Шайхиева Татьяна Наилевна
Воспитатель старшей группы
Тема: Контрольно - диагностическое занятие «Тропинка знаний»
Раздел: Основы грамоты и письма.
Цель: Совершенствовать практические умения и навыки детей. Становление
фонематического слуха, восприятий.
Образовательная задача: Уточнить и закрепить умение на слух выделять гласные
звуки буквы, слова, определять количество слогов в слове, дифференцировать
твердые и мягкие согласные звуки, формирование самоконтроля за речью.
Развивающая задача: Развивать грамматический строй речи. Развивать зрительное
и слуховое восприятие, внимание, память.
Воспитательная задача: Воспитывать доброжелательные отношения, смелость, веру
в собственные силы, знания.
Билингвальный компонент: әліпби- алфавит, сөз- слова, кітап- книга.
Демонстрационный компонент: иллюстрации замка и замка, алфавит, кроссворд,
загадки, картинки подсказки к загадкам, цветок с заданиями на задней стороне
написано слово «школа»
Организационно
поисковая
деятельность.
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
Мотивационно
побудительный.
Круг радости
Вступительное слово воспитателя.
1 задание
Воспитатель
2 задание
показ слайдов со слогамий
Встаньте дружно потянитесь!
Пошагайте, покружитесь.
Руки вправо, руки влево.
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь.
И друг, другу улыбнитесь.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Ребята сегодня у нас необычное занятие.
Мы с вами за год многому научились:
Правильно произносить звуки, учили буквы алфавита, составляли предложения и делили слова на слоги. И вот сегодня я приглашаю вас отправиться в волшебную страну «Граммотейка
Во время путешествия придется выполнять много заданий, вы должны быть внимательными, сообразительными и конечно нужно взять с собой хорошее настроение и наши знания.
Вы готовы?
Тогда закройте глазки.
Волшебной палочкой.
В воздухе взмахнем.
Волшебство появится.
В сказку попадем
Звучит музыка, дети выполняют движения,
озвучивая слова стихотворения.
Слушают
Дети закрывают глаза
( звучит музыка)
А теперь откройте глазки.
На доске изображения замка и замка.
Под ними написано одно и то же слово.
Спрашиваю Что это?
Куда падает ударение в этом слове?
А теперь переставим ударение на другой звук, а в этом слове «Замок» слово звучит по другому. Давайте скажем все вместе «Замок»
А в этом слове, куда падает ударение?
Вот мы и расколдовали наш замок
А теперь посмотрите и скажите, какие жители живут в этом замке?
А скажите почему они живут в разных замках? Что они ссорятся?
Из этих домиков слышны разные голоса
Что это мы слышим?
А чем отличаются звуки от букв?
А вот в этом красном домике живут интересные жильцы, они поют громким голосом – как они называются?
Какие звуки мы называем гласными?
Правильно звуки которые мы произносим, которые мы можем пропеть, громко крикнуть, долго тянуть и нам во рту ничего не мешает, называются гласными звуками.
А-а-а - Аня гладила кота.
У-у-у- утка плавает в пруду.
И-и-и- у Инны синие носки.
Ы-ы-ы –тыквы, бусы и усы.
Э-э-э –Эмиль кушает эскимо.
О-о-о – у Оли новое пальто
Игра «Узнай и хлопни»
Вы должны хлопнуть в ладоши если узнаете знакомый звук в слове.
Звук «А» Аист, банан, стул, машина
.Звук «И» Диван, солнце, индюк.
Звук «О» Облако, трава, стол.
Звук «Е» Полет, небо, ель.
В синем замке тоже живут жильцы, которые не умеют так долго петь как гласные, как же они называются? А согласные согласны, шелестеть, крипеть, даже фыркать и шипеть. Но не могут они петь. А какие еще бывают согласные звуки?
Правильно есть такие согласные звуки, которые бывают твердыми и мягкими, у них есть своя пара
Каким цветом мы обозначаем твердые
согласные звуки? А мягкие согласные?
А теперь мы поиграем с буквами.
Игра «Составь слово на заданную букву»
Я бросаю волшебный кубик - какой буквой к вам повернется на ту букву надо составить слово на( буква М) А теперь поиграем с кубиком
Игра « Цепочка слов»
А теперь поиграем с кубиком
Игра « Цепочка слов»
Я буду называть слово бросать мяч вам, а вы должны назвать слово на заданный последний звук и бросить мяч мне обратно
Замок и замок
На «О»
Дети произносят
На « А»
Ответы детей
буквы
ответы детей
звуки
звуки мы слышим, а буквы видим и пишем.
гласные звуки
дети проговаривают предложения вместе с воспитателем.
Хлопают в ладоши,
если слышат знакомый звук
Ответы детей
согласные звуки
твердые и мягкие.
Синим цветом
Зеленым цветом
Работают 2 детей
Один с кубиками
2 с кассой составляют слова
мак, мама, мир
Игра «Цепочка слов»
Я буду называть слово бросать мяч вам, а вы должны назвать слово на заданный последний звук и бросить мяч мне обратно
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем на мосту мы большую букву У
Вверх поднимем, глянем вниз. Вправо, влево повернем. Заниматься вновь начнем.
Сейчас все закроют глаза и снова послушают пение птиц. А наши глазки отдохнут, мы откроем следующий конверт и узнаем что там.
Дети в стране «Грамотейка» все знают.
Вы любите отгадывать загадки и кроссворды.
Сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд
К
А
Р
А
Н
Д
А
Ш
К
Н
И
Г
А
Г
О
Л
О
В
А
П
Е
Н
А
Л
Р
У
Ч
К
А
1.Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом пройдет.
Там заметку кладет.
2.Не дерево а с листочками,
Не человек. А рассказывает
3. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши.
Ручки, точилки, резинки.
Что угодно для души.
4.Грамоты не знаю
А весь день пишу.
Давайте прочитаем какое слово у нас получилось?
Давайте посчитаем слоги во всех этих словах.
Дети все эти слова обозначают школьные принадлежности из страны «Грамотейка»
Зрительная гимнастика
Раз налево, два направо,
Три- вверх, четыре –вниз.
А теперь по кругу смотрим.
Чтобы лучше видеть всех.
Дети встают в круг.
Вот и закончились наши задания, а значит
путешествие по стране «Грамотейка» к концу.
Молодцы вы показали хорошие знания, дружно выполняли задания. Вы доказали что
Готовы шагнуть в новую волшебную страну
«Школа»
Палочкой волшебной в воздухе взмахнем
Волшебство закончится в группу попадем.
Итог занятия
закрывают глаза
Открывают глаза
рисуют глазами букву У
поднимают и опускают глаза.
читают
считают слоги
Поворачивают глазами вправо, влево.
смотрят по кругу.
карандаш
книга
дети отвечают на вопросы воспитателя
Ожидаемый результат:
Знать: Знают какие звуки бывают гласные, согласные, твердые, мягкие.
Иметь: Имеют навык составлять предложения на заданный звук.
Уметь: Умеют отгадывать загадки, делить слова на слоги.