Домбыра көне аспап және ол қазақпен кіндіктес ұлыстардың бәріне ортақ мүлік, себебі домбыраның жасы қазақ хандығынан үш мың жылдай үлкен, дәуірлей тексергенде аспап аттары әртүрлі диалект салдарынан өзгеріске ұшырағанымен түбі бір екені айдан анық білініп тұрады. Толғамды мәселелердің сырына үңілместен бұрын, әуелі аспап жайына түсіндірме бере кетейік.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Казахские музыкальные инструментыДомбра - – самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипыванием струн. В руках опытного исполнителя домбра способна передать все оттенки состояния души и переживаний человека. Не случайно свое мудрое решение бии озвучивали, взяв в руки домбру. Влюбленные юноши в звуках домбры видели лучезарность красавиц и слышали перезвон кос-алки – серег и шолпы, вплетенных в косы любимых.
казахские музыкальные инструментыАдырна - древнейший многострунный щипковый казахский музыкальный инструмент. Своим видом напоминает боевой лук. Способ игры на инструменте напоминает игру на арфе. Корпус у этого щипкового инструмента пустотелый, поверх корпуса натягивается специально выделенная кожа. Сначала, из дерева вырубается или собирается дека, наконечник. На нем делаются ушки и закрепляются струны. Во время игры, инструмент кладется на колени. Звук из него извлекается посредством перебора струн.На адырну натягиваются струны, сделанные из верблюжей шерсти или сухожилий. Длина инструмента 48-50 см., толщина 8-10 см. Сейчас на ней играют различные национальные мелодии и небольшие кюи.
казахские музыкальные инструментыКобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющего форму ковша. Наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаются аруахи – духи предков. А сотворил кобыз, по преданиям казахов, известный жырау-сказитель, покровитель поэтов и музыкантов, баксы Коркыт-ата.
казахские музыкальные инструментыЖетиген - казахский музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетыген напоминает гусли. История его связана с древней легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей. У битый горем старец выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и исполнил свой первый кюй “Карагым” (“Родной мой”). Затем последовали новые кюи – послесмертные посвящения другим сыновьям. С созданием каждого нового кюя на инструмент натягивалась новая струна. Семь сыновей, семь струн, семь кюев... Эти импровизированные мелодии дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием “Жетыгеннын жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”).В настоящее время жетыген используется, как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях.
казахские музыкальные инструментыШертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием. Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. Как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую — прямо к головке. Струну, закреплённую на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикреплённую к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны.