Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся детской школы искусств»
Активизация познавательной деятельности учащихся в ДШИ
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных актуальных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема активизации познавательной деятельности и положительной мотивации учения, т.е. того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения, как заинтересовать и привлечь его в процесс обучения. В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Стимулы в педагогическом процессе определяются как специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности.
Можно уверенно сказать, что разработка методов положительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшней педагогики.
Только та информация, которая как-то созвучна потребностям учащегося, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Поэтому преподавателю очень важно знать потребности его учащихся, форму этих потребностей в настоящее время, будущие потребности, которые могут возникнуть у детей.
Хочется подчеркнуть, что, работа с детьми, например, младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка, но в тоже время побуждать интерес к обучению как к увлекательной игре.
В работе преподавателя, создание стимулирующей среды развивает инициативу, творчество воспитанников, создает условия для реализации индивидуальных возможностей учащихся, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности.
Только совокупное, последовательное и грамотное использование всех методов и средств активизации познавательной деятельности учащихся ДШИ приведут преподавателя к поставленной цели, помогут достичь отличных результатов и поставленных преподавателем целей и задач.
Способы, средства и методы активизации познавательной деятельности учащихся в ДШИ (предмет «Музыкальная литература»).
В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, которое способно понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир.
В наше время очень важно уделять огромное внимание каждому конкретному ребенку и формированию его творческой личности. Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Давно известно, что предметы искусства побуждают ребенка к активации учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности.
Непосредственные занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности.
Ситуация нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных, игровых и шоу программ; и, как следствие - потребительская позиция и пассивность молодого поколения. Большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально-эмоциональные потребности музыкой невысокого художественного качества. Детская школа искусств, непосредственно, должна реагировать на происходящие изменения и учитывать данные условия, внося определенные коррективы в учебный процесс. Помочь в разрешении этого вопроса, одна из задач преподавателя музыкальной литературы. Именно музыкальная литература занимает особое место в курсе обучения теоретических дисциплин в ДШИ. Данный предмет способствует формированию у обучаемых исторических, стилистических, творчески - индивидуальных представлений в искусстве.
На всех возрастных этапах искусство выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в процессе которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение индивида. Музыкальное воспитание должно строиться на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей.
Урок по предмету музыкальная литература, прежде всего урок общения с искусством. Музыка - это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком. С первых уроков он сразу начинает разделять музыку на ту, которая ему нравится, и которая не нравится. Музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, на его вкус, психику. И очень важно с первых уроков начинать прививать вкус к хорошей музыке в грамотном исполнении. Учеными практически доказано, что именно классическая музыка оказывает на человека благотворное влияние, воспитывает, так как несет в себе высокие идеалы - мир, добро и красоту. У ребенка появляется возможность начать свой жизненный путь с познания великого музыкального искусства, но все это возможно опираясь на активное, творчески-личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроках в разнообразных видах деятельности. Зерном одаренности, являются познавательные потребности «Я хочу это знать, мне интересно это узнать, я стремлюсь это узнать».
Именно музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения преподавателя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации урока. Урок строится на особенностях закономерности самой музыки. В нем обязательно есть свое ядро, свое развитие, своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам, иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д.
В целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. Здесь сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений преподавателя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива самих учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.
В настоящее время новые приемы, найденные в процессе многолетней работы многих преподавателей, не могут быть представлены в виде установленных норм, требуются постоянные переосмысления и обновления форм и методов работы. Каждый преподаватель в процессе своей деятельности вносит свои коррективы в существующие в преподавании традиции. Совершенно очевидно, что для выполнения сложных учебных задач не может быть стандартного единого типа урока, с заданными раз и навсегда этапами и их последовательностью. Творческий подход к методике преподавания музыкальной литературы - характерная особенность работы современных преподавателей.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося. В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности - это мощный стимул для получения знаний.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки - игры и т.д. Одна из задач таких уроков - создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого учащегося. Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Основные достоинства игрового метода заключаются в следующем:
-обеспечивается комплексность формирования знаний, умений, навыков;
-процесс приобретения знаний получает деятельностный характер;
-учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
-развитие желания и способности действовать самостоятельно.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н. Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально - практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные цели и задачи.
Г.Тарасов отмечает, что важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы.
Э.Гроссе, Д.Эльконин, Г.Нейгауз - ученые и музыканты говорят о двух положительных моментах игровой деятельности:
-восприятие социального опыта;
-актуализация индивидуального опыта.
И отмечают, что игра, всякий раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс полный неожиданностей, новизны и потому привлекательный для её участников.
Л.С.Выготский называет этот процесс «встречей» общественного и индивидуального, который может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме. Вот этот-то процесс выступает в сознании учащихся как нечто «волшебное», удивительное, чудесное. Он, очевидно, и раскрывает тайну особой притягательности игровой деятельности для учащихся.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия учащихся деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от учащихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней. Музыкальная игра для детей - серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями учащихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.