, которые показывают название «Лесной царь»)
Вопросы для кроссворда:
1.Какой певец пропагандировал творчество Шуберта? (песни исполнял певец Михаэль Фогль)
2.Кем был отец Шуберта? (школьный учитель)
3.Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? (песни)
4.Где Шуберт получил музыкальное образование? (В церковно-певческой школе, конвикте)
5.Какого композитора Шуберт боготворил? (Людвиг ванн Бетховен)
6.Каким по характеру человеком был Франц Шуберт? (скромный)
7.Как называется несколько песен, объединённых общей темой? (вокальный цикл)
8. Какой старинный жанр был, как бы заново открыт, в творчестве композиторов-романтиков. (баллада)
9.Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиады)
10.Песня, которой открывается вокальный цикл «Прекрасна мельничиха»? («В путь»)
(Дети разгадывают кроссворд и читают называние нового произведения Ф.Шуберта).
- Давайте проверим ваши ответы. (Проверяем)
- Как называется новое произведение?
(«Лесной царь»)
«Лесной царь» не просто песня, а песня-баллада. (открываю цифру 8, которую не отгадали дети). Именно этот старинный жанр был заново открыт композиторами романтиками. Тема нашего урока сегодня «Старинной песни мир».
В основе вокальной баллады лежит литературная баллада.
Литературная баллада - это повествуемое в стихах народное предание фантастического характера. Прочитайте на слайде особенности такого стихотворения.
Особенности литературной баллады:
Драматический сюжет.
Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.
Переплетаются реальность и фантастика.
Литературную балладу «Лесной царь» создал немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте. Кто может сказать, почему на слайде рядом с ним находится портрет Василия Андреевича Жуковского?
(Он сделал перевод)
Правильно, Гёте написал балладу на немецком языке, чтобы понять смысл и содержание, нужен перевод. Лучший перевод этой баллады на русский язык сделал Василий Андреевич Жуковский.
Откройте учебники на странице 45. Здесь вы видите этот перевод. Ребята прочитают балладу «Лесной царь» по ролям и посмотрим, какой зрительный ряд к ней подобрала
- Назовите героев баллады Гёте?
(называют)
«Лесной царь» - это драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, свои поступки, свои цели, порой враждебные, свои чувства.
Подберите слова, которые могут выразить чувства каждого героя баллады.
(Дети рассказывают, как надо правильно соотнести героя и его чувства. Затем на экране появляется правильный ответ)
На странице 44 мы прочитаем как появилась песня-баллада Франца Шуберта «Лесной царь»(читаем учебник).
Какое произведение получилось, когда соединились стихи и музыка? Это уже не стихотворение, а….
(песня-баллада)
Вокальная баллада – это сольная песня повествовательного характера с элементами фантастики.
В этой необычной песне сохранились все черты литературной баллады. А чем отличается музыка?
На странице 42 мы познакомимся с особенностями музыки в вокальной балладе? (Читаем с детьми текст учебника)
Особенности вокальной баллады:
Драматический сюжет.
Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.
Переплетаются реальность и фантастика.
Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.
Свободное развитие музыки.
Давайте послушаем песню-балладу Ф.Шуберта «Лесной царь». Баллада, как правило, исполняется на языке оригинала – немецком.
(Слушание на немецком языке)
- Сколько певцов исполняли вокальную партию? (Один)
Всю вокальную мелодию исполнял один певец.
- Как же вы различали героев?
(По интонации в голосе певца)
В этом произведении замечательны выразительность красота и разнообразие вокальной партии. Давайте проанализируем музыкальные партии героев как настоящие музыканты, по нотам. Откройте презентацию «Вокальные партии героев».
(При дальнейшем анализе интонаций героев дети смотрят ноты на слайдах, напевают партии героев, выполняют пластические движения и выбирают интонации на слайдах)
- Каждый персонаж появляется со своими характерными интонациями. Лесной царь хочет заманить к себе мальчика.
- Послушайте, с каких интонаций каждый раз начинается его тема.
(наиграть инапеть с детьми 1 тему Лесного царя)
Вначале он пытается очаровать своего случайного гостя, усыпить его внимание. Что ещё напоминает вам эта равномерно покачивающаяся мелодия?
(Напеть с детьми фрагмент мелодии, используя пластическое интонирование, показать рукой интонации покачивания).
- Какие это интонации? Выберите на файле интонации героя. Что у вас получилось?
(Призывные, убаюкивающие)
Потом Лесной царь рассказывает о своих дочерях, которые танцами закружат мальчика. Что напоминает в этот момент мелодия?
(вальс)
На словах «играя, летая» - мелодия кружится вверх-вниз, как будто действительно взлетают и опускаются дочери Лесного царя.
- Какие интонации здесь у Лесного царя?
(льстивые, танцевальные)
В конце концов, Лесной царь перестаёт уговаривать мальчика, и тогда льстиво-ласковые интонации меняются на другие.
Напойте эти слова: «Неволей, иль волей, а будешь ты мой!»
(Напеть с детьми слова: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).
- Какие это интонации?
(Приказывающие, угрожающие.)
Из скольких эпизодов состоит партия Лесного царя? (из трёх)
Как меняются его интонации?
(сначала убаюкивает, заманивает, затем угрожает)
Каждый раз прибавляются новые черты, нарастает драматическая напряжённость.
- Как звучат слова мальчика?
(Слушают и поют тему ребёнка).
- Какие это интонации?
(жалобные, молящие)
Он болен. И хотя сам он об этом не говорит, интонации его фраз всегда об этом напоминают. Эти интонации буквально пронизывают текст, когда рассказ идёт от имени ребёнка. Посмотрите сколько их. (Интонации жалобы выделяются на экране цветными кружочками)
Анализ интонационного богатства этой баллады может быть поистине бесконечным – ведь здесь практически нет повторений.
- Является ли построение баллады куплетным?
(Нет, построение свободное)
- Почему Шуберт не воспользовался приёмом повторения, как это бывает в обычных песнях, когда с одной и той же мелодией звучат слова одного, потом второго, затем третьего куплета?
(Мелодия подходит только к данному герою)
Каждое четверостишье звучит со своей особенной, только для него подходящей мелодией. Такое построение называется свободным.
- На каком инструменте исполняется музыкальное сопровождение?
(на фортепиано)
На этом слайде вы видите нотный текст баллады. Обратите внимание на партию фортепиано. Там буквально «черно» от нотных знаков. Теснясь на нотной строчке, они образуют насыщенный, но очень чёткий ритмический узор, который остаётся неизменным до самого конца. (наиграть)
- Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?
(В воображении с первых тактов встаёт образ скачущего всадника)
Инструментальное сопровождение полноправное «действующее лицо», помогающее воссоздать и бешеную скачку коня, и завывание ветра. Движение это останавливается только в конце песни на слова рассказчика «ездок доскакал, в руках его мёртвый младенец лежал».
Сделать с детьми вывод и обобщение.
- Какой характер имеет баллада в целом?
(взволнованный, тревожный)
- Какая картина нарисована в стихах и в музыке? Какой образ создал композитор?
Единый драматически-взволнованный образ)
В стихах и в музыке нарисована большая драматическая сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже, если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматически-взволнованный образ.
- Давайте отдохнём. Представьте, что мы в лесу, но не страшном, а красивом и добром. (Выполняют движения под плавную музыку).
Рапевка. «Музыкальное эхо». (Учить чисто интонировать терцию вниз с сопровождением и без него).
(наиграть мелодию песни» Огромное небо» муз. О.Фельцмана)
Правильно, это песня композитора Оскара Фельцмана на стихи Рождественского «Огромное небо». Давайте её споём.
(Пение песни «Огромное небо» О. Фельцмана)
- Можно ли назвать эту песню балладой? Найдите в ней черты, характерные жанру баллады?
Особенности вокальной баллады:
Драматический сюжет.
Повествование строится на сопоставлении контрастных образов.
Переплетаются реальность и фантастика.
Музыка тесно связана с сюжетом поэтического текста.
Свободное развитие музыки.
(драматическое содержание, рассказывает о подвиге простых русских людей, есть контрастные образы: мирный город и катастрофа в небе, нагнетание драматизма к концу песни.)
- Что исчезло из современной баллады?
(Нет фантастических героев, нет свободного развития музыки, простая куплетная форма).
В наши днибаллада в поэзии и в музыке имеет уже новые черты.
Современная баллада – это трагическая поэма о подвиге русских людей, проникнутая духом патриотизма.
Давайте составим исполнительский план песни так, чтобы ярче было усиление драматической напряжённости. К темповому и динамическому развитию музыки добавим хоровое.Будем менять состав исполнителей.Если начнёт песню в первом куплете солист, как можно исполнить дальше?
(Дети предлагают свой план исполнения. Исполнение детьми песни, обсуждение получилось или нет создать яркую динамическую напряжённость в исполнении).
- С каким жанром мы сегодня познакомились? (вокальная баллада)
- Оцените свою работу на уроке с помощью интерактивного теста.
Ребята вы все получили оценки. Сегодня они такие. Следующий раз вы постараетесь и получите оценки ещё лучше. (Открываю файл с названием рефлексия)
Давайте ответим на один любой вопрос. Начинает , затем он назовёт того, кто будет отвечать следующим.
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было трудно...
Я приобрел...
Меня удивило...
Урок дал мне для жизни...
Мне захотелось...
- Ребята, сегодня мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок. До следующего урока. Не забудьте поставить в свою клеточку оценку.