Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Тема:«Работа над гаммами в классе баяна»»
Методическая разработка
«Работа над гаммами в классе баяна»
Подготовил:
Преподаватель баяна
Привалов В.Е.
Унеча
2025
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………......3
1. Гаммы и арпеджио как один из важнейших элементов исполнительской техники баяниста………………………………………………4
2. Важность изучения и работы над гаммами…………………………………...4
3. Особенности работы в процессе изучения гамм, арпеджио, аккордов……..5
Заключение……………………………………………………………………......8
Список используемой литературы…………………………………………...….9
Введение
Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует своей реализации и высокую степень личностного развития в целом, и отлаженную работу психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречную согласованность тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и раскрывает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства. Поэтому, вопрос о воспитании и развитии технических навыков учащихся актуален на разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне – искусство практическое, требующее определенных технических навыков. Техника аккордеониста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 6 – летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне. Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональных навыков, сохраняя при этом его эмоциональную увлеченность музыкой. В музыкально-исполнительском искусстве технике отводится значительное место, в то же время техника - не самоцель, а лишь средство воплощения художественного содержания музыкального произведения.
2. Гаммы и арпеджио как один из важнейших элементов исполнительской техники баяниста.
Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы баянистов над развитием и совершенствованием исполнительской техники. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений. Успешная работа над гаммами и арпеджио помогает преодолеть многие технические трудности: - позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры; - создает легкую и свободную пальцевую беглость; - улучшает туше; - способствует координации движений обеих рук; - способствует плавности ведения меха и смены направления его движения; - помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов. Разучивание гамм и арпеджио следует начинать в медленном темпе.
3. Важность изучения и работы над гаммами.
Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное отклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов).
2. Гаммы способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).
3. Гаммы необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
4. Гаммы нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий: звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио …). Важно указать (с самого начала работы над гаммами) учащимся ясную цель: для чего изучаются гаммы и пользу, какую они могут принести для музыкального развития каждого.
4. Особенности работы в процессе изучения гамм, арпеджио, аккордов.
После того, как та или иная гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках. Быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио. При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу. Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и двигательного контроля: - за минимально ровным звуком и плавной сменой направления движений меха; - за строгим соблюдением указанной аппликатуры; - за естественностью и экономностью движений пальцев, кисти и предплечья; - за четкостью пальцевого удара; - за точностью выполнения определенного метроритмического рисунка и штрихов; - за точностью координации движений пальцев при исполнении обеими руками. Работу над арпеджио можно начинать со второй половины первого! года обучения. Подготовить ученика к игре арпеджио следует на материале гармонических фигураций, встречающихся в этюдах или упражнениях.
Кисть руки делает минимальное движение от первого к пятому пальцу. Первый палец после снятия с клавиши плавно подтягивается к остальным.) В начале осваиваются арпеджио короткие и ломаные, позже - длинные. При игре аккордов следует обращать внимание ученика на одновременность действий всех играющих пальцев. Конечным результатом изучения гамм и арпеджио должно быть умение исполнять их совершенно свободно и легко в любых темпах, в различных метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками одновременно). Гаммы и упражнения — не простое ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного технического продвижения вперед.
Наиболее важным этапом развития исполнительской техники является работа над гаммами. Основная трудность этого этапа заключается в том, что при восходящем и нисходящем движении необходимо овладеть навыками подкладывания пальцев. При восходящем движении подкладывается первый палец, при нисходящем – третий и четвертый. Необходимо добиться плавного и свободного движения кисти во время подкладывания пальца. При этом нужно контролировать ровность звучания мелодии. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности строения исполнительского аппарата каждого учащегося. Исходя из этого, нужно найти наиболее целесообразные движения руки при подкладывании пальцев.
Овладев различными перемещениями рук по клавиатуре, можно начинать освоение мажорных и минорных гамм. На начальном этапе рекомендуется играть гаммы До мажор, Соль мажор, Ре мажор, ля минор, ми минор, ре минор (гармонические и мелодические виды). Работая над гаммами необходимо добиваться предельной точности в ритме, штрихах и нюансе. В любой музыке достаточно часто встречаются гаммаобразные мелодические движения. Поэтому, знать аппликатуру гамм учащемуся крайне необходимо, чтобы уметь практиковать ее в музыкальных произведений.
В начальной работе над техникой наряду с гаммами нужно играть короткие и длинные арпеджио. Эта работа осложняется необходимостью быстротой смены положений правой руки, освоение коротких арпеджио рекомендуется с игры аккордами, обращая внимание при этом на одновременное нажатие клавиш и свободную, быструю перегруппировку пальцев перед аккордом. Справившись с этой задачей можно переходить к арпеджированию.
Культура исполнения аккордов, как и двойных нот, связаны со слуховым контролем атаки звуков аккорда и его снятия, а также точностью исполнения штриха. Исполнение аккордов требует быстрой перегруппировки пальцев.
Чередование аккордов в тесном и широком расположении делает задачу еще более сложной. Важной предпосылкой точного звукоизвлечения является предварительное осознанное представление исполняемого аккорда. Исполнение нескольких аккордов потребует предварительной структурной модели этой взаимосвязи.
Заключение
Играть быстро и играть виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельная беготня по клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического элемента к своей логической вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волю в соответствии с музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждый пассаж будет звучать как бы бесповоротно и неотвратимо.
В принципе каждый баянист-аккордеонист находит для себя удобное движение пальцев, кисти рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам, склонным к авторитарным методам занятий с учениками.
Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью.
Техника - это средство для создания музыкально – художественного образа.
Значит, в конечном счете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания.
Список используемой литературы:
1. Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» Издательство Владимира Катанского 2008 год.
2. Бирмак О. «О художественной технике пианиста» Музыка 1973 год.
3. Нейгауз Г. « Об искусстве фортепианной игры» Москва 1961 год.
4. Имханицкий М.И. « Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства». Академия музыки им. Гнесиных 2010 год.