Модель взаимодействия общего, дополнительного образования в рамках расширения образовательного пространства
Модель взаимодействия общего, дополнительного образования в рамках расширения образовательного пространства
В данной работе представлен опыт работы образовательного учреждения по взаимодействию основного и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Творческая группа школы представляет созданную в союзе с родителями учащихся начальных классов модель взаимодействия для реализации ФГОС-2.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель взаимодействия общего, дополнительного образования в рамках расширения образовательного пространства »
Модель взаимодействия общего, дополнительного образования в рамках расширения образовательного пространства
Н.Л.Мозговая, ГК ОУ РО общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования №33 г.Новошахтинска
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны. Реализовать данную цель только с помощью основного образования невозможно. Поэтому логично то, что особая роль отводится дополнительному образованию как мотивированному образованию за рамками основного, позволяющему человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Внедрение ФГОС-2 в Новошахтинской общеобразовательной школе-интернате №33 осуществляется с 2010 г. Особенности нашего учреждения таковы, что на протяжении многих лет своего существования особое значение уделяется профильному, профессиональному и социальному самоопределению учащихся. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения. Именно дополнительное образование в силу своих особенностей становится реальной сферой самоопределения подрастающего поколения. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных клубов, секций, кружков, они могут проявить инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и учитывать интересы других. Школьное образование, ограниченное рамками классно-урочной системы, не позволяет приблизиться к полноценному решению обозначенных задач. Поэтому в учреждении существует своя система взаимодействия общего и дополнительного образования. В течение многих лет сложились партнерские отношения с ДЮСШ города, СЮТ-1, МОУ ЦДО. Большой популярностью у учащихся пользуются секции волейбола, футбола, тенниса; театральная студия «Буратино», турклуб «Мечта», изостудия «Волшебная кисточка», «Мастерская Самоделкина».
Систему взаимодействия в учреждении можно представить с помощью следующей схемы:
Внешнее взаимодействие школы:
ДЮСШ
МБОУ ЦДО ЦДО
СЮТ
Социальные партнеры
Внутреннее взаимодействие:
психолог
библиотекарь
логопед
воспитатель
Социальный педагог
Федеральные образовательные стандарты второго поколения внесли свои коррективы в данную систему. Чтобы выстроить модель взаимодействия основного и дополнительного образования, важно было ответить на вопросы: В чем основной замысел внеурочной деятельности? Какие ее цели, кто их ставит и реализует? Какое подбирается содержание, как оно структурируется? Какие средства выбираем? На какие результаты ориентируемся? Какой ценой они будут достигаться?
Через ответы на эти вопросы проявляется позиция школы по отношению к дополнительному образованию детей и его программам (она не может быть потребительской, меркантильной, формальной, инертной, а должна быть деловой, или тонизирующей партнерские отношения во всех начинаниях). На следующем этапе мы выявили основные проблемы и ошибки взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования при переходе на ФГОС общего образования:
не изучается заказ детей и родителей на дополнительное образование:
отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребенка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в учреждениях дополнительного образования детей (ОУДОД) или учреждениях культуры, спорта и т.д.;
имеют место перегрузки детей;
реализация ФГОС замыкается в стенах школы, класса, в необорудованных помещениях;
организация дополнительного образования в школе доверяется непрофессионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;
программы, разработанные учреждениями дополнительного образования, не соответствуют ФГОС-2.
Поэтому была разработана система внеурочной деятельности в школе, разработаны единые требования к программам кружков и секций, цели и задачи, а также планируемые результаты. Классный руководитель, проведя опрос родителей и учащихся, выстраивает единую модель взаимодействия, строго отслеживает занятость учащихся во внеурочной деятельности, поддерживает тесную связь с руководителями кружков для реализации единых целей и задач воспитания и обучения, обсуждаются на консилиуме школы планируемые результаты, технологии интеграции в учебный процесс.
Модель взаимодействия основного и дополнительного образования
Образовательное учреждение
Технология взаимодействия
Содержание
Согласование приоритетных задач
Нормативно-правовая основа
УДО
Мониторинг результативности
Дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов:
уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений.;
возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
возможности работы в социуме, социального творчества детей;
организацию каникулярного времени детей;
возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
Закончить выступление хотела словами Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только нужно позволить ему светить». И в нынешнее время на плечах педагога лежит важная задача общества: зажечь в сердце каждого ученика «маленькое солнышко», которое будет светить и согревать окружающих.
Используемая литература:
1. Дополнительное образование детей : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
2. Материал об организации внеурочной деятельно-сти при введении ФГОС общего образования № 03-296 от 12 мая 2011 г. // Официальный сайт Мини-стерства образования и науки РФ.