kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В помощь преподавателю сольфеджио

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются  вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов, и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.

    Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио.

    При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободного дыхания, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании, большую роль играет настройка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В помощь преподавателю сольфеджио»

Краткие методические указания



  1. Вокально-интонационные навыки

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов, и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио.

При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободного дыхания, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании, большую роль играет настройка.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения коллективно или группами, и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме по руке педагога. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука.

Для большей наглядности при осознании и восприятии лада можно использовать элемент существующих современных систем начального музыкального образования, как, например, показ ступеней по болгарской столбице, различными знаками из венгерской системы относительной сольмизации, а также и некоторые другие приемы (числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточкам с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступеней и т.д.).

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании (в двух и трехголосном).

В двухголосных ладовых упражнениях, также как и в одноголосных, можно использовать болгарскую столбицу.

Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука. Учащиеся старших классов должны уметь разрешать интервалы, аккорды и их обращения, мысленно представив себе ту или иную тональность.

Вокально-интонационные упражнения чаще всего исполняются в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это лишь вспомогательное средство воспитания основных навыков. Музыкальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнений, составленных педагогом.

  1. Сольфеджирование и пение с листа



Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.

Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале –выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий и песен).

Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон учащихся младших классов («до» первой октавы – «ми» второй октавы). В старших классах его можно расширить. Встречаются учащиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном учащегося.

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Желательно, чтобы она проводилась самими учащимися от данной тоники или от ноты «ля», взятой с помощью камертона или фортепиано.

Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.

Важным и полезным примером, приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.

  1. Воспитание чувства метроритма



Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата, необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторение (простукивание хлопками, карандашом, на ударных музыкальных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом; простукивание ритмического рисунка, записанного на доске, специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка со слогами с тактированием или без него; ритмическое остинато, аккомпанемент к песням, двух и трехголосные ритмические упражнения, ритмические каноны с текстом и без текста; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах; ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного хлопками, карандашом на ударном инструменте и т.д.).

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, но не следует делать его самоцелью. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для учащегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.



  1. Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)



Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую музыкальную базу для осознания и изучения разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой учащихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

а) целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;

б) анализ отдельных элементов музыкального языка.



  1. Целостный анализ

Основная задача этого вида анализа – научить учащихся слушать музыкальные произведения. О важности этого навыка в музыкальном воспитании детей можно судить по высказываниям Д.Кабалевского:

«Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство,…это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого…»

«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того, можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее (играть, петь, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства».

При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринимать ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвенции, узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.

При анализе многоголосной музыки учащиеся детских школ искусств должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).

  1. Анализ элементов музыкального языка

Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения, анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, ритмических оборотов, интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании от звука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательности, аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании, в тональности и от звука; последовательностей из нескольких аккордов.

Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.



  1. Музыкальный диктант

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

Не менее важно для учащегося уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее мелодии, размере, особенностях ритмического рисунка.

Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант в предварительным разбором. На предварительный разбор должно уходить не более 5-10 минут.

Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени при определенном числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом в 2-3 минуты (к концу реже). Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т.е. только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно анализировать мелодию.

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся, в частности, для домашней работы, самодиктант, запись знакомой мелодии по памяти. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов), ритмический и др.

Перед началом записи необходима ладовая настройка. Время для записи диктанта устанавливается педагогом в зависимости от его объема и трудности. В младших классах – 5-10 минут, в старших – 20-25 минут.

Для развития ладо-функционального слуха полезно первоначально проигрывать мелодию диктанта с гармоническим сопровождением. Проигрывание диктанта может осуществиться не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструмента; запись диктанта возможна также с голоса (тембровые диктанты).

Необходимо научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, учащиеся проверяют тетради друг друга, один из учащихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).

Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на инструменте.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов и т.д.



  1. Воспитание творческих навыков

Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Всё это очень важно как для детей профессионально перспективных, так и для детей со средними музыкальными данными.

Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладо-интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память), а также развивает вкус и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем все упражнения необходимо тесно связывать с основными разделами курсами. Цель этих упражнений – помогать в приобретении навыков пения с листа, записи диктанта, определении на слух.

Творческие задания должны быть доступны учащимся. Их необходимо хорошо продумать и подбирать в зависимости от состава группы (возраста, уровня слухового развития, владения различными инструментами).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
В помощь преподавателю сольфеджио

Автор: Байбикова Лилия Ряшитовна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280512

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ "
    ["seo_title"] => string(129) "modiefitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-sol-fiedzhio-muzykal-naia-strana-domisol-ka-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "196481"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428059523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Основные формы работы на уроках сольфеджио как результат обучения»"
    ["seo_title"] => string(67) "osnovnye_formy_raboty_na_urokakh_solfedzhio_kak_rezultat_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "609412"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654858590"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Музыкальные термины по сольфеджио в виде кроссворда для учащихся 2 - 4 классов ДМШ и ДШИ. "
    ["seo_title"] => string(100) "muzykal-nyie-tierminy-po-sol-fiedzhio-v-vidie-krossvorda-dlia-uchashchikhsia-2-4-klassov-dmsh-i-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "195196"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427882814"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(24) "Игра с ритмом"
    ["seo_title"] => string(14) "ighra-s-ritmom"
    ["file_id"] => string(6) "287459"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454493121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Применение цифровых образовательных ресурсов на предметах музыкально-теоретического цикла"
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_tsifrovykh_obrazovatelnykh_resursov_na_predmetakh_muzykalno_teoretich"
    ["file_id"] => string(6) "647713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711087797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства