Критерии оценивания школьного этапа олимпиады по музыке
5-6 классы, 2016-2017 учебный год
Задание № 1.
Искусство музыки вызывает у человека различные эмоции, чувства и образы. Вам предстоит прослушать музыкальный фрагмент. Опишите чувства и мысли, которые Вас посещают при прослушивании этой музыки, какие художественные образы Вы увидели. Попробуйте сначала прослушать, потом записать опорные мысли и слова. Затем еще раз послушать музыку и создать небольшой по формату текст в виде сочинения (5-10 предложений). (40б.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительное задание:
1. Назовите название музыкального фрагмента и композитора, который сочинил эту музыку.
_____________________________________________________________________________
2. Какие еще произведения этого композитора вы знаете.
_____________________________________________________________________________
Для выполнения задания № 1 предлагается прослушивание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Задание направлено на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций участника (способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства, их словарный запас; способность использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления; зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной форме).
Участник использовал необходимый для выражения отношения к предложенной музыке лексический запас:
- Эмоционально-оценочное определение - 2 балла за каждое определение.
- Образные определения (образы-метафоры, образы-ассоциации) - 3 балла за каждое определение.
Создает художественный оригинальный текст по мотивам музыкального фрагмента - 6 баллов.
Применяет профессиональную лексику – 2 балла за каждый термин.
Грамотно излагает мысли в соответствии с формой высказывания - 2 балла.
Правильно называет название музыкального фрагмента и композитора, его сочинившего – 2 балла.
Правильно называет названия других произведений этого же композитора - по 2 балла за каждый правильный ответ.
Максимальное количество баллов - не более 40 баллов.
Задание № 2.
Разгадайте кроссворд. (10б.)
| | | | 1П | Р | 2 О | К | О | Ф | Ь | Е | В | | | | | | | |
| | | | | | П | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | Е | | 4П | | 5В | | | 6Р | | | | | | |
| | | | 3Ф | О | Р | Т | Е | П | И | А | Н | О | | | | | | |
| | | | Л | | А | | С | | О | | | М | | 9К | | | | |
| | | | Е | | | | Н | | Л | | | А | | В | | | | |
| | | | Й | | | | Я | | О | | | Н | | А | | | | |
| | | | Т | | | | | | Н | | | 8С | К | Р | И | П | К | А |
7Т | Р | У | Б | А | | | | | | Ч | | | | | Т | | | | |
| | | | | | | | | | Е | | | | 10Т | Е | М | П | | |
| | | | | | | | | | Л | | | | | Т | | | | |
| | | | | | | | | | Ь | | | | | | | | | |
По горизонтали:
Русский композитор.
3. Клавишный струнный музыкальный инструмент.
7. Духовой медный музыкальный инструмент.
8. Струнно-смычковый инструмент.
10.Скорость движения музыкального произведения.
По вертикали:
2. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
3. Духовой деревянный музыкальный инструмент.
4. Жанр музыки.
5. Струнно-смычковый музыкальный инструмент.
6. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
9. Ансамбль из четырех исполнителей.
Выявляется учебно-познавательная компетенция – общие знания по предмету «Музыка». За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 11 баллов.
Задание № 3.
Даны 12 слов, связанных с музыкой. Объедините их в группы. Дайте определение каждой группе. (15б.)
Опера, Чайковский, контрабас, кларнет, кантата, Рахманинов, романс, литавры, Римский-Корсаков, мюзикл, Мусоргский, валторна.
Жанры музыки | | Композиторы | | Музыкальные инструменты |
Опера, романс, мюзикл, кантата | | Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Мусоргский | | Контрабас, кларнет, валторна, литавры |
Оценивается умение обобщать и классифицировать знания из области музыки. Баллы начисляются за каждое слово, включенное в обоснованно составленную группу и отдельно за точность определения принципа систематизации. Максимальное количество баллов – 15 баллов.
Задание № 4.
Отметьте только жанры музыкального искусства. (2б.)
а) натюрморт
б) симфония
в) опера
г) пейзаж
Способность дифференцировать знания разных областей искусства. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 2 балла.
Задание № 5.
Соотнеси название музыкального произведения и его создателя. (5б.)
1 | С.В. Рахманинов | а | Фортепианный цикл «Картинки с выставки» |
2 | С.С. Прокофьев | б | Опера «Руслан и Людмила» |
3 | М.И. Глинка | в | Романс «Сирень» |
4 | М.П. Мусоргский | г | Сюита «Пер Гюнт» |
5 | Э. Григ | д | Кантата «Александр Невский» |
Выявляется учебно-познавательная компетенция – специальные предметные знания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Задание № 6.
Продолжите слова этого музыкального произведения. Напишите название и авторов этого произведения. (4б.)
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая-
Хранимая Богом родная земля!
Гимн Российской Федерации, ст. С. Михалкова, муз. А. Александрова. _____________________________________________________________________________
Выявляется уровень развития исследовательской и творческой компетенций. Задание осложнено определением авторов произведения искусства. Правильно воспроизведенный текст – 2 балла. Определение композитора произведения – 1 балл, автора стихов – 1 балл. Максимальное количество баллов – 4 балла.
Задание № 7.
Назовите автора и название музыкального произведения, сюжет которого воплощен в других видах искусства. (4б.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выявляются специальные предметные знания и искусствоведческие способности к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности. Название музыкального произведения – 2 балла, автора – 2 балла. Максимальное количество баллов – 4 балла. Если участник предлагает несколько произведений искусства с указанием авторов, баллы добавляются в соответствии с вышеуказанными критериями.
Задание № 8.
Определите, какой музыкальный жанр изображен на картине? Напишите не менее 10-15 определений или словосочетаний с ними, которые понадобятся для рассказа о ваших музыкальных впечатлениях от картины В. Васнецова. Определения нужно подобрать так, чтобы точно описать происходящее и передать настроение картины. (20б.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцениваются эмоционально-личностная и учебно-познавательная компетенции участника. Правильно определенный музыкальный жанр – 2 балла.
Участник использовал необходимый для выражения отношения к данному культурному явлению лексический запас:
- Эмоционально-оценочное определение: 1 балл за каждое определение.
- Образные определения (образы-метафоры, образы-ассоциации): 2 балла за каждое определение.
Максимальное количество баллов – не более 20 баллов.
Задание № 9.
Прочитайте стихотворение.
Буря
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит -
То прянет, то отхлынет прочь.
Всё раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьёт чугун.
Если бы вы были композитором, какую музыку вы написали бы под впечатлением от этих стихов? Впишите в таблицу средств музыкальной выразительности их характеристики, которые вы использовали бы для написания своей музыки. (40б.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средства музыкальной выразительности | Характеристика |
Мелодия (интонация) | |
Ритм | |
Лад | |
Темп | |
Тембр | |
Сопровождение (инструменты) | |
Задание направлено на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций участника (способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства, их словарный запас; способность использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления; зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной форме). Выявляются расширенные предметные знания.
Участник использовал необходимый для выражения отношения к предложенной музыке лексический запас:
- Эмоционально-оценочное определение - 2 балла за каждое определение.
- Образные определения (образы-метафоры, образы-ассоциации) - 3 балла за каждое определение.
Создает художественный оригинальный текст в соответствии с содержанием текста - 6 баллов.
Применяет профессиональную лексику – 2 балла за каждый термин.
Грамотно излагает мысли в соответствии с формой высказывания - 2 бала.
Максимальное количество баллов - не более 40 баллов.
5