Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Филатовой Ирины
Проверил преподаватель:
Шевченко Е. И
Зерноград
2017
Тема: Встреча с 10 музой. Музыка и кино.
Цель: Сформировать представление о развитии кинематографа и кино в целом, путем просмотров фильмов и мультфильмов, выполнения различных заданий.
Задачи:
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
План:
Приветствие
Стих о кино
Оглашение темы
Что вы хотели бы узнать? (ну что ж я постараюсь ответить на все ваши вопросы, а вы мне в этом поможете, согласны?)
Песня Простоквашино
Фрагменты мультфильмов (Что вы видели? Знаете ли вы этих героев?)
Викторина
Песня Ну погоди.
Как вы считаете, что помогает актерам хорошо и достойно играть свои роли?
Я предлагаю вам познакомиться с таким понятием как МУЗА? (Что вы знаете о этом слове или как понимаете?).
(Сейчас я хотела бы предложить вам раскрыть в каждом из вас музыкальную музу, которая так и будет называться Музыка.) Давайте попробуем спеть вместе с героями. (волк 2)
Стих о кино
Муза 10.
Как вы понимаете слово КИНО? Что вы уже знаете о кино? (Вы частично правы. Кино возникло…..)
Вообразите, что вам предстоит много лет жить и странствовать в Космосе. Какие фильмы вы бы взяли с собой, не опасаясь, что они вам наскучат?
Фрагменты кино (Ваши ощущения после просмотра? А увидели ли вы как герои мультфильмов могут оживать, когда их играют люди в фильмах? Как вы считаете тяжело ли это?)
Сейчас мы увидели, как играют люди героев мультфильмов. Все знают такой мультик как Мадагаскар? А какие там есть герои? А знаете ли вы какие интересные и веселые танцы танцуют на Мадагаскаре? Тогда, я вам предлагаю стать актерами, и сыграть героев мультфильмов станцевав Мадагаскарский танец, тем самым попробовать на себе роль музы-танца Терпсихоры, только нужно очень постараться и выполнять движения быстро.
Творческое задание (В любом кино и мультильме есть герои хотели бы вы быть похожими на этих героев? В чем? За что вы уважаете именно этих героев? Давайте создадим с вами свой актерский состав? У вас на столах лежит пластилин слепите из него вашего любимого героя мультфильма или кино)-музыка фоновая, время 2-3 минуты
Рефлексия
Что вы запомнили из занятия?
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Сначала цвет которой показывает с каким настроением вы пришли на урок. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
По окончанию урока приклеить лепесток, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока. Другой цветок.
Соответствие цветов настроению:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Мы теперь знаем, что есть такой день, который отмечают все деятели киноискусства и мы с вами. И вы сегодня показали, как хорошо знаете наши родные мультфильмы, которые всегда дарят вам радость, учат вас добру и справедливости.
-Здравствуйте уважаемые ребята. Меня зовут Ирина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок музыкальной деятельности. Но перед тем как начать наше занятие я хочу предложить вам рассказать мне о вашем состоянии. Для этого выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения с каким вы пришли сегодня на занятие. Затем все лепестки соберите в один общий цветок.
Соответствие цветов настроению:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Ритуал прощания «Эстафета дружбы».
-Давайте мы как этот цветок объединимся с вами и поделимся свои настроением и дружбой с другими. «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет на протяжении нашего занятия.
-Начнем мы наше занятие со стихотворения.
В искусстве много видов, жанров, стилей И все они прекрасны, право, но... О чем бы там и что ни говорили – Прекрасней всех, конечно же, кино! Когда потушен свет, и на экране Всплывает первых кадров череда – Мы постигаем нашей жизни грани В кино влюбляясь, раз и навсегда! Спасибо всем: артистам, каскадерам, Спасибо сценаристам и певцам, Художникам спасибо, режиссерам И всем, кто эти кадры дарит нам! В искусстве много видов, жанров, стилей И все они прекрасны, право, но... Мой стих для тех, кто ради нас вложил Сердца и души в вечное кино!
-Вы сейчас услышали стих. О чем он? А что бы вы хотели узнать о кино?
-Ну что ж я постараюсь ответить на все ваши вопросы, а вы мне в этом поможете, согласны? Для того чтобы ответить на интересующую вас информацию, я подготовила для вас «встречу со звездой экранов-10 музой».
-Для того, чтоб эта встреча прошла хорошо, я предлагаю вам подготовится. Ведь 10 муза не простая и любит все мультфильмы и кино. Она мне дала задания, которые нам необходимо выполнить чтоб она пришла к нам в гости. И начнем мы с первого задания- исполнения зимней песни из мультфильма, а какого вы назовете сами после исполнения (Простоквашино)
-Какие там герои? Что вы помните о них?
-Я вижу вы хорошо знаете произведение по песни. А сможете ли узнать произведение по героям. (Холодное сердце), (Зверополис) –Что вы видели? Знаете ли вы этих героев?
-Вы справились с этим заданием и назвали все верно. Но 10 муза подготовила нам более трудные задания. Попробуем их решить? (Викторина. Приложение 1)
-Вы большие молодцы. Давайте ещё раз вспомним какие герои нам встретились? Я вижу немного подустали, поэтому я предлагаю вам прослушать, а потом спеть песню из известного вам мультфильма.
-Узнали мультфильм? А какие ваши любимые фильмы? Что вы чувствуете, когда смотрите фильм? Какие у вас бывают ощущения после просмотра? Как вы считаете, а легко ли актерам играть роли, чтобы вы получили различные эмоции? Как вы считаете, что помогает актерам хорошо и достойно играть свои роли?
-Все что вы назвали неизменно подходит для исполнения роли. Но каждый артист перед выходом на сцену проходит специальную школу подготовки и там он разучивает такое понятие как Муза. Поэтому я предлагаю вам тоже познакомиться с таким понятием как МУЗА?
-Что вы знаете о этом слове или как понимаете?
-Давайте я уточню и под итожу сказанное вами.
Музы
Музы — греческие богини искусства. Дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Муз было девять и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определённому виду искусства.
Каллиопа - муза эпической поэзии,
Эвтерпа — муза лирической поэзии,
Эрато — муза любовной поэзии,
Талия (Фалия) — муза комедии,
Мельпомена — муза трагедии,
Терпсихора — муза танца,
Клио — муза истории,
Урания — муза астрономии,
Полигимния (Полимния) — сначала муза танцев, потом пантомимы и гимнов.
Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой. Они веселили богов своими песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно и ласково, особенно к своим любимцам — поэтам, драматургам, певцам и актерам. Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги, музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времён.
Функции Муз постепенно разграничивались по мере различия искусств, и Музы превратились в символические образы: Эрато - Муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - Муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена - Муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - Муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - Муза танца с лирой и плектром Талия - Муза комедии с комической маской, Урания - Муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают Музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет
Десятая муза
Античная мифология насчитывала девять муз (богинь — покровительниц наук и искусств). Выражением "десятая муза" обозначают какую-либо область искусства, преимущественно вновь возникшую в наше время — это стало кино, радио, телевидение и т. д. Кино, за которое отвечает Десятая муза, невозможно приписать к ведомству ни одного из старших искусств. Это дитя века техники - и музу кино иногда даже называют Технэ.
-Думаю мало кто из вас знает, но именно 2016 год был годом кино и мульфильма. Многие заведения приглашали людей на просмотр фильмов абсолютно бесплатно.
-А как вы считает есть ли в вас хотя бы одна загадочная муза искусства? Может вы что-то умеете делать очень хорошо? Или какая-то муза из перечисленных относится к вам?
-Я предлагаю нам сегодня всем вместе открыть свою музу-Музыки. Мы с вами спели уже 2 песни и последняя песня которая раскроет в нас музу будет песня из всеми известного мультфильма Илья Царевич и Серый волк.
-Вспомнили мультфильм? Ну что ж, а мы движемся дальше.
-Заранее, заранее Все было решено: У школьников собрание, Потом у них кино. Домой придет Мой старший брат, Он мне расскажет Все подряд, Он объяснит мне, Что к чему. А я большая! Я пойму. И вот он начал Свой рассказ: — Они ползут, А он им — раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей — раз! Она им — раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней Заодно... Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла.
-Как вы думаете почему девочка ничего не поняла о кино? А что вы уже знаете о кино? А знаете ли вы как оно возникло?
-Все что вы знаете очень хорошо. Вы частично правы.
Кино «ткется» из истории — из большой истории человечества и из маленьких историй о маленьких людях. И это роднит музу кино с Клио, музой истории. Кино рассказывает и показывает историю, причем не только в фильмах, построенных на историческом сюжете. Талия и Мельпомена — одна улыбающаяся, другая серьезная — помогают нам понять, что все мы актеры в великом театре жизни. Эти музы подарили десятой не только два популярных жанра: комедию и трагедию, в которых она может себя проявить.
Две великие музы учат нас смотреть на себя со стороны, смеяться и плакать, вновь возвращая улыбку и чистый взгляд ребенка нашим нахмуренным лицам.
Кино берет свое начало от «движущихся картинок». Но для того, чтобы заставить картинки двигаться, понадобилось немало лет, и произошло это благодаря усилиям множества людей.
Обратимся к 1800-м годам, когда были поставлены первые опыты по получению снимков, создающих иллюзию движения. Например, устанавливалось несколько камер, чтобы сделать серию снимков бегущей лошади.
В конце 1880-х годов была изобретена катушечная пленка. Затем придумали камеры, которые фотографировали серию отдельных, последовательных эпизодов движения. Это были кадры фильма, которые потом прокручивались с такой же скоростью, с какой снимались. При этом на экране воспроизводилось движущееся изображение. Это и были «движущиеся картинки».
Они стали очень популярными. Сначала это были простенькие сцены из окружающей действительности: морской прибой, бегущая лошадь, качающиеся на качелях дети, прибывающий на станцию поезд.
Первый сюжетный фильм был создан в лаборатории Томаса Эдисона в 1903 году. Это было «Ограбление Великого Поезда». Фильм стал сенсацией. Его показывали в специально затемненных палатках.
Первые стационарные кинотеатры в Соединенных Штатах появились в 1905 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Владельцы называли их синематографами. Вскоре они были открыты по всей стране, и все стали ходить в кино.
Большинство первых фильмов производились в Нью-Йорке и Нью-Джерси. И только в 1913 году фильмы начали выпускаться в Голливуде.
- Вообразите, что вам предстоит много лет жить и странствовать в Космосе. Какие фильмы вы бы взяли с собой, не опасаясь, что они вам наскучат?
-У вас очень разнообразные интересы в фильмах. Это очень здорово. А мне нравятся фильмы, построенный на мультфильме и сказке. И сейчас я хочу продемонстрировать его вам.(Золушка, Красавица и Чудовище).
-Ваши ощущения после просмотра? Увидели ли вы как герои мультфильмов могут оживать, когда их играют люди в фильмах? Как вы считаете тяжело ли это?
- Сейчас мы увидели, как играют люди героев мультфильмов. Все знают такой мультик как Мадагаскар? А какие там есть герои? А знаете ли вы какие интересные и веселые танцы танцуют на Мадагаскаре? Тогда, я вам предлагаю стать актерами, и сыграть героев мультфильмов станцевав Мадагаскарский танец, тем самым попробовать на себе роль музы-танца Терпсихоры, только нужно очень постараться и выполнять движения быстро.
-Мы с вами отдохнули. Не сильно устали? Но я рада, что вы очень старались и у вас все получилось.
-В любом кино и мультфильме есть герои хотели бы вы быть похожими на этих героев? В чем? За что вы уважаете именно этих героев? Давайте создадим с вами свой актерский состав? У вас на столах лежит пластилин слепите из него вашего любимого героя мультфильма или кино-музыка фоновая, время 2-3 минуты
- Какой замечательный актерский состав у нас получился. Как вы бы по имеющимся героям назвали бы кино или мультфильм? О чем бы он был? У вас получились очень смешные и необычные названия. Я предлагаю вам дома написать небольшую сказку с этими животными. Но, а наше занятие подошло к концу.
-Что вы запомнили из занятия? Что узнали нового? Что вызвало интерес? Ответили ли мы с вами на вопросы? Тогда я предлагаю взять оставшийся листик и разукрасить в цвет, который наиболее подходит к цвету настроения у вас сейчас. Соберите так же все лепестки в общий цветок.
Соответствие цветов настроению:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
-Я вижу, что настроение у вас хорошее и я этому очень рада. Пусть оно у вас остается до конца дня, чтобы вы смогли поделиться им с вашими родными, как мы с вами в начале занятия. А нашу проделанную работу мы отправим нашей музе и будем ждать её приезда.
-Вы сегодня показали, как хорошо знаете наши родные мультфильмы, которые всегда дарят вам радость, учат вас добру и справедливости. Я желаю оставаться вам такими же любознательными и творческими ребятами.
-Спасибо за внимание. До свидание.
Приложение 1.
Викторина
Мультфильм о враче-ветеринаре?
("Доктор Айболит")
Что потерял Ежик в тумане?
(Узелок)
В каком мультфильме измеряли рост удава?
("38 попугаев")
Назовите вредину преклонного возраста. Ее имя совпадает с названием шляпы?
(Шапокляк)
Как звали котенка, который предложил вместе бояться?
(Котенок Гав)
Назовите имя и отчество почтальона Печкина?
(Игорь Иванович)
Как звали большую черную кошку из Джунглей?
(Багира)
Назовите мальчика, который уехал жить в деревню.
(Дядя Федор)
Приложение 2.
Загадки про мультфильмы
Конкурс "Угадай героя мультфильма"
Оля, наша, в зоопарк
С братиком ходила
Посмотреть на обезьян
И Гену-… .
(крокодила, мультфильм «Крокодил Гена»)
***
Искал свою маму лохматый слонёнок.
Ко всем приставал: «Чей я ребёнок?»
Немало пришлось малышу испытать!
Слониха его приняла, словно мать.
(Мамонтенок, мультфильм "Мама для мамонтенка")
***
Он — не мягкая игрушка,
А из сказочки зверушка.
В зоопарке он служил
И у крокодила жил.
Мех на нём-то, как рубашка.
Имя зверя — ...
(Чебурашка, мультфильм "Чебурашка и крокодил Гена")
***
В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днём
Вдруг свалился в водоём?
(Шарик, мультфильм "Дядя Федор, пес и кот"")
***
Вы ведь слышали о нём?
Знает всё и обо всём.
«А Вы были на Таити?» —
Сами так его спросите.
Да загадка-то простая!
Как же звали попугая?
(Кеша, мультфильм "Возвращение блудного попугая")
***
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — ...
(Винни-пух, мультфильм "Винни-пух")
***
Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
(Карлсон, мультфильм "Малыш и Карлсон")
***
Черепахе триста лет.
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
(Тортилла, мультфильм "Приключения Буратино. Золотой ключик")