kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Чтение с листа. Самостоятельная работа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая работа предназначена для преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств. Освоение навыков чтения с листа способствует успешному освоению образовательных программ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Чтение с листа. Самостоятельная работа"»

















Методическая работа на тему:


ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.



























Чтение с листа – необходимый навык как для музыканта-профес­сионала, так и для любителя. Владение этим навыком помогает быст­рее выучить новую пьесу, с интересом знакомиться с неизвестной му­зыкой, просматривая нотные сборники, хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента, развивает внимание и сосредоточенность. И, наконец, это необходимо для исполнителей в ансамбле или в ор­кестре, когда нет необходимости выучивать партии наизусть, но надо уметь свободно и точно играть по нотам. Первый этап – подготовительный: привыкание к нотам, к графи­ческому изображению звуков, которое необходимо с первых шагов обучения игре на инструменте. Иначе в дальнейшем, если ученик привыкнет играть только «с рук», его будет очень тяжело заставить не только смотреть в ноты, но и играть по ним. «Зачем мне смотреть в ноты? Вы мне покажите – и я повторю» – такой психологический момент может существенно снизить эффективность домашних заня­тий и приведет к появлению заученных ошибок. Ведь не все можно выучить на уроке, и не все дети обладают прекрасной слуховой памя­тью, к тому же не развивается такой полезный вид памяти как зри­тельная.

Начинать обучение учащегося чтению с листа нужно с того мо­мента, когда он начинает играть по слуху и с рук простейшие мело­дии правой рукой. Взяв ту или иную клавишу, стоит сразу называть ноту, и пусть ученик ее пропоет. Параллельно с этим должно идти знакомство с нотной грамотой. Причем запоминание, где какие ноты пишутся, пойдет быстрее, увязывая с игрой на инструменте. Напри­мер, ученик сыграл по слуху следующую попевку и пропел ее нота­ми:





Затем следует ее записать и показать ученику – «а теперь посмот­ри, как это пишется». И пусть он проиграет то же самое по нотам. А на следующем занятии ученик среди других – незнакомых – нот уже узнает и «до», и «ре». И так, постепенно расширяя диапазон, идет изучение, как клавиатуры инструмента, так и нотной грамоты.

Что касается изучения ритма, то принцип здесь такой же – от слу­ха к графическому изображению. Ученик всегда услышит, когда зву­ки «бегут» ровно, быстрее или медленнее, когда один звук длиннее другого и т. п.

В этой связи, на начальном этапе очень полезны песенки со стиха­ми. В методике начального обучения давно подмечено, что опора на слова всегда понятнее ребенку, чем счет «раз–и, два–и». И он с самого начала должен реагировать на ритмический рисунок, понимая, что белые или черные нотки, с хвостиком или без – пишутся не для кра­соты, а надо менять ритм.

Главное на начальном этапе:

• привыкнуть к нотам, т. е. хорошо запомнить их расположение на нотном стане и на инструменте (диапазон – в зависимости от спо­собностей учащегося),

• научиться работать с нотами, выполняя домашние задания, т. е. учиться самоконтролю.

• понять, что ноты – это второй учитель, который подскажет всю необходимую информацию.

Следующий этап – это непосредственно чтение с листа. Это проис­ходит в конце второго года обучения (в зависимости от способностей ученика возможно и раньше, и позже). Сначала одной правой рукой игра самых простых, коротких песенок-попевок, где ритмический ри­сунок состоит из двух разных длительностей (половинные и четверти, четверти и восьмые), а диапазон – в пределах одной позиции. Затем происходит постепенное усложнение мелодического и ритмического рисунка и к четвертому-пятому классу можно уже читать двумя рука­ми, опять-таки, в зависимости от развития учащегося.

Никогда не нужно торопиться начинать играть незнакомую ме­лодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на основные моменты, прежде чем приступать к чтению нот с листа:

1. Ключевые знаки.

2. Размер.

3. С какой ноты начинается. Какая нота самая низкая, какая – са­мая высокая.

4. Какие длительности встречаются.

5. Мелодия идет плавно, по гамме или скачками.

6. Если двумя руками, то какие басы и аккорды использованы, нет ли скачков.

Чтение с листа – хороший и наглядный способ изучения, повто­рения и применения терминологии. учащийся уже знает, что такое форте, легато и т. п., как это все обозначается, то перед чтением он должен все это заметить и постараться применить во время испол­нения.

При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным. На­пример, если указано Allegro, то лучше играть Moderato.

Несомненно, что одним из важных моментов в развитии навыка чтения с листа является регулярная работа, которая включает в себя и самостоятельную домашнюю подготовку. Но вряд ли большинство детей будут заниматься чтением с листа дома добровольно. Поэто­му на уроке этому надо посвящать 5–10 минут обязательно, при этом повторяя пройденные термины и изучая новые.

Материал для чтения с листа – различные школы игры на ак­кордеоне, баяне, хрестоматии, сборники простых песен и мелодий и т. п. Проверка чтения с листа происходит на Техническом зачете, начиная с 3-го класса. Дается одна пье­са, сложность которой определяет преподаватель по специальности для каждого ученика индивидуально.

Самостоятельная работа – проверка навыка учащегося самостоя­тельно работать с новым музыкальным материалом, его способность увидеть в нотах все обозначения, понять их и правильно, выразитель­но, в характере исполнить данную пьесу. Сложность пьесы – по ус­мотрению преподавателя, но не ниже уровня 2-го класса.

Самостоятельный подбор аккомпанемента – возможность творчески подойти к ис­полнению песни, мелодия которой может быть известна. Учащемуся дается несложная песня с буквенно-цифровыми обозначениями, ко­торые исполнимы на левой готовой клавиатуре аккордеона, баяна. Естественно, в течение учебного года эти обозначения учатся и за­крепляются в классной работе. Если встречаются какие-либо альте­рированные аккорды, то надо объяснить, как их можно исполнить. Но на зачете все пьесы специально отобраны для такой работы, и в них не встречаются сложные аккорды, все в пределах мажора, минора и септаккорда. Принцип подбора аккомпанемента следующий:

1. Сначала проигрывается мелодия правой рукой столько раз, чтобы уверенно играть по нотам и определиться с темпом и харак­тером.

    1. В зависимости от тактового размера выбирается вид аккомпа­немента:

Для размера 2/4:

1) 2) 3) 4)





Для размера 3/4:

1) 2) 3) 4)



Для размера 4/4:

1) 2) 3) 4)





5) 6)






Это примерные виды аккомпанемента, естественно, возможны ва­рианты. Но для детей вполне достаточно, если они научатся свободно пользоваться хотя бы такими.

Итак, когда выбран вид аккомпанемента, можно приступить к игре двумя руками. Полезно отдельно левой рукой проиграть всю пьесу, следуя обозначениям гармонии.

Когда подбор аккомпанемента происходит в классе, то препода­ватель подскажет, хорошо ли звучит мелодия с выбранным типом ак­компанемента, проиграв ученику несколько вариантов. Но на зачете это будет самостоятельная работа, и тут всё будет зависеть от способ­ностей ученика, от его музыкального вкуса. Всегда будут приветство­ваться такие творческие находки, как добавление подголосков, интер­валов, аккордов и т. п.

На подготовку Самостоятельной работы и Подбора акком­панемента дается примерно 35–50 минут. Наизусть ничего учить не надо, поэтому навык чтения с листа, да к тому же с подготовкой, здесь будет иметь первостепенное значение.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Чтение с листа. Самостоятельная работа"

Автор: Кондрашина Ольга Ильинична

Дата: 07.12.2017

Номер свидетельства: 442785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и приёмов технологии РКМЧП  по теме: "Л.Н.Толстой. Акула" "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-sriedstv-i-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-po-tiemie-l-n-tolstoi-akula"
    ["file_id"] => string(6) "234552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443462751"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект  урока по литературному чтению. Тема: " К. Паустовский " Кот- ворюга" "- 2 урок "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-k-paustovskii-kot-voriugha-2-urok"
    ["file_id"] => string(6) "112083"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408277163"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка по теме   «Закрепление изученного о видах предложений», 2 класс (УМК "Гармония") "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-zakrieplieniie-izuchiennogho-o-vidakh-priedlozhienii-2-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "145059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418835176"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературного чтения (обучение чтению) по теме: "Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-obuchieniie-chtieniiu-po-tiemie-soghlasnyie-zvuki-k-k-bukvy-k-k"
    ["file_id"] => string(6) "126179"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415121996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства