Автор разработки: | Ильчукова Наталья Владимировна |
Предмет: | Музыка |
Класс: | 5 класс |
УМК | ОС «Школа 2100», авторы: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр |
Тема раздела: | «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» |
Тема урока: | «Чудо музыки в произведениях К. Паустовского». |
Цель урока: | - способствовать формированию у учащихся умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и симфонии «Юпитер» В. А. Моцарта. |
Задачи урока: | - активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей; - воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке; - расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии таких видов искусства как «Музыка» и «Литература» на примере творчества В. Моцарта и К. Паустовского; - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; - зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи; - оценить собственную деятельность на уроке. |
Тип урока: | - изучение нового материала. |
Методы организации учебной деятельности | - метод жизненных ассоциаций – создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального и литературного произведения; - метод идентификации – вживание в образы искусства; - метод организации художественно-эстетической среды; - поиск выразительных средств исполнения; - вокально-хоровая работа. |
Форма организации учебной деятельности: | - коллективная форма - слушание, хоровое пение; - фронтальная – беседа – рассуждение. |
Используемые технологии: | - технология деятельностного метода; - технология интегрированного обучения. |
Оборудование | - презентация, компьютер. |
Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация. Задачи этапа: включить учащихся в учебную деятельность. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас! - Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. | Дети входят в класс и рассаживаются нс свои места. Эмоционально настраиваются на урок. | Личностные: - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | 2 мин |
Этап урока: 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. |
Давайте вспомним, как звучит тема этой четверти? Слайд 11 - А как вы думаете, что стало бы с литературой, если бы не было музыки? - Да, действительно музыка и литература очень тесно связаны друг с другом. | - «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» Размышляют и рассуждают о роли музыки и литературы. | Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: - высказывают собственные предложения. Регулятивные: - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения . | 2 мин |
Этап урока: 3. Постановка цели и задач урока. Задачи этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
- Музыка часто становится главным героем литературных произведений и в этом мы с вами начинали убеждаться на прошлых уроках. Она способна проявлять свою волшебную силу. Сегодня мы с вами обращаемся к творчеству замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Слайд 22 Константин Георгиевич нам известен по повестям и рассказам. - С каким рассказом Паустовского вы знакомились в начальной школе? Многие литературные деятели определяют К.Г. Паустовского, как одного из самых «музыкальных» писателей России. Посмотрите на портрет, что можно сказать об этом человеке? А теперь, подумайте, и, постарайтесь, определить тему и цели нашего урока. Слайд 33 | - «Корзина с еловыми шишками». Дети включаются в диалог, сотрудничество. Рассуждают, определяют тему и урока и ставят цели. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, - высказывают собственные предложения. | 5 мин |
Этап урока: 4. Усвоение новых знаний. Задачи этапа: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
- Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече в его жизни мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному Творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но и видеть, не только воспринимать его краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина и нашла в сердце писателя. И именно с того момента Паустовский стал воспринимать мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов и очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве. Слайд 44 Сегодня вы прослушаете рассказ «Старый повар». (чтение) | Слушают рассказ Паустовского «Старый повар» К. Паустовского и фрагмент симфонии «Юпитер» В. Моцарта | Познавательные: -извлечение из литературного музыкального произведения необходимой информации; | 10 мин |
Этап урока: 5. Первичная проверка понимания. Задачи этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция |
- «Вот старая Вена, где жил тот старик. Вот клавесин, а в ушах звенит то имя – Вольфганг Амадей Моцарт». И удивительные слова – «Слушайте и смотрите». - Не правда ли, ребята, слова, прозвучавшие из уст композитора, созвучны со словами писателя? - Каких героев вы запомнили из этого произведения? - Какова роль музыки в этом рассказе? Что сотворила музыка? В чём её сила? - Музыка, буквально, заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе… Итак, сегодня вы прослушали рассказ, главным героем которого является музыка. Слайд 55 Перед вами портрет австрийского композитора 18 века Вольфганга Амадея Моцарта, музыку которого вы слышали во время прочтения рассказа. Сказать о том, что это замечательный музыкант, всё равно, что ничего ни сказать! «Такого гения больше не родит земля!» - так говори про композитора при его жизни: «Говорят сейчас и, наверное, будут говорить всегда». Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано. | - Ответы детей - Повар старый и больной, дочь Мария, жена Марта, случайный прохожий – Моцарт. - Можно сказать, что музыка сыграла главную роль в данном рассказе, потому что она помогла старому повару увидеть в своем воображении то, чего он не смог бы увидеть наяву. Она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюбленным, встретиться с Мартой; сняла тяжесть с его души. | Познавательные: - размышлять над содержанием музыкального и литературного произведений, -построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии рассказа и симфонии. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. | 7 мин |
Физминутка. Цель этапа: снятие усталости и напряжения Задачи этапа: Внесение эмоционального заряда. |
Предлагает музыкальную зарядку | Участвуют в музыкальной зарядке, выполняют упражнения под музыку | | 2 мин |
Этап урока: 6. Закрепление знаний. Задачи этапа: осуществление в ходе беседы закреплений метапредметных связей музыки и литературы с жизнью. |
- Были ли в вашей жизни моменты, когда музыка была вам необходима? - Были ли у вас такие моменты, когда музыка помогла забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминания, радостные, светлые чувства? | Взаимодействуют с учителем во время беседы. Осуществляют связь музыки с литературой, актуализируя личный жизненный опыт | Регулятивные: - развитие умения осмыслить полученную информацию Коммуникативные: - формирование умения грамотно строить речевые высказывания. | 2 мин |
Этап урока: 7. Знакомство и разучивание песни Задачи этапа: освоение музыкального и литературного текста; работа над техникой вокального исполнения. |
- А сейчас, вы прослушаете еще одно произведение, но уже современного композитора М. Таривердиева. Название данного произведения, я, пока, вам не называю. - Как вы думаете, как называется данная песня? - Появилась бы данная песня, если бы не было повести А. Экзюпери «Маленький принц»? Слайд 6, 76 А теперь давайте разучим данную песню. Я попрошу вас встать. Слайд 87 | - Слушание песни. - «Маленький принц» - Ответы детей. Ребята встают. Разучивают песню. | Познавательные: - извлечение из музыкального произведения необходимой информации. Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | 12 мин |
Этап урока: 8. Подведение итогов. Рефлексия Задача этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели; мобилизация учащихся на рефлексию. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
- Ребята, скажите, какова связь музыки и литературы? - с каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто здесь главный герой? Почему? - Что вы можете сказать о К.Г. Паустовском? О его творчестве? - Музыка какого композитора звучала в рассказе «Старый повар» К. Паустовского – Кто скажет про этого композитора, какой он был? И какой была его музыка? Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? Как вы думаете, смогли ли мы достичь её? Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодействуют и усиливают переживания. - Как вы можете оценить свою работу? - Спасибо вам за работу на уроке. Мне было очень интересно в нашей совместной деятельности. Вы меня очень порадовали своей активной работой. | Взаимодействуют с учителем во время беседы. Отвечают на вопросы, аргументируя свое мнение. Подводят итоги урока. Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы. | Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - учет разных мнений. Познавательные: - умение структурировать полученные знания. Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: - развитие умения осмыслить полученную информацию. | 3 мин |