Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, аккомпанемент, практика
Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало
Используемая нотная литература:
Ход урока.
I.Объявление темы, цели и задач урока.
II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
2.Распевание. Первый вокальный навык – «певческая установка».
2.1.Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);
2.2.упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
Подвести ученика к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
3.Работа над исполнением произведения Казахской народной песни «Илигай» обр. Л.Хамиди. На экзаменах по концертмейстерскому классу на фортепианном отделении часто звучит казахская народная песня «Илигай», обработка Л.Хамиди. В песне «Илигай» молодой человек восхищен красотой девушки, она вызывает у него слезы, дает клятву до конца дней своих быть с ней, если она ответит ему взаимностью. Постижение музыкального образа начинается с мелодии, которая сначала звучит во вступлении фортепиано, от выразительного ее интонирования, от умения вслушиваться в ее «зигзаги» и «повороты», отчего зависит яркость исполнения. В музыке преобладает игривость, танцевальность. Для ее исполнения не требуется большой сильный голос. Наоборот, исполнение должно быть легким как вокально, так и инструментально. Задача работы над данным произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.
Используя образное мышление, воображение ученика, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.
4. Подведение итогов, выводы.
Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).
5. Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами, сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова, выразительно декламируя в певческой позиции. Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.