kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-мастерской. "Алые паруса" Грина - от метафоры к символу 20 века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.

Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Цели и задачи:

-развивать умение анализировать художественное произведение;

-прийти к пониманию терминов: романтик, феерия;

-создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Грина.

Оборудование:

-фонозапись- шум моря

-портреты Грина

-картина с алыми парусами

-карточки с заданиями

-иллюстрации

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Основной этап.

1) Постановка цели урока: Наш урок мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.

Он жил среди нас этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут по заре

Высокие люди с улыбкой обманной
С глазами, как отсвет морей в январе,

С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре. 

Сегодня мы войдём в удивительный мир мечты Александра Грина.
Наш кабинет на один урок станет мастерской, я- мастер, а вы- ученики мастера. Вы сделаете множество открытий с помощью своей фантазии  о писателе и его  «Алых парусах».

2) О писателе. Игра в ассоциации.

Итак, я предлагаю вам игру со словом. На доске вы видите портреты писателя. Глядя на них, возникают ассоциации, связанные с этим человеком. Назовите их. На доске постепенно появляется запись.

                          Портреты писателя А.Грина

                       -романтика

                       -герой родом из необыкновенного мира

                       -парусник

                       -гром

                       -бригантина

                      -море

                      -мечтатель…

Подсказки мастера.

- Я зачитаю цитаты о писателе, а вы выберите и приклейте на доску то, что вам кажется    главным в них (заготовить ассоциации и приклеить на доску).

К схеме с портретами добавляются ещё и эти ассоциации.

Александра Грина отличали «дар  могучего воображения, чистота и застенчивая улыбка». (К.Паустовский)

«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить». (А.Грин)

«Мир идёт под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за своё право дышать свежими морскими ветрами.» (А.Грин)

«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся, он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к дицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие,   с удовольствием принимал хорошую шутку и сам любил иронически сострить.»

«Всю жизнь Грин будет протестовать против всего, что хоть вне значительной степени ущемляет человеческое достоинство. Об этом, в сущности, все его книги» (В.Сандлер)

3) Зарисовка «Воображаемый портрет Грина».

Расскажите, каким вы видите человека на картине? Каким вы его представляете? (Ребята зачитывают свои варианты «портретов» писателя.

4) Работа в группах. Каждая группа получает карточку-задание. На его выполнение даётся 1-2 минуты. Одновременно  проводится проверка домашнего задания. А задание было: прочитать биографию А.Грина, сделать записи в тетрадь  для себя.

Задания для групп.

1-группа.

- Где и как прошло детство А.Грина?

- Кто были родители, друзья, учителя?

2-группа.

- Почему он стал писателем?

- О чём он писал, какие книги сделали его знаменитым?

3-группа.

- Какой смысл мы вкладываем в понятие «романтик»?

- Какие люди и события повлияли на жизнь Грина?

4-группа.

-  Каким был его характер?

- Было ли в его жизни море, какую роль оно сыграло?

5-группа.

- Какая мечта определила его судьбу?

-  Кто оказал на Грина влияние как на писателя и человека?

6 группа.

-С какими местами, городами, странами связана его жизнь?

- Как можно назвать его биографию?

- У поэта Чичибабина есть стихотворение «Памяти Грина». Последние строки в нём такие:

              Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

              И век пахнёт чужим, и кров ваш обречён,

              Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

              Вам нечего терять, не будьте дурачьём.

- Почему поэт в трудные минуты жизни советует «перечитать» Грина?

5) Анализ феерии «Алые паруса». Словарная работа.

- Лучше всего о писателе скажет его произведение.

(Произведение прочитано учащимися дома).

- Дома вы прочитали книгу А.Грина «Алые паруса». Мне хотелось, чтобы вы познакомились с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.


^ Первичное восприятие. Проблемный вопрос (примерные ответы фиксируются на доске).

Учитель:

Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. Ответьте на этот вопрос (результаты анкеты).

Многие из вас в восторге от прочитанного, но были и такие неоднозначные ответы:

1. Ассоль слишком мечтательна.

2. Грей просто богатый, поэтому решил помочь бедной девушке.

3. Время сказок прошло, завтра – за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами».

4. Убежденно доказывают, что мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе.

5. Но радует одно – «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет»


Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».

Это произведение автор назвал феерией. Как вы думаете, почему? Что может обозначать это незнакомое многим слово? Что такое феерия? Обратите внимание,  у этого слова два значения:

1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Именно таким является ежегодное представление «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, куда съезжаются тысячи людей, чтобы полюбоваться этим невиданным зрелищем.

2) волшебное, сказочное зрелище.

- В каком из этих значений А.Грин употребил слово «феерия»?

(Действительно, это что-то сказочное, волшебное).

- Как же это сродни ему – писателю-романтику? Послушайте отрывок, в котором он описывает море. Возле него жила и мечтала главная героиня Ассоль.

Звучит музыка. Шум моря. Под него учитель зачитывает отрывок.

- О чём мечтала с детства Ассоль?

6) Снова поиграем в ассоциации.

На доске вы видите ключевой, финальный момент произведения.

- Что самое яркое на иллюстрации? (Парус)

Вокруг него и построим свои ассоциации.

- О чём вы думаете, когда видите алые паруса? Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета».

Вот он (учитель указывает на большой макет, созданный совместно к уроку), представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации.

Появляются таблички на доске. Дети могут назвать не все, поэтому учитель говорит о том, что в ходе работы мы постигнем еще часть секрета, раскроем другие ассоциации:

-цвет глубокой радости

-романтика

-ожидание

-творчество

-осуществленное чудо

-гармония мира и любви

-символ победы и веры

-корабль любви и веры

7) Работа в группах по 4 человека.

У каждого человека своя судьба. Есть она и у вас.  Представитель от группы выберет карточку с «судьбой» (все в одинаковых конвертах с надписью «Судьба»).

Учащиеся, получив конверты, готовятся к ответу.

1 карточка.

Мир Каперны. До и после.

2 карточка.

Очарование Ассоль, каждая чёрточка которой выразительна, «легка и чиста, как полёт ласточки» (6 портретов  Ассоль: от первого портрета при встрече с Эглем до последнего, когда за ней приплыл Грей).

3 карточка.

Странная,   летящая душа и дух. Действия капитана Артура Грея.

4 карточка.

Секреты романтизма Грина. (Рассказать о том, что человек может сделать свою мечту реальной, что мечта нужна и её нужно ждать. Что Грин рассказал о своей несбывшейся мечте?)

5 карточка.

Встреча Ассоль и Грея как реальная, осуществимая мечта, в которой тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров. Найдите, в чём совпадали мечты Грея и Ассоль.

6 карточка.

Найдите описание ткани, которую покупал Грей. Как выглядели паруса? Какие слова-образы   включает автор в описание алых парусов?_Какую роль играют они в произведении?

(Включите в свой ответ определение паруса.   Парус-это атрибут фартуны, т.е. судьбы, как в античные времена, так и в эпоху суеверья, поскольку фортуна непостоянна, как ветер. Также это атрибут   Венеры, рождённой из моря. Драпировка, вздымающаяся над головой морской нимфы, подобие паруса.)

- Сделайте вывод, что  «Алые паруса» в феерии – это метафора.

Во время этой работы в группах учитель вместе с учениками на доске делает обобщающие записи.

                                                          ФЕЕРИЯ

 Каперна

Ассоль

Грей

Романтик

Мечта

Алые паруса

  «до»

Злобный

Жестокий

 «после»

Удивительный

Слабая
Лёгкая
Чистая
Нежная
Есть мечта

Сильный

Красивый
Мужественный

Смелый
Деятельный
Мечтательная

душа

Человек

Может

Сделать

Мечту реальной

О счастье

Чистые

Благородные

Гордые

Честные

Духовные

Вывод (делает его учитель).

Метафора «Алые паруса» - это символ мятежной надежды, который остался в литературе «открытием» Александра Грина. Сила метафоры в способности ломать способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с полнотой образа. Алые паруса предстают перед нами как завораживающее, вдохновляющее чудо. Паруса должн6ы быть белыми, а Грей сделал их алыми: «они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта,   опровергающего все законы бытия и здравого смысла». Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из феерии и стала жизнью, образ превратился в символ. И вот уже целое столетие «алые паруса» - это символ в её исполнение. Люди, которые жили в 20 веке, были такими мечтателями о светлом будущем, надеялись, что оно наступит. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои прекрасны. Судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, терпения, незаслуженных обид и испытаний.

3. Итог урока.

Для нас, людей 21 века, «Алые паруса» - это олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, то есть такой мечты, которая взывает к активному действию, к борьбе за своё существование.

Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям -  в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии «Алые паруса».

Для нас самое главное – сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека – принести счастье другому человеку, как сделал Грэй для Ассоль.

4. Домашнее задание. Письменно ответить   на вопрос: «В чём кроется секрет обаяния «Алых   парусов» Грина?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-мастерской. "Алые паруса" Грина - от метафоры к символу 20 века. »

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.

Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.


Цели и задачи:

-развивать умение анализировать художественное произведение;

-прийти к пониманию терминов: романтик, феерия;

-создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Грина.


Оборудование:

-фонозапись- шум моря

-портреты Грина

-картина с алыми парусами

-карточки с заданиями

-иллюстрации


Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Основной этап.

1) Постановка цели урока: Наш урок мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова.

Он жил среди нас этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут по заре

Высокие люди с улыбкой обманной
С глазами, как отсвет морей в январе,

С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре. 

Сегодня мы войдём в удивительный мир мечты Александра Грина.
Наш кабинет на один урок станет мастерской, я- мастер, а вы- ученики мастера. Вы сделаете множество открытий с помощью своей фантазии о писателе и его «Алых парусах».

2) О писателе. Игра в ассоциации.

Итак, я предлагаю вам игру со словом. На доске вы видите портреты писателя. Глядя на них, возникают ассоциации, связанные с этим человеком. Назовите их. На доске постепенно появляется запись.

Портреты писателя А.Грина

-романтика

-герой родом из необыкновенного мира

-парусник

-гром

-бригантина

-море

-мечтатель…

Подсказки мастера.

- Я зачитаю цитаты о писателе, а вы выберите и приклейте на доску то, что вам кажется главным в них (заготовить ассоциации и приклеить на доску).

К схеме с портретами добавляются ещё и эти ассоциации.

Александра Грина отличали «дар могучего воображения, чистота и застенчивая улыбка». (К.Паустовский)

«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить». (А.Грин)

«Мир идёт под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за своё право дышать свежими морскими ветрами.» (А.Грин)

«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся, он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к дицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие, с удовольствием принимал хорошую шутку и сам любил иронически сострить.»

«Всю жизнь Грин будет протестовать против всего, что хоть вне значительной степени ущемляет человеческое достоинство. Об этом, в сущности, все его книги» (В.Сандлер)

3) Зарисовка «Воображаемый портрет Грина».

Расскажите, каким вы видите человека на картине? Каким вы его представляете? (Ребята зачитывают свои варианты «портретов» писателя.


4) Работа в группах. Каждая группа получает карточку-задание. На его выполнение даётся 1-2 минуты. Одновременно проводится проверка домашнего задания. А задание было: прочитать биографию А.Грина, сделать записи в тетрадь для себя.

Задания для групп.

1-группа.

- Где и как прошло детство А.Грина?

- Кто были родители, друзья, учителя?

2-группа.

- Почему он стал писателем?

- О чём он писал, какие книги сделали его знаменитым?

3-группа.

- Какой смысл мы вкладываем в понятие «романтик»?

- Какие люди и события повлияли на жизнь Грина?

4-группа.

- Каким был его характер?

- Было ли в его жизни море, какую роль оно сыграло?

5-группа.

- Какая мечта определила его судьбу?

- Кто оказал на Грина влияние как на писателя и человека?

6 группа.

-С какими местами, городами, странами связана его жизнь?

- Как можно назвать его биографию?

- У поэта Чичибабина есть стихотворение «Памяти Грина». Последние строки в нём такие:

Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнёт чужим, и кров ваш обречён,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьём.

- Почему поэт в трудные минуты жизни советует «перечитать» Грина?

5) Анализ феерии «Алые паруса». Словарная работа.

- Лучше всего о писателе скажет его произведение.

(Произведение прочитано учащимися дома).

- Дома вы прочитали книгу А.Грина «Алые паруса». Мне хотелось, чтобы вы познакомились с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.


^ Первичное восприятие. Проблемный вопрос (примерные ответы фиксируются на доске).

Учитель:

Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. Ответьте на этот вопрос (результаты анкеты).

Многие из вас в восторге от прочитанного, но были и такие неоднозначные ответы:

1. Ассоль слишком мечтательна.

2. Грей просто богатый, поэтому решил помочь бедной девушке.

3. Время сказок прошло, завтра – за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами».

4. Убежденно доказывают, что мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе.

5. Но радует одно – «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет»


Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».

Это произведение автор назвал феерией. Как вы думаете, почему? Что может обозначать это незнакомое многим слово? Что такое феерия? Обратите внимание, у этого слова два значения:

1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Именно таким является ежегодное представление «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, куда съезжаются тысячи людей, чтобы полюбоваться этим невиданным зрелищем.

2) волшебное, сказочное зрелище.

- В каком из этих значений А.Грин употребил слово «феерия»?

(Действительно, это что-то сказочное, волшебное).

- Как же это сродни ему – писателю-романтику? Послушайте отрывок, в котором он описывает море. Возле него жила и мечтала главная героиня Ассоль.

Звучит музыка. Шум моря. Под него учитель зачитывает отрывок.

- О чём мечтала с детства Ассоль?

6) Снова поиграем в ассоциации.

На доске вы видите ключевой, финальный момент произведения.

- Что самое яркое на иллюстрации? (Парус)

Вокруг него и построим свои ассоциации.

- О чём вы думаете, когда видите алые паруса? Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета».

Вот он (учитель указывает на большой макет, созданный совместно к уроку), представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации.

Появляются таблички на доске. Дети могут назвать не все, поэтому учитель говорит о том, что в ходе работы мы постигнем еще часть секрета, раскроем другие ассоциации:

-цвет глубокой радости

-романтика

-ожидание

-творчество

-осуществленное чудо

-гармония мира и любви

-символ победы и веры

-корабль любви и веры

7) Работа в группах по 4 человека.

У каждого человека своя судьба. Есть она и у вас. Представитель от группы выберет карточку с «судьбой» (все в одинаковых конвертах с надписью «Судьба»).

Учащиеся, получив конверты, готовятся к ответу.

1 карточка.

Мир Каперны. До и после.

2 карточка.

Очарование Ассоль, каждая чёрточка которой выразительна, «легка и чиста, как полёт ласточки» (6 портретов Ассоль: от первого портрета при встрече с Эглем до последнего, когда за ней приплыл Грей).

3 карточка.

Странная, летящая душа и дух. Действия капитана Артура Грея.

4 карточка.

Секреты романтизма Грина. (Рассказать о том, что человек может сделать свою мечту реальной, что мечта нужна и её нужно ждать. Что Грин рассказал о своей несбывшейся мечте?)

5 карточка.

Встреча Ассоль и Грея как реальная, осуществимая мечта, в которой тесно сплетены судьба, воля и свойство характеров. Найдите, в чём совпадали мечты Грея и Ассоль.

6 карточка.

Найдите описание ткани, которую покупал Грей. Как выглядели паруса? Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов?_Какую роль играют они в произведении?

(Включите в свой ответ определение паруса. Парус-это атрибут фартуны, т.е. судьбы, как в античные времена, так и в эпоху суеверья, поскольку фортуна непостоянна, как ветер. Также это атрибут Венеры, рождённой из моря. Драпировка, вздымающаяся над головой морской нимфы, подобие паруса.)

- Сделайте вывод, что «Алые паруса» в феерии – это метафора.

Во время этой работы в группах учитель вместе с учениками на доске делает обобщающие записи.


ФЕЕРИЯ



Каперна


Ассоль


Грей


Романтик


Мечта


Алые паруса


«до»

Злобный

Жестокий

«после»

Удивительный


Слабая
Лёгкая
Чистая
Нежная
Есть мечта


Сильный

Красивый
Мужественный

Смелый
Деятельный
Мечтательная

душа


Человек

Может

Сделать

Мечту реальной


О счастье


Чистые

Благородные

Гордые

Честные

Духовные


Вывод (делает его учитель).

Метафора «Алые паруса» - это символ мятежной надежды, который остался в литературе «открытием» Александра Грина. Сила метафоры в способности ломать способ восприятия мира, показывать смысл, соединять ясность мысли с полнотой образа. Алые паруса предстают перед нами как завораживающее, вдохновляющее чудо. Паруса должн6ы быть белыми, а Грей сделал их алыми: «они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла». Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из феерии и стала жизнью, образ превратился в символ. И вот уже целое столетие «алые паруса» - это символ в её исполнение. Люди, которые жили в 20 веке, были такими мечтателями о светлом будущем, надеялись, что оно наступит. Оказывается, сказки, стихи, мечты, герои прекрасны. Судьбы рождаются из самой жизни, сложной, полной труда, терпения, незаслуженных обид и испытаний.

3. Итог урока.

Для нас, людей 21 века, «Алые паруса» - это олицетворение не только высокой, чистой и нежной любви, но и символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, то есть такой мечты, которая взывает к активному действию, к борьбе за своё существование.

Открывать грани человеческого духа, постигать их, с тем чтобы приносить счастье людям - в этом пафос всего творчества романтика Грина и феерии «Алые паруса».

Для нас самое главное – сделать человека счастливым. Самая большая награда для человека – принести счастье другому человеку, как сделал Грэй для Ассоль.

4. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «В чём кроется секрет обаяния «Алых парусов» Грина?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока-мастерской. "Алые паруса" Грина - от метафоры к символу 20 века.

Автор: Кошелева Галина Михайловна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227702


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства