kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Диалог метра и ритма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осмысление образа сказочных героев (гномов и троллей) посредством выразительных и изобразительных возможностей произведений искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Диалог метра и ритма.»

Разработка урока музыки

по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка»

в 3 классе

Тема года: «О чем рассказывает музыка»

I четверть Урок № 3

Тема урока: «В сказочной стране гномов»

Цель урока:

Осмысление образа сказочных героев (гномов и троллей) посредством выразительных и изобразительных возможностей произведений искусства.


Задачи урока:

  1. Обеспечить условия для формирования навыка слушания и исполнения музыки, умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыкальных произведений, главными героями которых являются сказочные существа – гномы и тролли.

  2. Способствовать развитию у обучающихся воображения и фантазии, творческой инициативы в процессе слухового и зрительного восприятия музыкальных образов, в практике коллективного музицирования.

  3. Применять знания об основных средствах музыкальной выразительности и музыкальных формах при анализе прослушанного или исполняемого произведения; уметь выявлять роль средств музыкальной выразительности в раскрытии мифологических тем и сюжетов.

  4. Развивать у детей способность к нравственно-эстетическому переживанию; ощущению и воплощению целостности, гармонии и волшебной красоты окружающего мира.

Тип урока – Урок изучения нового материала.



Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, иллюстративный и нотный материалы, маршрутные листы.

Музыкальный материал:

  • И.Крутой «Нарисуй» (пение)

  • «Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского (слушание, пение)

  • Эдвард Григ «Шествие гномов» (слушание)

1.Организационный момент

И.Крутой

«Нарисуй!»


-- знакомая музыка встречала?

- как встречала, как звучала музыка?

Когда нам весело, мы двигаемся в такт ритмичной, радостной музыки, когда нам грустно- наша печаль растворяется в нежной, напевной задушевной музыке.

Я вижу что эта музыка подняла вам настроение

Сегодня на уроке вам понадобиться и хорошее настроение, и бодрость духа, и силы, чтобы отправиться в путешествие.

- вы любите путешествовать?

- Расскажите куда и как можно путешествовать?

С помощью музыки мы можем полететь на луну, оказаться на солнечной полянке, в Антарктиде, в волшебном лесу…


Разные бывают путешествия, но самые удивительные – это воображаемые, мысленные.

Наше воображение не ограничено во времени и пространстве!

И мы с вами отправляемся в сказку



МОТИВАЦИЯ

-Скажите, о чем нам может рассказать сказка?

- В чем смысл волшебства?

- А какие вы сказки любите больше всего, почему?

- А чем заканчиваются сказки?

(Добро побеждает зло, зло всегда наказано)


- Посмотрите на свои рабочие листы, что вы видите?

- С какими сказочными героями мы встретимся в нашем сказочном путешествии?

Сформулируйте тему урока





Тема «В сказочной стране гномов и троллей»



сказка - сочетание реальных событий (происходящих на самом деле) и вымышленных;

волшебство – это особенные звуки и необычные слова (заклинания), волшебные жесты и магические движения;

волшебство – это умение видеть необыкновенное в обыденном и умение делать из обычного волшебное;

гномы – сказочные карлики, бородаты и славятся богатством и мастерством; трудолюбивы, суетливы и пугливы; живут в лесу, далеко в горах, на крышах домов и т.д.

В процессе беседы выявляется, что данная тема - одна из любимых детьми, потому что «маленький человечек» (пусть даже с бородой) очень похож на любого ребёнка. Он – маленький волшебник, который делает мир добрым и красивым.


.«Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского (прослушивание и знакомство с содержанием песни).





Характеристика видов деятельности:

  • Определять характер и содержание музыкального произведения.

  • Распозновать выразительные и изобразительные особенности музыки.


- А что вы знаете про троллей?


- какими представили себе троллей,

- как они выглядят,

- чем занимаются,

- что роднит их с гномами,

- чем они от них отличаются?



- А каким бывает ? Ответ подскажет стих-е (прочитайте!)


Жили-были трое троллей

На вершинах дальних гор.

Жили тролли, не скучали.

Хоть молчали с давних пор.

Как-то раз, никто не знает,

От каких таких причин

В той стране раздался грохот:

«Что за шум?» - спросил один.


Но затих ужасный грохот,

И опять настал покой.

Двести лет прошло в молчанье:

«Это мышь», - сказал другой.

А когда еще столетье

Протекло над краем снов,

Третий тролль сказал:

«Прощайте, ненавижу болтунов!»


- Какие тролли в стихотворении

- Я предлагаю вам побывать в роли скульпторов.

Кто-нибудь из вас был в Хабаровске на прудах? Какие скульптуры сказочных героев видели? Давайте придумаем скульптурную композицию


- А если бы вы были композиторами, какую музыку сочинили на эти слова? Какие музыкально выразительные средства выбрали


(Дети РАБОТАЮТ в маршрутных листах)

Справочный материал в помощь!

-А композитор Ген.Гладков увидел троллей вот такими

- Совпало ли видение ваше с композиторским?

Можете подпевать

Мне понравилось



В процессе беседы выявляется, что

он и добродушный и выступает как радушный хозяин. Случается, что тролль помогает человеку, а человек — троллю.

В данной песне тролли – не страшные. Но несколько угрюмые, немногословные, малообщительные.


тролль (по-шведски значит — очарование, колдовство) — сверхъестественное существо из скандинавской мифологии — то ли карлик, то ли наоборот, великан. Представляют собой горных духов.

Увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. По преданиям, великаны враждовали с богами и людьми. О них говорили, что они свирепы, жестоки и упрямы. 

Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку,








Ленивые, неразговорчивые, равнодушные, серьезные



Э.Григ «Шествие гномов» (слушание)

Анализ средств музыкальной выразительности, выявление структуры произведения – особенностей музыкальной формы.


Задачи: формирование культуры слушания музыки, развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воображения.


Характеристика видов деятельности:

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов;

- распознавать художественный смысл трехчастной формы.


Ребята, тема «В сказочной стране гномов и троллей»


Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Они идут гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место.

Это фантастические существа, не очень красивые, даже немного уродливые. В сказках говорится, что они охраняют богатства – клады с сокровищами, которые прячут под землёй.

Мы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища – алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные (Апчхи), был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории.


Одна их пьес Э.Грига называется «Шествие гномов»

- Каких гномов изобразил Э.Григ в своей пьесе «Шествие гномов»





- А почему пьеса Э.Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие?

Предполагаемые ответы обучающихся:


Музыка похожа на марш, но не совсем обычный, какой-то сказочный. Слышны внезапные, неожиданные удары (акценты), прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Музыка больше похожа не на марш, а на фантастический танец.

Характер этой части был не постоянный, он менялся. Сначала музыка была тихой, таинственной, загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой и злой, а в конце – опять тихой.

Можно себе представить, что гномы сначала приближались издалека, а потом удалились.

Вначале музыка была затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, тёмной, тяжёлой. Гномы подошли совсем близко. Но вот музыка затихает, гномы удаляются.

- Как образ развивается дальше?


- Какой характер во II части?

(предполагаемые ответы обучающихся:


Музыка средней части – волшебная, нежная, мечтательная, созерцательная. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают как огоньки сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими драгоценностями, рассматривают их. Музыка тоже мерцает и искрится, сверкает, поблёскивает, переливается. Маршевость сменилась танцевальностью.

Две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее.


- Как заканчивается это произведение? К чему привело музыкальное развитие?


- как графически можно изобразить строение этой музыки?


в которой I и III части – похожие, сходные темы, а во второй части – показ новой темы, нового образа (серединный контраст).


























В пьесе Грига рассказывается про гномов не очень добрых, потому что музыка звучит таинственно, она иногда страшная, злая.







































КОНТРАСТ – резкая смена цвета, настроения


Итог урока.

Характеристика сказочного образа гномов на основе анализа и сравнений музыкальных произведений разных жанров.


Составление таблицы:


Наш урок подходит к концу и я прошу вас заполнить сравнительную таблицу


гномы

тролли

общее

Маленькие человечки, с бородой, в колпачках, волшебники, суетливые, быстрые.

различия



Добрые, весёлые, жизнерадостные, смешные, резвые, активные.

Угрюмые, сердитые, важные, молчаливые, немногословные, иногда злые.




Вывод:

-Что интересного и полезного мы узнали, побывав в музыкальной сказочной стране гномов? Какие положительные качества обнаружили у гномов благодаря музыкальной характеристике этого образа? Чему нас учит сказка и музыка на эту тему?

Доброте, трудолюбию, жизнелюбию, взаимопомощи, отзывчивости, умению дружить и радоваться жизни.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Диалог метра и ритма.

Автор: Кравцова Оксана Вячеславовна

Дата: 14.12.2019

Номер свидетельства: 531834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) ""Диалог метра и ритма""
    ["seo_title"] => string(22) "dialog_metra_i_ritma_1"
    ["file_id"] => string(6) "588007"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1633364880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа спецкурса  "Основы теории литературы". 5 класс. "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-spietskursa-osnovy-tieorii-litieratury-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413734700"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Вокальная импровизация как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях вокального ансамбля "
    ["seo_title"] => string(155) "vokal-naia-improvizatsiia-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-na-zaniatiiakh-vokal-nogho-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "236931"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444202778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства