Данная методическая работа предназначена для преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств. Освоение навыков чтения с листа способствует успешному освоению образовательных программ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Чтение с листа. Самостоятельная работа"»
Методическая работа на тему:
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Чтение с листа – необходимый навык как для музыканта-профессионала, так и для любителя. Владение этим навыком помогает быстрее выучить новую пьесу, с интересом знакомиться с неизвестной музыкой, просматривая нотные сборники, хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента, развивает внимание и сосредоточенность. И, наконец, это необходимо для исполнителей в ансамбле или в оркестре, когда нет необходимости выучивать партии наизусть, но надо уметь свободно и точно играть по нотам. Первый этап – подготовительный: привыкание к нотам, к графическому изображению звуков, которое необходимо с первых шагов обучения игре на инструменте. Иначе в дальнейшем, если ученик привыкнет играть только «с рук», его будет очень тяжело заставить не только смотреть в ноты, но и играть по ним. «Зачем мне смотреть в ноты? Вы мне покажите – и я повторю» – такой психологический момент может существенно снизить эффективность домашних занятий и приведет к появлению заученных ошибок. Ведь не все можно выучить на уроке, и не все дети обладают прекрасной слуховой памятью, к тому же не развивается такой полезный вид памяти как зрительная.
Начинать обучение учащегося чтению с листа нужно с того момента, когда он начинает играть по слуху и с рук простейшие мелодии правой рукой. Взяв ту или иную клавишу, стоит сразу называть ноту, и пусть ученик ее пропоет. Параллельно с этим должно идти знакомство с нотной грамотой. Причем запоминание, где какие ноты пишутся, пойдет быстрее, увязывая с игрой на инструменте. Например, ученик сыграл по слуху следующую попевку и пропел ее нотами:
Затем следует ее записать и показать ученику – «а теперь посмотри, как это пишется». И пусть он проиграет то же самое по нотам. А на следующем занятии ученик среди других – незнакомых – нот уже узнает и «до», и «ре». И так, постепенно расширяя диапазон, идет изучение, как клавиатуры инструмента, так и нотной грамоты.
Что касается изучения ритма, то принцип здесь такой же – от слуха к графическому изображению. Ученик всегда услышит, когда звуки «бегут» ровно, быстрее или медленнее, когда один звук длиннее другого и т. п.
В этой связи, на начальном этапе очень полезны песенки со стихами. В методике начального обучения давно подмечено, что опора на слова всегда понятнее ребенку, чем счет «раз–и, два–и». И он с самого начала должен реагировать на ритмический рисунок, понимая, что белые или черные нотки, с хвостиком или без – пишутся не для красоты, а надо менять ритм.
Главное на начальном этапе:
• привыкнуть к нотам, т. е. хорошо запомнить их расположение на нотном стане и на инструменте (диапазон – в зависимости от способностей учащегося),
• научиться работать с нотами, выполняя домашние задания, т. е. учиться самоконтролю.
• понять, что ноты – это второй учитель, который подскажет всю необходимую информацию.
Следующий этап – это непосредственно чтение с листа. Это происходит в конце второго года обучения (в зависимости от способностей ученика возможно и раньше, и позже). Сначала одной правой рукой игра самых простых, коротких песенок-попевок, где ритмический рисунок состоит из двух разных длительностей (половинные и четверти, четверти и восьмые), а диапазон – в пределах одной позиции. Затем происходит постепенное усложнение мелодического и ритмического рисунка и к четвертому-пятому классу можно уже читать двумя руками, опять-таки, в зависимости от развития учащегося.
Никогда не нужно торопиться начинать играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на основные моменты, прежде чем приступать к чтению нот с листа:
1. Ключевые знаки.
2. Размер.
3. С какой ноты начинается. Какая нота самая низкая, какая – самая высокая.
4. Какие длительности встречаются.
5. Мелодия идет плавно, по гамме или скачками.
6. Если двумя руками, то какие басы и аккорды использованы, нет ли скачков.
Чтение с листа – хороший и наглядный способ изучения, повторения и применения терминологии. учащийся уже знает, что такое форте, легато и т. п., как это все обозначается, то перед чтением он должен все это заметить и постараться применить во время исполнения.
При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным. Например, если указано Allegro, то лучше играть Moderato.
Несомненно, что одним из важных моментов в развитии навыка чтения с листа является регулярная работа, которая включает в себя и самостоятельную домашнюю подготовку. Но вряд ли большинство детей будут заниматься чтением с листа дома добровольно. Поэтому на уроке этому надо посвящать 5–10 минут обязательно, при этом повторяя пройденные термины и изучая новые.
Материал для чтения с листа – различные школы игры на аккордеоне, баяне, хрестоматии, сборники простых песен и мелодий и т. п. Проверка чтения с листа происходит на Техническом зачете, начиная с 3-го класса. Дается одна пьеса, сложность которой определяет преподаватель по специальности для каждого ученика индивидуально.
Самостоятельная работа – проверка навыка учащегося самостоятельно работать с новым музыкальным материалом, его способность увидеть в нотах все обозначения, понять их и правильно, выразительно, в характере исполнить данную пьесу. Сложность пьесы – по усмотрению преподавателя, но не ниже уровня 2-го класса.
Самостоятельный подбор аккомпанемента – возможность творчески подойти к исполнению песни, мелодия которой может быть известна. Учащемуся дается несложная песня с буквенно-цифровыми обозначениями, которые исполнимы на левой готовой клавиатуре аккордеона, баяна. Естественно, в течение учебного года эти обозначения учатся и закрепляются в классной работе. Если встречаются какие-либо альтерированные аккорды, то надо объяснить, как их можно исполнить. Но на зачете все пьесы специально отобраны для такой работы, и в них не встречаются сложные аккорды, все в пределах мажора, минора и септаккорда. Принцип подбора аккомпанемента следующий:
1. Сначала проигрывается мелодия правой рукой столько раз, чтобы уверенно играть по нотам и определиться с темпом и характером.
В зависимости от тактового размера выбирается вид аккомпанемента:
Для размера 2/4:
1) 2) 3) 4)
Для размера 3/4:
1) 2) 3) 4)
Для размера 4/4:
1) 2) 3) 4)
5) 6)
Это примерные виды аккомпанемента, естественно, возможны варианты. Но для детей вполне достаточно, если они научатся свободно пользоваться хотя бы такими.
Итак, когда выбран вид аккомпанемента, можно приступить к игре двумя руками. Полезно отдельно левой рукой проиграть всю пьесу, следуя обозначениям гармонии.
Когда подбор аккомпанемента происходит в классе, то преподаватель подскажет, хорошо ли звучит мелодия с выбранным типом аккомпанемента, проиграв ученику несколько вариантов. Но на зачете это будет самостоятельная работа, и тут всё будет зависеть от способностей ученика, от его музыкального вкуса. Всегда будут приветствоваться такие творческие находки, как добавление подголосков, интервалов, аккордов и т. п.
На подготовку Самостоятельной работы и Подбора аккомпанемента дается примерно 35–50 минут. Наизусть ничего учить не надо, поэтому навык чтения с листа, да к тому же с подготовкой, здесь будет иметь первостепенное значение.