kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Чудо музыки в произведениях К. Паустовского". Конспект урока музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта данного урока написана в рамках образовательной системы "Школа 2100" авторы: В.О. Усачева, Л.В. Школяр. урок проводится во второй четверти пятого класса, тема урока: "Чудо музыки в произведениях К. Паустовского". 
Данный конспект рпазработан с применением технологии деятельностного метода и интегрированного обучения. Цель урока - способствоватьформированию у учащихся умения следить за разввитием образов на основе произведений: рассказа "Старый повар" К. Паустовского и симфонии "Юпитер" В. А. Моцарта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Чудо музыки в произведениях К. Паустовского". Конспект урока музыки »

Технологическая карта урока

Автор разработки:

Ильчукова Наталья Владимировна

Предмет:

Музыка

Класс:

5 класс

УМК

ОС «Школа 2100», авторы: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Тема раздела:

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока:

«Чудо музыки в произведениях К. Паустовского».

Цель урока:

- способствовать формированию у учащихся умения следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и симфонии «Юпитер» В. А. Моцарта.

Задачи урока:

- активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке;

- расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии таких видов искусства как «Музыка» и «Литература» на примере творчества В. Моцарта и К. Паустовского;

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

- зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;

- оценить собственную деятельность на уроке.

Тип урока:

- изучение нового материала.

Методы организации учебной деятельности

- метод жизненных ассоциаций – создание у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального и литературного произведения;

- метод идентификации – вживание в образы искусства;

- метод организации художественно-эстетической среды;

- поиск выразительных средств исполнения;

- вокально-хоровая работа.

Форма организации учебной деятельности:

- коллективная форма - слушание, хоровое пение;

- фронтальная – беседа – рассуждение.

Используемые технологии:

- технология деятельностного метода;

- технология интегрированного обучения.

Оборудование

- презентация, компьютер.

Ход урока

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.

Задачи этапа: включить учащихся в учебную деятельность. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время



- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас!

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. 

Дети входят в класс и рассаживаются нс свои места.



Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные:

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2 мин

Этап урока: 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Давайте вспомним, как звучит тема этой четверти?

Слайд 11

- А как вы думаете, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?


- Да, действительно музыка и литература очень тесно связаны друг с другом.


- «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»


Размышляют и рассуждают о роли музыки и литературы.

Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- высказывают собственные предложения.

Регулятивные:

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения .

2 мин

Этап урока: 3. Постановка цели и задач урока.

Задачи этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Музыка часто становится главным героем литературных произведений и в этом мы с вами начинали убеждаться на прошлых уроках. Она способна проявлять свою волшебную силу.

Сегодня мы с вами обращаемся к творчеству замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Слайд 22

Константин Георгиевич нам известен по повестям и рассказам.

- С каким рассказом Паустовского вы знакомились в начальной школе?


Многие литературные деятели определяют К.Г. Паустовского, как одного из самых «музыкальных» писателей России.

Посмотрите на портрет, что можно сказать об этом человеке?

А теперь, подумайте, и, постарайтесь,

определить тему и цели нашего урока.


Слайд 33













- «Корзина с еловыми шишками».








Дети включаются в диалог, сотрудничество. Рассуждают, определяют тему и урока и ставят цели.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- высказывают собственные предложения.


5 мин

Этап урока: 4. Усвоение новых знаний.

Задачи этапа: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

- Паустовский в своей жизни встречал много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече в его жизни мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному Творцу удается отобразить мир только тогда, когда он научится не только смотреть, но и видеть, не только воспринимать его краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина и нашла в сердце писателя. И именно с того момента Паустовский стал воспринимать мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов и очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.

Слайд 44

Сегодня вы прослушаете рассказ «Старый повар». (чтение)



















Слушают рассказ Паустовского «Старый повар» К. Паустовского и фрагмент симфонии «Юпитер» В. Моцарта


Познавательные:

-извлечение из литературного музыкального произведения необходимой информации;


10 мин

Этап урока: 5. Первичная проверка понимания.

Задачи этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

- «Вот старая Вена, где жил тот старик. Вот клавесин, а в ушах звенит то имя – Вольфганг Амадей Моцарт». И удивительные слова – «Слушайте и смотрите».


- Не правда ли, ребята, слова, прозвучавшие из уст композитора, созвучны со словами писателя?

- Каких героев вы запомнили из этого произведения?


- Какова роль музыки в этом рассказе? Что сотворила музыка? В чём её сила?









- Музыка, буквально, заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг напомнил о себе…

Итак, сегодня вы прослушали рассказ, главным героем которого является музыка.

Слайд 55

Перед вами портрет австрийского композитора 18 века Вольфганга Амадея Моцарта, музыку которого вы слышали во время прочтения рассказа.
Сказать о том, что это замечательный музыкант, всё равно, что ничего ни сказать! «Такого гения больше не родит земля!» - так говори про композитора при его жизни: «Говорят сейчас и, наверное, будут говорить всегда». Это композитор, дарование которого проявилось ярко, мощно и очень рано.







- Ответы детей



- Повар старый и больной, дочь Мария, жена Марта, случайный прохожий – Моцарт.


- Можно сказать, что музыка сыграла главную роль в данном рассказе, потому что она помогла старому повару увидеть в своем воображении то, чего он не смог бы увидеть наяву. Она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюбленным, встретиться с Мартой; сняла тяжесть с его души.


Познавательные:

- размышлять над содержанием музыкального и литературного произведений,

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные:

- проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии рассказа и симфонии.

 Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 


7 мин

Физминутка. Цель этапа: снятие усталости и напряжения

Задачи этапа: Внесение эмоционального заряда.

Предлагает музыкальную зарядку

Участвуют в музыкальной зарядке, выполняют упражнения под музыку


2 мин

Этап урока: 6. Закрепление знаний.

Задачи этапа: осуществление в ходе беседы закреплений метапредметных связей музыки и литературы с жизнью.

- Были ли в вашей жизни моменты, когда музыка была вам необходима?

- Были ли у вас такие моменты, когда музыка помогла забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминания, радостные, светлые чувства?

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Осуществляют связь музыки с литературой, актуализируя личный жизненный опыт

Регулятивные:

- развитие умения осмыслить полученную информацию

Коммуникативные:

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

2 мин

Этап урока: 7. Знакомство и разучивание песни

Задачи этапа: освоение музыкального и литературного текста; работа над техникой вокального исполнения.

- А сейчас, вы прослушаете еще одно произведение, но уже современного композитора М. Таривердиева. Название данного произведения, я, пока, вам не называю.

- Как вы думаете, как называется данная песня?

- Появилась бы данная песня, если бы не было повести А. Экзюпери «Маленький принц»?

Слайд 6, 76

А теперь давайте разучим данную песню. Я попрошу вас встать.

Слайд 87




- Слушание песни.

- «Маленький принц»


- Ответы детей.


Ребята встают. Разучивают песню.

Познавательные:

- извлечение из музыкального произведения необходимой информации.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.


12 мин

Этап урока: 8. Подведение итогов. Рефлексия

Задача этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели; мобилизация учащихся на рефлексию. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Ребята, скажите, какова связь музыки и литературы?

- с каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто здесь главный герой? Почему?

- Что вы можете сказать о К.Г. Паустовском? О его творчестве?

- Музыка какого композитора звучала в рассказе «Старый повар» К. Паустовского – Кто скажет про этого композитора, какой он был? И какой была его музыка?


Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? Как вы думаете, смогли ли мы достичь её?

Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодействуют и усиливают переживания.


- Как вы можете оценить свою работу?



- Спасибо вам за работу на уроке. Мне было очень интересно в нашей совместной деятельности. Вы меня очень порадовали своей активной работой.

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Отвечают на вопросы, аргументируя свое мнение.









Подводят итоги урока.







Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- учет разных мнений.


Познавательные:

- умение структурировать полученные знания.


Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.



Регулятивные:

- развитие умения осмыслить полученную информацию.



3 мин









Приложение











Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4











Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8

1 См. приложение стр. 8

2 См. приложение стр. 8

3 Там же

4 См. приложение стр.8

5 См. приложение стр.8

6 См. приложение стр.8

7 Там же

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Чудо музыки в произведениях К. Паустовского". Конспект урока музыки

Автор: Ильчукова Наталья Владимировна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками" "
    ["seo_title"] => string(44) "k-g-paustovskii-korzina-s-ielovymi-shishkami"
    ["file_id"] => string(6) "155901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421337464"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока-мастерской по литературе. "Алые паруса" Александра Грина - от метафоры к символу 20 века. "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-mastierskoi-po-litieraturie-alyie-parusa-alieksandra-grina-ot-mietafory-k-simvolu-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227701"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440915764"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока-мастерской. "Алые паруса" Грина - от метафоры к символу 20 века. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-mastierskoi-alyie-parusa-grina-ot-mietafory-k-simvolu-20-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "227702"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440916389"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Я Вас любил..." "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-ia-vas-liubil"
    ["file_id"] => string(6) "146880"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419269012"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока-пректа "С русским языком можно творить чудеса!" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-priekta-s-russkim-iazykom-mozhno-tvorit-chudiesa"
    ["file_id"] => string(6) "221369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435231223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства