Э.Григ «Шествие гномов» (слушание) Анализ средств музыкальной выразительности, выявление структуры произведения – особенностей музыкальной формы. Задачи: формирование культуры слушания музыки, развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воображения. Характеристика видов деятельности: - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов; - распознавать художественный смысл трехчастной формы. | Ребята, тема «В сказочной стране гномов и троллей» Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Они идут гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место. Это фантастические существа, не очень красивые, даже немного уродливые. В сказках говорится, что они охраняют богатства – клады с сокровищами, которые прячут под землёй. Мы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища – алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные (Апчхи), был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории. Одна их пьес Э.Грига называется «Шествие гномов» - Каких гномов изобразил Э.Григ в своей пьесе «Шествие гномов» - А почему пьеса Э.Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие? Предполагаемые ответы обучающихся: Музыка похожа на марш, но не совсем обычный, какой-то сказочный. Слышны внезапные, неожиданные удары (акценты), прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Музыка больше похожа не на марш, а на фантастический танец. Характер этой части был не постоянный, он менялся. Сначала музыка была тихой, таинственной, загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой и злой, а в конце – опять тихой. Можно себе представить, что гномы сначала приближались издалека, а потом удалились. Вначале музыка была затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, тёмной, тяжёлой. Гномы подошли совсем близко. Но вот музыка затихает, гномы удаляются. - Как образ развивается дальше? - Какой характер во II части? (предполагаемые ответы обучающихся: Музыка средней части – волшебная, нежная, мечтательная, созерцательная. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают как огоньки сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими драгоценностями, рассматривают их. Музыка тоже мерцает и искрится, сверкает, поблёскивает, переливается. Маршевость сменилась танцевальностью. Две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее. - Как заканчивается это произведение? К чему привело музыкальное развитие? - как графически можно изобразить строение этой музыки? в которой I и III части – похожие, сходные темы, а во второй части – показ новой темы, нового образа (серединный контраст). | В пьесе Грига рассказывается про гномов не очень добрых, потому что музыка звучит таинственно, она иногда страшная, злая. КОНТРАСТ – резкая смена цвета, настроения |