Разработка и анализ урока "Бізді? оркестр" выполнены в соотвествии с методическими и программными требованиями к уроку "Музыка" в общеобразовательной школе (Республика Казахстан). Тип урока определен как комбинированный, поскольку совмещает в себе и этапы обобщениея ранее получнных зананйи, умений и навыков и усвоение нового материала. Основное содержание материала урока представлено сведениями об основных понятиях (оркестр, дирижер, видв оркестров), в качестве музыкального матераила - кюи казахских композиторов, народные и в обработке современных композиторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программные требования: формирование представлений о казахской народной инструментальной музыке, о казахских народных инструментах, закрепление умений различать на слух их тембр, темп и ритм исполнения кюев, развитие умений узнавать исполняемые на музыкальных инструментах кюй, коротко объяснять их содержание; формирование нового понятия об оркестре народных инструментов; выявление умений эмоционального и выразительного исполнения песен.
Техническое обеспечение: аудиозапись кюевой музыки, музыкальные инструменты или карточки с их изображением, рисунки по теме урока, портрет композитора.
План урока:
Слушание кюя «Ата толғауы» Н. Тлендиева.
Повторное слушание и определение звучания, тембра народных инструментов: домбры, қобыза, сыбызги, жетігена, шанқобыза, сазсырная, дабыла, қонырау и др.
Слушание кюев в исполнении народных инструментов: «Сары Арка», «Балбырауын» Курмангазы, «Сылқылдық» Таттимбета, «Қосалка» Даулеткерея. «Әуіппай» Қорқыта, «Жез киік» Ықыласа, «Бұлбұл» Дины, народного кюя «Алқоныр», «Наридіген» Сармалая.
Исполнение казахской народной песни «Жаз келеді, алақай» и «Бізді оркестр» (муз. Ш. Кульмановой).
Краткое содержание урока:
Организационная часть. Вход в класс под народную песню «Жаз келеді, алақай». Проверка готовности учащихся к уроку.
И. Содержание основной части урока: беседа о казахских народных инструментах и написанных для них кюях; рассказ о композиторе Н. Тлендиеве (показ его портрета), слушание в исполнении народного оркестра кюя «Ата толғауы», объяснение учителем понятий «народный оркестр», «дирижер оркестра», «группа народных инструментов», беседа о содержании кюя; выявление в форме игры знаний учащихся о народных инструментах, использование с этой целью карточек с их изображением; проверка знаний учащимися кюев (в аудиозаписи) для домбры, кобыза, сыбызги, умение различать тембр музыкальных инструментов.
Исполнение хором разученной на предыдущем уроке песни «Бізді оркестр», работа с учащимися над чистотой интонации мелодии и ясным, понятным произношением текста песни. Повторение народной песни «Жаз келеді, алақай», работа над выразительным и эмоциональным исполнением.
III. Заключительная часть. Коллективное подведение итогов урока, поощрение лучших учеников. Выход из класса под звучание кюя Н. Тлендиева «Ата толғауы».
Анализ урока.
Приведенный пример урока обобщения и систематизации знаний направлен на формирование в сознании учащихся связрй между изученными в течение второго полугодия темами: «Кюи для домбра», «Кюи для кобыза», «Кюи для сыбызги», «Наш оркестр». На этом уроке учитель реализовал следующие задачи: закрепления знаний о музыкальных инструментах (история или легенда об инструменте, тембр, конструкция); закрепление знаний кюев, написанных для домбры, кобыза, сыбызги, жетигена; формирование новых знаний об оркестре казахских народных инструментов; знакомство с кюем Н. Тлендисва «Ата толғауы»; закрепление умений красивого, выразительного исполнения «Жаз келеді, алақай» и «Бізді оркестр»
Одними из методов, использованных нами при проведении урока по данному типу, явились следующие методы:
Метод повторения. Закрепление в процессе повторения знаний о казахских народных инструментах, формирование умений различать их тембр, звучание, выразительно и красиво исполнять песни, закрепление песен «Жаз келеді, алақай» и «Бізді оркестр»
Метод иллюстрации. Слушание аудиозаписи кюев в исполнении народных инструментов (домбра, кобыз, жетиген, сыбызга), рассматривание рисунков с изображением народных инструментов, народного оркестра, портрета Н. Тлендиева.
Метод игровой ситуации. Использование музыкальных инструментов и карточек с их изображением в процессе условной игры в предполагаемый оркестр, что способствует закреплению полученных на уроках знаний на основе использования приема сравнения.
Метод объяснения. Объяснение учителем нового понятия «народный оркестр» и его составляющих - дирижер оркестра, группа народных инструментов.
Метод художественного исполнения применялся в процессе разучивания определенных темой урока песен.
Наряду с коммуникативной и информационной функциями на уроке реализовались воспитательная, эстетическая, образовательная, развивающая, социализирующая функции.
Воспитательная функция проявилась в процессе знакомства с кюем «Ата толғауы» Н Тлендиева в оркестровом исполнении, слушания кюев известных народных композиторов в исполнении соло-инструментов, что позволило учащимся увидеть и понять огромные возможности казахской народной музыки. Знание различных видов казахских народных инструментов расширяет кругозор и знания, ведет к проявлению у учащихся чувства гордости, восхищения и уважения к музыкальному наследию предков.
Образовательная функция заключалась в углублении представлений детей о казахских народных музыкальных инструментах, полученных в результате слушания кюя Н. Тлендиева «Ата толғауы», в знакомстве с понятиями «оркестр казахских народных инструментов», «дирижер», «группа народных инструментов», слушании оркестрового звучания, определении звучания знакомых музыкальных инструментов, понимании роли и значения музыкальных инструментов для народного оркестра, обобщении знаний детей о кюевой музыке.
Реализацией развивающей функции явились активизация творческого воображения, развитие мышления, интереса, внимания, умений понимать содержание народной инструментальной музыки, различать на слух тембр музыкальных инструментов, оркестра, развитие музыкального слуха и памяти.
Социализирующая функция проявилась в формировании самосознания, в понимании своей причастности к жизни класса, школы, общества.