Просмотр содержимого документа
«Воспитание пианиста»
Воспитание пианиста
Обучение на инструменте необходимо начинать раньше школьного возраста. Подлинный интерес у ребенка возникает не к любому произвольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии, песенки, мотиву.
Квалифицированные опытные педагоги используют в работе с детьми яркие и разнообразные мелодии, чтобы заинтересовать, научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера: веселую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную.
Перед ребенком стоит масса незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы, ключи и т. д. Но среди обилия задач наиболее важная: сохранить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям. И здесь большую и главную роль играет личность педагога и его контакт с учеником.
Ученик должен верить учителю. Если педагог, играя простую песенку сам поддаётся её обаянию, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Это называется совместное переживание музыки.
Ребенок должен почувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным. Тогда он испытывает доверие к учителю. У него возникает чувство ответственности и стремление оправдывать это доверие. С этого начинается авторитет педагога. Успех урока во многом зависит от умения педагога найти положительные моменты в игре ученика. Это создаст соответствующую атмосферу.
Решая с учеником задачу в правильном исполнении пьесы, педагог не имеет права узко мыслить и превращать в ограниченного ремесленника. Опыт и стаж педагога не должны приводить к шаблону в обучении. Чем опытнее педагог, тем больше он видит путей для различных индивидуальностей.
Чем опытнее педагог, тем больше значение он придаёт навыку разбора. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты. Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот, тем самым обеспечивая цельность игрового процесса.