Просмотр содержимого документа
««Условия формирования музыкальной культуры учащихся»»
Оксана Александровна Павлова
учитель музыки
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Качканарский городской округ
«Условия формирования музыкальной культуры учащихся»
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года поставлены основные задачи, решение которых поможет приблизить детей к пониманию литературы и искусства, ценностному восприятию достижений человеческой культуры, развить их творческие способности и духовно-нравственные качества. Задачи музыкального развития и образования подрастающего поколения решали во все времена. На современном этапе развития общества они приобретают все большую значимость.
Особо актуальной при работе с учащимися в общеобразовательных школах является одна из наиболее важных и сложных проблем школьной музыкальной педагогики «как сформировать и развить интерес к музыкальному образованию»?
Музыкальная культура – это синтез свойств личности, (проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе, в музыкальных знаниях, способности понимать, чувствовать, переживать и оценивать музыку). Воспитание такого синтеза охватывает период, значительно превосходящий школьные годы. В лучшем случае можно говорить о создании условий для успешного формирования музыкальной культуры личности.
Основными принципами, на которые опирается учебный процесс, становятся деятельностный, творческий подход к процессу музыкального воспитания. Среди видов деятельности в связи с этим будут преобладать те, которые устремлены к творчеству, так как творчество вызывает неподдельный интерес. К ним можно отнести музыкально-исполнительскую вокальную, ансамблевую и хоровую деятельность.
Вокальное, ансамблевоеи хоровое пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства, играет большую роль в формировании духовной культуры, расширяет художественно-эстетический кругозор ребенка.
Работая в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 2» учителем музыки с 1 по 8 классы, мне удаётся охватить вокальной деятельностью большое количество учеников младшего и среднего возраста именно через массовые виды деятельности, (а это не много-не мало 1-4 классы – 390 учащихся, 5-7 классы – 230 учащихся).
Вот уже не первый год в нашей школе стало доброй традицией проводить «Битву хоров» для учащихся школы. Каждый год - это разная тематика битвы, которая часто связана с темой года, объявленной в стране. Например,«Песни о войне», «Песни о природе», «Песни о школе», «Песни о Родине».
Готовятся к такому мероприятию ребята всем классом: продумывают репертуар, форму одежды, график репетиций, танцевальные движения.
Имея большой концертный зал, наша школа проводит большое количество школьных концертных программ, школьный фестиваль «Звездопад», где почти каждый класс выставляет свой вокальный ансамбль. Концертная деятельность вокалиста, вокального ансамбля, хора - одно их главнейших условий его жизни. Школьники с большим желанием участвуют в традиционных массовых мероприятиях: (ежегодных концертах, посвящённых Дню Знаний, Дню учителя, Дню матери, «Прощание с Азбукой», снятию блокады Ленинграда, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, в новогодних спектаклях, вечере встреч выпускников, итоговых линейках).
Так же с концертными программами мы выезжаем в центр «Забота», в профилакторий «Зеленый мыс», показываем свои вокальные достижения на городских праздничных площадках.
С удовольствием ребята принимают участие в концертах Дома детского творчества - День призывника, День города, «Ученик года».Хочется отметить, что в концертные программы привлекаются не одни и те же солисты и вокальный ансамбль, а дети с разным уровнем музыкально-вокального исполнения, для того чтобы в течение учебного года поддерживать их интерес к творческой и исполнительской деятельности.
Показателем успешно формируемой мотивации к изучению музыки, уровня творческих умений учащихся является ежегодное участие в городских вокальных и хоровых конкурсах.
Пробуем мы свои силы в окружных и областных конкурсах: 2016-2017 учебный год - участие вокального ансамбля в финале конкурса «Звёздочки ЕВРАЗА» г. Нижний Тагил; 2017-2018 учебный год – участие в областном фестивале «Урал-микс»,
3 место в областном конкурсе солдатской и военно-патриотической песни «Время выбрало нас», номинация «Ансамбли», г Сухой Лог.
Участие в концертах – главная награда детям за их труд. Ощутить себя артистом, пережить творческий подъем, почувствовать благодарность слушателей – все это мощный стимул к тому, чтобы продолжить активное общение с музыкой. Ученик не просто воспринимает музыкальное искусство от случая к случаю, он активно ищет встречи с ним,(что способствует:
личностному развитию учащихся;
повышению интереса учащихся школы к учебным занятиям в целом:
изменению самооценки учащихся;
воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
развитию музыкального восприятия, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства).
Вокальное и хоровое исполнительство - это активные формы музыкальной деятельности. Важно, чтобы эта деятельность мотивировалась внутренними потребностями школьников. Тогда музыка станет для наших учащихся интересным увлечением, которое они пронесут через всю свою жизнь. Общение с музыкой сделает их духовно богатыми и активными участниками культурной жизни.