kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 5 классе "Рисуем...музыку!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Рисуем… музыку?»

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Беседа.

- Ребята, любите ли вы сказки?

- Какие из них нравятся вам больше всего?

- Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А еще они рисовали всякую всячину всё, сто начиналось на букву «М».

- Как вы думаете, какое?

- Правильно, музыка!

- Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку? (сл.1)

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)

На доске (зачитать):

Красок музыка полна

И живет во всех она.

Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте, -

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)

Исполнение:  «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.

- Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.

- Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

- Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображенный на переднем плане или то, что составляет его фон?

- Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).

- За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

-  Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).

- Какое графическое изображение имеет мелодия?

 

Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М.Чюрлениса (1875-1911 г.) (Сл.5)

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

«Соната моря» (Andante) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)

- Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

- В каком ладу «звучит» картина?

- Какова «динамика» произведения?

- Что вы можете сказать о «темпе»?

- Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж потом – живопись.

- Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?

- Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку. (Сл.21)

Физкультминутка.(Сл.22)

Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья.

А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полет! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы – импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники-импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

(Сл.23) Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»(Сл.24). В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом. Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.25), французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»

Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Дифференцированные творческие задания.

Во время прослушивания музыки:

- Нарисуйте музыкальный пейзаж.

- Напиши сочинение-миниатюру.

- Разгадай кроссворд.

Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.26,27,28,29,30

После прослушивания музыки:

- Зачитать 2 сочинения.

-Оформить выставку рисунков.

- Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.31,32,33,34,35,36) понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение. В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревших, пятна как бы оживают.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак. (Сл.37) Предлагаю исполнить песню «Возьмите в руки краски» (Сл.38)

Рисуем музыку! (Сл.39)

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

Оценки.






















 

По горизонтали:

  1. Окраска звука в музыке, одно из средств для создания музыкальных картин.
  2. Сочетание звуков, аккордов.
  3. Средство музыкальной выразительности.
  4. Чередование длинных и коротких звуков.
  5. Скорость движения в музыке.
  6. Большой коллектив музыкантов-инструменталистов.
  7. Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.

По вертикали:

Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Рисуем...музыку!" »

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Тема урока: «Рисуем… музыку?»

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Беседа.

- Ребята, любите ли вы сказки?

- Какие из них нравятся вам больше всего?

- Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.

В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:

«А еще они рисовали всякую всячину всё, сто начиналось на букву «М».

- Как вы думаете, какое?

- Правильно, музыка!

- Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?

Рисуем музыку? (сл.1)

Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?

Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)

На доске (зачитать):

Красок музыка полна

И живет во всех она.

Кто рисует все в себе,

Кто рисует на холсте, -

Но везде пусть вашей кистью

Управляют чувства,

Как внутри, так и вовне.

Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)

Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.

- Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.

- Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?

(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)

Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)

Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.

- Как вы думаете, что звучит громче (

- Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).

- За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.

- Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).

- Какое графическое изображение имеет мелодия?


Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и художника М.Чюрлениса (1875-1911 г.) (Сл.5)

Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами рисунка, пространства, красок.

Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.

(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

«Соната моря» (Andante) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)

- Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

- В каком ладу «звучит» картина?

- Какова «динамика» произведения?

- Что вы можете сказать о «темпе»?

- Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)

Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж потом – живопись.

- Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?

- Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Значит музыку можно представить и нарисовать. Следовательно, я стираю знак вопроса после темы «Рисуем музыку» и ставлю точку.

Рисуем музыку. (Сл.21)

Физкультминутка.(Сл.22)

Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.

Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.

Звучит музыка Э.Грига «Утро».

Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», - выдох. Вдох. «Я лебедь» - выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки-крылья.

А теперь согните чуть-чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.

Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз). Как радостно и свободно.

Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.

Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.

И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Был замечательный полет! (Присаживайтесь).

Беседа.

К свободной игре воображения прибегали французские художники и композиторы – импрессионисты («импрессион», в переводе с французского, впечатление).

Художники-импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из-за своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.

(Сл.23) Перед вами картина Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»(Сл.24). В своих картинах художник ставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и цветом. Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.25), французскому композитору-импрессионисту. Живописность присутствует уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»

Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.

Дифференцированные творческие задания.

Во время прослушивания музыки:

- Нарисуйте музыкальный пейзаж.

- Напиши сочинение-миниатюру.

- Разгадай кроссворд.

Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.26,27,28,29,30

После прослушивания музыки:

- Зачитать 2 сочинения.

-Оформить выставку рисунков.

- Ответить на вопросы кроссворда.

Беседа.

Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.31,32,33,34,35,36) понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение. В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревших, пятна как бы оживают.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак. (Сл.37) Предлагаю исполнить песню «Возьмите в руки краски» (Сл.38)

Рисуем музыку! (Сл.39)

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите имена художников и композиторов, с которыми вы познакомились сегодня.

Оценки.








ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Рисуем…музыку?»

(Тема урока)



ФИО (полностью)

Аржаева Александра Александровна

Место работы

МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Должность

Учитель

Предмет

Музыка

Класс

5

Тема четверти

Тема урока

«Можем ли мы увидеть музыку?»

«Рисуем…музыку?»

Базовый учебник

Программа под редакцией Д.Б.Кабалевского для 1-8 кл.



  1. Цель урока: выявление взаимосвязей между изобразительным искусством и музыкой, продолжить развивать у учащихся художественное общение с различными видами искусства, способствующее формированию целостного представления об изобразительном искусстве; подвести учащихся к осознанному пониманию роли музыки для возникновения прекрасного живописного полотна.

  2. Задачи:

Формирование у учащихся первоначального представления о связи музыки и изобразительного искусства; раскрыть выразительные возможности цвета и изобразительные возможности звука; выработка умения применять полученные знания на уроке и в жизни;

Обогащение словарного запаса учащихся новыми терминами; продолжить развивать умение логического мышления в игре, творческой фантазии, музыкально-образного мышления.

Воспитывать стремление и волевые качества к знаниям; умение слушать учебный материал; чувство доброжелательного отношения к одноклассникам.

  1. Тип урока: изучение нового материала (углубление в тему).

  2. Формы работы учащихся: используются методы проблемный, дифференцированный, частично-поисковый, использование ИКТ, творческие задания, игра.

  3. Необходимое техническое оборудование: Фонохрестоматия.М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма», К.Дебюсси «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», Э.Григ «Утро», песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной; презентация.

  4. Структура и ход урока





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Активизация внимания

Эпиграф урока на доске

Зачитать.

1мин.

2

Постановка проблемы, актуализация знаний

Любите ли вы сказки?

Какие из них нравятся больше всего?

Сказка Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» (зачитать)


Отвечают на вопросы учителя.

4 мин.

3








Введение в тему урока








Подумайте, что я должна записать после слова тема?

Сформулируйте тему урока

Рисовать музыку? Возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?. Исполнение песни «Музыка».

Активизация умственной деятельности, размышление, высказывания, исполнение песни.

5 мин.

4.

Совместное открытие новых знаний

Творчество Чюрлениса, Ренуара, Дебюсси.

Развитие творческой фантазии, воображения физкультминутка

20 мин.

5.


Рефлексия

Творческие задания. Творчество Кандинского.

Выполняют задания. Размышляют.

9 мин.

6.

Подведение итогов.

В неразгаданности искусства таится огромная сила. Ставим точку. Исполнение песни. Что нового узнали на уроке? Имена художников и композиторов.

Исполняют песню «Возьмите в руки краски».

Отвечают на вопросы.

2 мин.

7.

Заключительное слово

Эпиграф.


Зачитать.

2 мин.

8.

Домашнее задание

Нарисовать рисунки к любой прослушанной на уроке музыке.

Выбирают наиболее понравившееся музыкальное произведение


2 мин.







1.








2.









3.









4.







5.







6.







7.








По горизонтали:

  1. Окраска звука в музыке, одно из средств для создания музыкальных картин.

  2. Сочетание звуков, аккордов.

  3. Средство музыкальной выразительности.

  4. Чередование длинных и коротких звуков.

  5. Скорость движения в музыке.

  6. Большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

  7. Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.

По вертикали:

Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок в 5 классе "Рисуем...музыку!"

Автор: Аржаева Александра Александровна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства