Просмотр содержимого документа
««Работа в классе баяна над гаммами»»
«Работа в классе баяна над гаммами»
Работа над гаммами помогает ученику овладеть основными видами баянной техники, познакомиться с ладо-тональной системой, игра гаммы помогает выработке аппликатурной дисциплины, которая затем понадобится в работе над произведениями.
"Гамма"-это третья буква греческого алфавита. Поступенный звукоряд "гаммой" назвал Гвидо Д Ареццо Музыкант ХI века. Он же является автором названия и самих нот. Слово "гамма" употребляется в французском языке и в других европейских языках, используя слово "лестница". Понятие "музыкальная лестница" или "лестница тонов" фигурирует в русских трудах до начала ХIХ века. Гаммой называется последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных начиная от основного тона в восходящем или нисходящем порядке со строго определёнными интервалами между соседними звуками.
На начальной стадии технические упражнения и гаммы являются необходимым материалом для всестороннего развития музыканта. Регулярная работа над гаммами, аккордами и арпеджио является полезной для развития технических навыков. Несмотря на то, что развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика, учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организованной систематической работы.
Самым объемным в обучении на баяне и аккордеоне на первоначальном этапе является разучивание гамм левой рукой. Отсутствие зрительного контроля исполнение гамм учеником усложняет этот процесс. Слух же еще недостаточно развит, чтобы проследить за точностью исполнения. Кроме этого одновременно перед учеником ставятся задачи соблюдения аппликатуры, хорошего ведения меха. Если разучивание ведется по нотам, то написание нот в басовом ключе тоже является некоторым препятствием. Справиться с таким большим количеством проблем ребенку тяжело.
Схемой мажорной гаммы на уроках мы пользуемся достаточно редко, предпочитая разучивание по тетрахордам.
Работа над гаммами помогает ученику овладеть основными формулами баянной техники; во-вторых, познакомиться с ладо-тональной системой, освоить квинтовый круг всех диезных и бемольных тональностей; в-третьих, работа над гаммами помогает ученику слышать и вести двуголосные пассажи (игра в терцию, сексту, октаву); в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность и беглость; в-пятых, игра гаммы помогает выработке аппликатурной дисциплины, которая затем понадобится в работе над произведениями.
Использование схем в разучивании гамм левой рукой помогает при помощи зрительной памяти быстрее запомнить направление движения мелодии, аппликатуру, а также вносит разнообразие в работу над таким «скучным», но необходимым направлением, как изучение гамм.