kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа над музыкальным произведением на начальном этапе,некоторые прблемы обучения на баяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока:

1.Представление ученика  -  Гусманова Айнура  Данилевича ученика 3- го класса коллегам.10 лет.

2.Гамма До мажор- терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.

  «Этюд» Черни К. –работа над темпом, нюансами .Играть ровно.

Новые упражнения для развития правой руки.№7,№8,№10.

3.Повторение выученных ранее произведений.(Играть артистично)

                                         Физкультминутка.

4. Работа над новым произведением «Весельчак» Музыка К. Лонгшамп-Друшкевич.

Ход урока.
1. Гамма До мажор играть в терцию. Длительности-четверти и восьмые.

Играть с нюансовыми  изменениями. Арпеджио аккорды.

Добиться ровного исполнения ,уделить особое внимание посадке ,положение рук ученика.

2.»Этюд» К Черни.- исполнение сначала в медленном темпе ,играть  ровно.Текст , аппликатура, динамика.  Уделяем внимание знакам альтерации.

2. Повторение выученных пьес. «Кугэрчен –сандугач», «Ай,былбылым» т.х.к.

Уделить внимание артистичности исполнения.

 «Хэй ,егетлэр -работа над текстом ,выявление трудных для исполнения мест.

                                                           Физкультминутка.

Нередко начинающие баянисты во время игры на инструменте ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено недостаточным развитием пальцев и кисти или излишним напряжением мышц необходимо знать все причины, мешающие свободной игре. Зная их, можно предупредить скованность кисти и пальцев или быстро устранить излишнюю напряжённость рук, если она появится. Свободные движения пальцев и кисти активизируют процесс совершенствования техники игры.

Нужно вовремя  формировать правильные  навыков игры на баяне у учащихся,проанализировать причины, вызывающие излишнюю напряжённость рук баянистов и  помочь учащимся освободить движения пальцев и кисти.

  Анализ причин напряжённой игры на инструменте:                                                                          

а) положение инструмента;

б) положение рук, кисти, пальцев;

в) работа над музыкальным произведением;

г) работа игрового аппарата;

д) отсутствие навыка игры перед слушателями.

Воспитание артистических качеств.

    Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента.  Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то учащийся вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется пользоваться двумя плечевыми ремнями и левый – более короткий, чтобы левая часть баяна плотно прикасалась к груди.

Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки.

Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти ,пальцев .Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы.  Одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. рекомендуется исполнять упражнения в различных тональностях в пределах 4-х октав, а этюды играть в разных октавах с учётом диапазона правой клавиатуры. Очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному.  Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого произведения. При работе над музыкальным произведением очень важна детальная работа: игра в медленном темпе каждой партии отдельно, выбор рациональной аппликатуры, моментов смены направления движения меха, слуховое и зрительное усвоение штрихов, динамики, агогики, соединение партий правой и левой руки и выучивание наизусть; работа над отдельными техническими трудностями.

Работая над артистичным исполнением пьес нужно соблюдать  главное условие –  психологический настрой -«Моя игра мне нравится»

 Ученика нужно выпускать чаще на сцену . Для его нервной системы это – здоровый тренаж.  У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. После выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной  работы

 3) Работа над новым произведением “Полонез” В.Моцарт.

       Прослушивание пьесы.

        Анализ пьесы проводим в форме беседы,без игры на инструменте. Кто автор,для чего написана пьеса,для кого.Выявить выразительные средства исполнения.Применяем метод- слышу,вижу,ощущаю.

Работаем  над нотным материалом.Начинаем работу с зрительного охвата нотного текста.-темп,размер,технические средства выразительности,терции. Узнаем у ученика ,что для него ново,незнакомо  в этой пьесе.Теперь глядя на ноты проигрываем правую руку,ведем громкий счет.При проигрывании уделяем внимание аппликатуре.Самым трудным для ученика является техническое овладение произведением,поэтому играем медленно,обращая внимание на музыкальные предложения и фразы.

В конце урока делаю анализ урока.Корректно делаю ребенку замечания,хвалю за старательность.

Домашнее задание:

-работать над ровным исполнением гаммы,правильной аппликатурой.

-работать упорно и много над правильным исполением мажорной гаммы,арпеджио,аккорды.

Артистично исполнять татарские пьесы.Продолжить работу над музыкальным оформлнием произведений,грамотным исполнением текста.

-знать  музыкальные термины.

Использованная литература:

 

1.Фридрих Липс “ Искусство игры на баяне”;

2. О.А. Апраксина “ Методика музыкального воспитания”;

3. К.Завымов.” Вопросы педагогики”;

4. К. Басурманов “ Начальная методика игры на баяне”;

5. Словарь музыкальных терминов;

6.Онегин “ Школа игры на баяне”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа над музыкальным произведением на начальном этапе,некоторые прблемы обучения на баяне" »

Муслюмовский муниципальный район РТ.

МБОУ ДОД” Детская школа искусств”











Конспект открытого урока по теме:



“ РАБОТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ,НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ””











Работа педагога первой категории

по классу баян Загидуллиной А.











2014 учебный год.



Цель урока:



1.формирование правильных навыков игры на баяне;

2.повышение качества обучения учащихся ДШИ;

3. повышение грамотности ,внимательности, усидчивости, учащегося;

4. Расширение кругозора, артистичности учащихся .



































План урока:

1.Представление ученика - Гусманова Айнура Данилевича ученика 3- го класса коллегам.10 лет.

2.Гамма До мажор - терция. Арпеджио, аккорды. Длительности четверти и восьмые.

«Этюд» Черни К. –работа над темпом, нюансами .Играть ровно.

Новые упражнения для развития правой руки.№7,№8,№10.

3.Повторение выученных ранее произведений.(Играть артистично)

Физкультминутка.

4. Работа над новым произведением «Весельчак» Музыка К. Лонгшамп-Друшкевич. Разбор правой и левой руки, уделять внимание знанию учеником знаков в тексте,грамотности чтения с листа.

Ход урока.
1. Гамма До мажор играть в терцию. Длительности-четверти и восьмые.

Играть с нюансовыми изменениями. Арпеджио аккорды.

Добиться ровного исполнения ,уделить особое внимание посадке ,положение рук ученика.

2.»Этюд» К Черни.- исполнение сначала в медленном темпе ,играть ровно. Текст , аппликатура, динамика. Уделяем внимание знакам альтерации.

2. Повторение выученных пьес. «Кугэрчен –сандугач», «Ай,былбылым» татарская народная песня.

Уделить внимание артистичности исполнения.

«Хэй ,егетлэр» -работа над текстом ,выявление трудных для исполнения мест.

Физкультминутка.

Нередко начинающие баянисты во время игры на инструменте ощущают скованность и неповоротливость пальцев. Подобное явление обусловлено недостаточным развитием пальцев и кисти или излишним напряжением мышц необходимо знать все причины, мешающие свободной игре. Зная их, можно предупредить скованность кисти и пальцев или быстро устранить излишнюю напряжённость рук, если она появится. Свободные движения пальцев и кисти активизируют процесс совершенствования техники игры.

Нужно вовремя формировать правильные навыков игры на баяне у учащихся.

проанализировать причины, вызывающие излишнюю напряжённость рук баянистов и помочь учащимся освободить движения пальцев и кисти.

Анализ причин напряжённой игры на инструменте:

а) положение инструмента;

б) положение рук, кисти, пальцев;

в) работа над музыкальным произведением;

г) работа игрового аппарата;

д) отсутствие навыка игры перед слушателями.

Воспитание артистических качеств.

Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента.

Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то учащийся вынужден придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется пользоваться двумя плечевыми ремнями и левый – более короткий, чтобы левая часть баяна плотно прикасалась к груди.

Только устойчивое положение баяна во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки.

Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти ,пальцев .Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы. Все необходимые изменения в положении руки (локтя, предплечья, кисти, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполняться без особых усилий. Правая рука, как и левая, занимает наиболее естественное положение на среднем участке клавиатуры. Поэтому опасность лишнего напряжения руки чаще возникает тогда, когда приходиться играть в нижней или самой верхней части клавиатуры. Отсюда можно сделать вывод, что одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. С целью развития данного навыка рекомендуется исполнять упражнения в различных тональностях в пределах 4-х октав, а этюды играть в разных октавах с учётом диапазона правой клавиатуры.

Организованность и органичность движений пальцев необходимо прививать ученику с первых шагов освоения инструмента. Контакт кончиков пальцев с кнопками баяна проходит три этапа – замах (напряжение), удар (соприкосновение), расслабление. Педагогу всегда следует помнить, что пальцы разные по степени подвижности и по силе. При исполнении музыкальных произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. Часто причиной напряжённой игры является неумение работать над учебным материалом и художественными произведениями.

Иногда учащиеся пропускают отдельные рекомендованные упражнения и этюды, начинают сразу работать над трудным материалом, надеясь, что такой метод ускорит процесс развития техники. На деле получается наоборот. Возникает постоянная напряжённость в мышцах, что тормозит дальнейшее развитие исполнительской техники. Поэтому очень важно соблюдать принцип постепенного перехода от простого к сложному. Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого произведения .Напряжение , мешающее движениям пальцев, может возникнуть и при неумелом выполнении штрихов, нюансов. Например, начинающие баянисты при игре легато нередко чрезмерно напрягают руку, надеясь таким путём достигнуть связности звучания.

Излишнее напряжение мышц может быть вызвано применением неправильной аппликатуры, вынуждающей баяниста делать лишние повороты кисти и скачки. При работе над музыкальным произведением очень важна детальная работа: игра в медленном темпе каждой партии отдельно, выбор рациональной аппликатуры, моментов смены направления движения меха, слуховое и зрительное усвоение штрихов, динамики, агогики, соединение партий правой и левой руки и выучивание наизусть; работа над отдельными техническими трудностями.

Причиной скованной игры может быть неправильная работа игрового аппарата.

Причиной, затрудняющей свободное исполнение, часто является отсутствие навыка игры перед слушателями. Состояние общей скованности учащегося на баяне может быть вызвано его волнением и чувством ответственности за своё выступление в концерте.

Творческое волнение присуще каждому исполнителю, но оно, как правило, помогает играть более эмоционально, ярко, в приподнятом настроении.

Но, всё же, главное условие хорошей игры на публике – это психологический настрой -«Моя игра мне нравится»

Большое значение для успешных выступлений имеет опыт игры на эстраде.

Воспитание артистических качеств.

Для этого ученика нужно выпускать чаще на сцену . Для его нервной системы это – здоровый тренаж. У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника, а не как страшного судилища. Если педагог волнуется, то своё волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить им ученика. Но как противоречат этому нередко наблюдаемые сценки: «Ты не волнуйся! – хочет успокоить ученика педагог, а если забудешь, то…» и следуют всякие советы. А ведь известно, что такие мысли никак не ведут к успокоению, а совсем наоборот, усиливают нервозность. Успокаивать нервничающего ученика надо, пусть даже преувеличенной, похвалой и подчёркиванием его достижений. И после выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной работы . На уроке время от времени следует говорить: «Опора на мех», «Звук рождается от ведения меха», «Слушай себя во время игры» и так далее. Постоянно фиксируя на этом внимание, ученик не должен мириться с тусклым, тихим, вялым, невыразительным звучанием баяна у ученика. В этом случае нужно остановить его, сделать конкретное замечание и попросить сыграть, допустим, фразу или предложение ещё раз.

3) Работа над новым произведением “Полонез” В.Моцарт.

Прослушивание пьесы.Знакомимся с биографией композитора,историей написания произведения.

Анализ пьесы проводим в форме беседы,без игры на инструменте. Кто автор,для чего написана пьеса,для кого.Выявить выразительные средства исполнения.Применяем метод- слышу,вижу,ощущаю.

Работаем над нотным материалом.Начинаем работу с зрительного охвата нотного текста.-темп,размер,технические средства выразительности,терции. Узнаем у ученика ,что для него ново,незнакомо в этой пьесе.Теперь глядя на ноты проигрываем правую руку,ведем громкий счет.При проигрывании уделяем внимание аппликатуре.Самым трудным для ученика является техническое овладение произведением,поэтому играем медленно,обращая внимание на музыкальные предложения и фразы.

В конце урока делаю анализ урока.Корректно делаю ребенку замечания,хвалю за старательность.

Домашнее задание:

-работать над ровным исполнением гаммы,правильной аппликатурой.

-работать упорно и много над правильным исполением минорной гаммы,арпеджио,аккордов.

Выучить наизусть 1часть “Хэй,егетлэр”.

Артистично исполнять татарские пьесы.Продолжить работу над музыкальным оформлением произведений,грамотным исполнением текста.

-знать выученные музыкальные термины.



Использованная литература:



1.Фридрих Липс “ Искусство игры на баяне”;

2. О.А. Апраксина “ Методика музыкального воспитания”;

3. К.Завымов.” Вопросы педагогики”;

4. К. Басурманов “ Начальная методика игры на баяне”;

5. Словарь музыкальных терминов;

6.Онегин “ Школа игры на баяне”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Загидуллина Азия Закиряновна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства