План урока:
1.Представление ученика - Гусманова Айнура Данилевича ученика 3- го класса коллегам.10 лет.
2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.
«Этюд» Черни К. –работа над темпом, нюансами .Играть ровно.
Новые упражнения для развития правой руки.№7,№8,№10.
3.Повторение выученных ранее произведений.(Играть артистично)
Физкультминутка.
4. Работа над новым произведением «Весельчак» Музыка К. Лонгшамп-Друшкевич.
Ход урока.
1. Гамма До мажор играть в терцию. Длительности-четверти и восьмые.
Играть с нюансовыми изменениями. Арпеджио аккорды.
Добиться ровного исполнения ,уделить особое внимание посадке ,положение рук ученика.
2.»Этюд» К Черни.- исполнение сначала в медленном темпе ,играть ровно.Текст , аппликатура, динамика. Уделяем внимание знакам альтерации.
2. Повторение выученных пьес. «Кугэрчен –сандугач», «Ай,былбылым» т.х.к.
Уделить внимание артистичности исполнения.
«Хэй ,егетлэр -работа над текстом ,выявление трудных для исполнения мест.
Физкультминутка.
Нередко начинающие баянисты во время игры на инструменте ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено недостаточным развитием пальцев и кисти или излишним напряжением мышц необходимо знать все причины, мешающие свободной игре. Зная их, можно предупредить скованность кисти и пальцев или быстро устранить излишнюю напряжённость рук, если она появится. Свободные движения пальцев и кисти активизируют процесс совершенствования техники игры.
Нужно вовремя формировать правильные навыков игры на баяне у учащихся,проанализировать причины, вызывающие излишнюю напряжённость рук баянистов и помочь учащимся освободить движения пальцев и кисти.
Анализ причин напряжённой игры на инструменте:
а) положение инструмента;
б) положение рук, кисти, пальцев;
в) работа над музыкальным произведением;
г) работа игрового аппарата;
д) отсутствие навыка игры перед слушателями.
Воспитание артистических качеств.
Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то учащийся вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется пользоваться двумя плечевыми ремнями и левый – более короткий, чтобы левая часть баяна плотно прикасалась к груди.
Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки.
Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти ,пальцев .Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. рекомендуется исполнять упражнения в различных тональностях в пределах 4-х октав, а этюды играть в разных октавах с учётом диапазона правой клавиатуры. Очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого произведения. При работе над музыкальным произведением очень важна детальная работа: игра в медленном темпе каждой партии отдельно, выбор рациональной аппликатуры, моментов смены направления движения меха, слуховое и зрительное усвоение штрихов, динамики, агогики, соединение партий правой и левой руки и выучивание наизусть; работа над отдельными техническими трудностями.
Работая над артистичным исполнением пьес нужно соблюдать главное условие – психологический настрой -«Моя игра мне нравится»
Ученика нужно выпускать чаще на сцену . Для его нервной системы это – здоровый тренаж. У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. После выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной работы
3) Работа над новым произведением – “Полонез” В.Моцарт.
Прослушивание пьесы.
Анализ пьесы проводим в форме беседы,без игры на инструменте. Кто автор,для чего написана пьеса,для кого.Выявить выразительные средства исполнения.Применяем метод- слышу,вижу,ощущаю.
Работаем над нотным материалом.Начинаем работу с зрительного охвата нотного текста.-темп,размер,технические средства выразительности,терции. Узнаем у ученика ,что для него ново,незнакомо в этой пьесе.Теперь глядя на ноты проигрываем правую руку,ведем громкий счет.При проигрывании уделяем внимание аппликатуре.Самым трудным для ученика является техническое овладение произведением,поэтому играем медленно,обращая внимание на музыкальные предложения и фразы.
В конце урока делаю анализ урока.Корректно делаю ребенку замечания,хвалю за старательность.
Домашнее задание:
-работать над ровным исполнением гаммы,правильной аппликатурой.
-работать упорно и много над правильным исполением мажорной гаммы,арпеджио,аккорды.
Артистично исполнять татарские пьесы.Продолжить работу над музыкальным оформлнием произведений,грамотным исполнением текста.
-знать музыкальные термины.
Использованная литература:
1.Фридрих Липс “ Искусство игры на баяне”;
2. О.А. Апраксина “ Методика музыкального воспитания”;
3. К.Завымов.” Вопросы педагогики”;
4. К. Басурманов “ Начальная методика игры на баяне”;
5. Словарь музыкальных терминов;
6.Онегин “ Школа игры на баяне”.