Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья. Мы уверены, что сегодня здесь собрались те, кто любит музыку.
Ведущий2: Мир музыки… Вы вошли в него, когда только что родились, с первой маминой колыбельной. Мир музыки неисчерпаем. Музыка передаётся от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека. «Музыка раскрывает мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу», - писал выдающийся дирижёр XX века Л.Стаковский.
Ведущий 1: Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: Что такое музыка?». Древние философы утверждали, что музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство, благодаря которому музыка управляет их действиями и
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«что такое музыка?»
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья. Мы уверены, что сегодня здесь собрались те, кто любит музыку.
Ведущий2: Мир музыки… Вы вошли в него, когда только что родились, с первой маминой колыбельной. Мир музыки неисчерпаем. Музыка передаётся от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека. «Музыка раскрывает мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу», - писал выдающийся дирижёр XX века Л.Стаковский.
Ведущий 1: Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: Что такое музыка?». Древние философы утверждали, что музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство, благодаря которому музыка управляет их действиями и чувства.
Ведущий 2: Итак, что же такое музыка?
Слайд №3
Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.
На фоне музыки стихотворение «Мир полон звуков» А.Поперечного читает ученица:
Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
С листа берёзы капля упадёт
Почти без стука в мягкий плащ травы.
Мир полон звуков и ещё любви.
Мир полон звуков, но безмолвен взгляд.
Пока разлука, клавиши молчат…
Но боль и мука воскресят в тиши…
Мир полон звуков музыки души.
Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
Звездою в руки капля упадёт.
Открой, как прежде, ты без стука дверь.
Мир полон звуков любви, поверь.
Нет, это не мистика, это не сон:
Рождается музыка в звоне окон,
И в шелесте ветра, в шагах по утру,
И музыку эту тебе я дарю.
Ведущий 1: Кто же сочиняет музыку? Конечно, это композиторы.
Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет. Слайд №4
Ведущий 3:
Вольфганг- седьмой ребенок в семье. Почти все его братья и сестры умерли в младенческом возрасте. В живых осталась только лишь одна сестра Мария Анна, или, как ласково звали ее в семье, Наннерль. Девочка была старше брата на четыре с половиной года. Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга и Наннерль проходило под руководством Леопольд Моцарт отца. Однажды отец пришел домой в сопровождении своего друга - Шахтнера. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос отца о том, что он делает - мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Отец взял лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это детская шалость. Но когда он начал всматриваться, у него из глаз потекли слезы радости. "Смотрите, господин Шахтнер, - обратился он к другу, - как здесь все правильно и со смыслом!" Ведущий 4 :
«В летнем загородном дворце царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступления «маленького гения». Слух о его феноменальном даровании разнесся по всей Вене. После того как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошел маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка казалась еще более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае гораздо моложе своих шести лет. Он с милой непринужденностью раскланялся гостям и сел за клавесин. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьезным и сосредоточенным. Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Он вдохновенно и виртуозно исполнял сложнейшие пьесы. Затем играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены.
- Да ты настоящий маленький чародей, – с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил: - Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно. Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались.
- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть? Клавиатуру накрыли тонким шелковым платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно. Затем по просьбе императора он исполнил «с листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения.
Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Публика не скрывала своего восхищения и с восторгом рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей матери, но поскользнулся на натертом до блеска паркете и упал. Слезы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала его утешать.
- Вы так добры, – серьезно сказал мальчик. - Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас. Все гости заулыбались. Вечером в дом к Моцартам прислали подарки от императора. Это был новый парадный костюм с жилетом из тончайшего сукна лилового цвета, расшитый золотом, красивыми пряжками и пуговицами. К костюму также прилагалась треугольная шляпа и маленькая настоящая шпага. С тех пор на публичные выступления мальчик выходил в этом наряде.
Ансамбль «Отрывок из 40 симфонии» (Рыжова Лена).
Нильга Юлия «Турецкий марш»
Слайд №5.
Иоганн Себастьян появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии.
За два года Иоганн Себастьян теряет обоих родителей. Его забирает к себе старший брат, служивший музыкантом в Ордфуре.
Бах учится в школе и занимается музыкой под руководством брата. Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа - Иоганну Кристофу Баху. У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов. Но этот сборник музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам. Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник... Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом. Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы... Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию... Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал: - Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше! Брат рассмеялся в ответ и сказал: - Иди спать, болтун. Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил...
Школьный учитель рекомендует Баху отправиться в Люнебург, в известную школу при церкви Св. Михаила. Иоганн Себастьян проходит пешком 300 километров из Центральной Германии в Северную.
Слайд №6
Последние годы жизни композитора были омрачены тяжелой болезнью глаз, после неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения под запись. Музыка еще звучала в нем, и он ее диктовал. Он так и умер - на полуслове, не успев продиктовать музыкальной фразы своего последнего творения. Случилось это вечером 28 июля 1750 года. После его смерти никто не позаботился о его семье. Могила его была забыта - обнаружили ее случайно спустя десятилетия во время земляных работ. Смерть Баxа прошла мало замеченной. О нем скоро забыли. К моменту его смерти из 20 детей в живых было только 9. Бах был признан при жизни как непревзойденный исполнитель на органе, скрипке, клавире, но его творения остались в тени. И лишь 100 лет спустя после его смерти возник интерес к его музыке.
Слайд №7
Шопен -- классик польской музыки. Его имя стоит рядом с именами таких гениальных музыкантов, как И. С. Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
Фридерик Шопен родилсяв Желязовой Воле под Варшавой. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали учить игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им маленький полонез соль минор.
Однаждыего пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду – бриллиантовый перстень. Шопен давал концерты в Варшаве и Вене, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». И после этого Шопен никогда не возвращался на родину.
Видео с исполнением Этюда №12.
Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях.
Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. Похороны Шопена были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Прозвучали и его собственные сочинения, среди них - похоронный марш из фортепианной сонаты си-бемоль минор в исполнении оркестра. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
Вероника Гетман исполнит Прелюдию Шопена.
Исполнение «К Элизе» Горпенюк Арина.
Слайд № 9.
Вы, конечно, узнали отрывок из знаменитого произведения Бетховена «К Элизе», которое исполнила Горпенюк Арины.
Знаменитый Бетховен сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым.
Родился он на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и одним лишь окошком, проделанным в скате черепичной крыши. Именно в такой бедной обстановке и начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы. Что значит для человека потерять слух? Когда ты уже не можешь делать какие-то привычные и очевидные вещи, когда слышишь только изнуряющий шум, пронизывающий всю голову, и осознаешь, что жить с этим придется долгие годы, без пения птиц, звуков прилива, даже стука каблуков по мостовой, смеха… А что значит потерять слух для музыканта? Первые признаки глухоты у Людвига проявились в 26 лет. А в1801 году, когда ему стукнуло 31, своему другу юности Вегелеру Бетховен написал: “Я веду, можно сказать, жалкую жизнь; два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духу сказать людям: глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы еще терпимо, но при моей профессии это ужасно. Что будут говорить по этому поводу мои враги, которых не мало!.. Я часто уже проклинал и себя и создателя за свое существование… Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданием”. Несмотря на столь отчаянное положение Бетховен сохранил здравость рассудка и ясно представлял себе всю сложившуюся ситуацию. Глухота стала очевидной, неудачи в личной жизни стали для тридцатидвухлетнего Бетховена тупиком. Что делать?.. Как жить дальше, и стоит ли жить?.. Самоубийство?.. Будет ли это выход?.. Гейлигенштадт тихое и уединенное местечко недалеко от Вены.Живописная природа на берегах Дуная должна была способствовать выздоровлению композитора. Этот городок стал историческим местом в биографии Бетховена. К сожалению, оно было связано больше с печальными событиями. Здесь были похоронены последние надежды на возвращение слуха, так как рекомендованное врачами лечение не дало никаких результатов. Более того, мысли о смерти, такой близкой и такой исцеляющей, не покидают его. Все разнообразие чувств, переживаемое им в этот период, было отражено и в его произведениях. Активная деятельность, страсть, жажда покоя и смирение эти противоположные чувства гармонично соприкасаются в произведениях, написанных в этот сложный для Бетховена период. Исполнение Симфонии (Индира), Три немецких танца (Саша).
Петр Ильич Чайковский 1840 – 1893 слайд №10
ЧАЙКОВСКИЙ, ПЕТР ИЛЬИЧ великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством.
Получил юридическое образование, даже стал работать по своей специальности, но вскоре понял, что не может жить без музыки и в 22 года поступил учиться в консерваторию, которую закончил с золотой медалью.
У этого композитора огромное количество произведений и в том числе три знаменитых балета. Эти балеты П.И.Чайковского известны во всем мире, их ставят на сценах самых знаменитых театров. Это балеты « Лебединое озеро», « Щелкунчик», «Спящая красавица».
Видео с фрагментом из балета «Лебединое озеро».
Ведущий 2: На этом наша встреча заканчивается. Мы думаем, что вы много нового сегодня узнали. Мы надеемся, что музыка будет всегда жить в ваших сердцах!
Спасибо, музыка за то, что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь, себя не прячешь ни за что.
Ведущий1: Спасибо, музыка, за то, что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда, что для кого-то ты ничто.
Ведущий 2: Спасибо, музыка, за то, чего и умным не поделать,
За то спасибо, что никто не знает, что с тобой поделать.