Диагностические задания, позволяющие оценить индивидуальные достижения обучающихся, успешность освоения ими содержания предмета «Музыка».
Тюлькина Лариса Юрьевна, учитель музыки,
МБОУ «Уинская СОШ» Пермский край.
С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.
На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера.
Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.
- Создание звуковых картин:
Цель: Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки.
«Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».
звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.
Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.
«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.
«Дятел стучит» - карандашами по столу.
Можно сочинить мелодию к песенке дятла:
«День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук- тук- тук- тук- тук».
План оценивания:
1.Активное участие;
2.Творческая иллюстрация данного материала;
3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;
Критерии оценки:
В конце урока учащийся даёт самоанализ о исполненном коллективном произведении с выставлением себе положительной оценки.
- Звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).
Цель: Обогащение жизненного и музыкального опыта;
Развитие творческих способностей на уроках музыки.
Перед иллюстрацией данного материала с учащимися проговаривается сценарный план, выбираются главные герои действия, музыкантам раздаются инструменты (озвучивается инструкция по использованию).
Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.
Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»:
слышен топот лошадей (карандаши, ложки);
звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);
народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).
Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»:
смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент).
Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.
После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».
План оценивания:
1.Активное участие;
2.Творческая иллюстрация данного материала;
3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;
4.Артистичность исполнения.
Критерии оценки:
Учащиеся выставляют оценки друг другу (сосед-соседу по парте).
- «Пятиминутная разминка» (2-4 класс)
Цель: Развитие творческого мышления обучающихся.
Из букв названий семи известных вам нот за пять минут составьте как можно больше слов.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ
Ответ: 1. Доля. 2.Мир. 3. Миф. 4. Форель. 5. Дом. 6. Сила. 7. Фасоль. 8. Миссия. 9. Ясли. 10. Лиса. 11. Лес. 12. Фирма. 13. Ферма. 14. Дрель. 15. Моль. 16. Фарс. 17. Седло. 18. Род. 19. Силометр. 20. Мера. 21. Сад. 22. След. 23. Лира. 24. Фамилия. 25. Домра. 26. Радио.
Критерии оценки:
Если составлено 10-12 слов – оценка «5»
Если составлено меньше 10 слов – оценка «4»
Если составлено 5-7 слов – оценка «3»
- Музыкальный термин в квадрате. (5 класс)
Отгадайте музыкальное слово, спрятанное в квадрате.
Цель: Проверка изученных музыкальных понятий. Развитие творческого мышления у обучающихся на уроках музыки.
1
к
а
т
а
в
р
2
к
т
а
о
в
а
3
о
ц
р
е
к
с
4
л
е
т
к
п
у
5
р
а
п
т
и
я
6
р
у
н
а
с
т
7
л
а
в
к
и
р
8
н
а
м
р
о
с
9
г
а
л
ш
н
а
Ответы: 1. Кварта.
2. Куплет 3. Клавир.
4. Октава 5. Партия.
6. Романс. 7. Скерцо.
8. Струна 9 Аншлаг.
Критерии оценки:
- 9 правильных ответов – оценка «5»
- 6-7 правильных ответа – оценка «4»
- 5-6 правильных ответа-оценка «3»