kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Длительности и паузы в музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретическое обоснование и практическое  применение  упражнений и заданиий, ведущих к  развитию чувства ритма как условию формирования музыкальной культуры учащихся младших классов.

Тип урока  : комбинированный -закрепление знаний, комплексное применение знаний.

Цель урока :

Теоретически обосновать и практически проверить пути развития чувства ритма как условия формирования музыкальной культуры учащихся младших классов.

Задачи :                

  • Образовательные :

- закрепить новый изученный материал (счет длительностей вслух);

-продолжить формирование практических навыков (игра различных попевок, работа с карточками, чтение стихов на данную тему, знакомство с новыми музыкальными терминами);

  • Развивающие:

-развивать образное мышление, художественное воображение;

-развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности;

  • Воспитывающие :

-воспитывать любовь к музыке;

-воспитывать усидчивость и трудолюбие.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Длительности и паузы в музыке »

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 6 г.Хабаровска»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА



Тема: «Длительности и паузы в музыке»

по классу фортепиано









Выполнила

Сапрыкина Елена Николаевна

Преподаватель по классу

Фортепиано





г.Хабаровск 2015

Тема урока : «Длительности и паузы в музыке»

Тип урока : комбинированный -закрепление знаний, комплексное применение знаний.

Цель урока :

Теоретически обосновать и практически проверить пути развития чувства ритма как условия формирования музыкальной культуры учащихся младших классов.

Задачи :

  • Образовательные :

- закрепить новый изученный материал (счет длительностей вслух);

-продолжить формирование практических навыков (игра различных попевок, работа с карточками, чтение стихов на данную тему, знакомство с новыми музыкальными терминами);

  • Развивающие:

-развивать образное мышление, художественное воображение;

-развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности;

  • Воспитывающие :

-воспитывать любовь к музыке;

-воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Средства обучения : фортепиано, стол, стул, нотная тетрадь

Наглядный материал ( весь материал изготовлен учащимися):

  • яблоко (фрукт)

  • карточки-пособия :

  • изображения пауз различных длительностей

  • изображения яблок и

  • изображения долек яблока

ПЛАН УРОКА :

  1. Вступительная часть .

  2. Повторение пройденного материала .

3. Работа с новой темой.

4 .Здоровье-сберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности

5.Подведение итогов и домашнее задание.

ХОД УРОКА :

  1. Приветствие. Посадка за инструмент. Повторим пройденный материал.

Играем 3-м пальцем упражнения :

  • «Радуга»(через октаву с названием нот – фа-фа, до-до, соль-соль),

  • «Лесенка» - играем 2-м,3-м,4-м пальцами в первой октаве с пропеванием нот;

  • попевка «Василек» - левой рукой от ноты «фа»первой октавы, правой рукой от ноты «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии;

  • № «Петушок» - приемом нон легато с пропеванием нот, затем со словами и от разных нот.

  1. Проигрывая попевки, обращаем внимание на длинные , тянущиеся нотки и нотки покороче. Объясняем, что в музыке есть длинные звуки и короткие. Например : гудок паровоза, звонок в дверь .

Ответ ученицы: «Игра на струне гитары».

- « Правильно, молодец!»

На своем опыте эту тему всегда объясняю на примере деления яблока. И очень кстати , что семья моей ученицы многодетная (9 человек) и я предложила разделить на 8 равных долек(т.к. самому маленькому 9 мес. и яблоки ему кушать рано)- всем по дольке.

  1. За основу берется ЦЕЛОЕ яблоко – это и есть длительность ЦЕЛАЯ. Записываем в нотную тетрадь и ее счет «раз-и, два-и, три-и, четыре-и» Запоминаем стишок :

«Это нотка белая,

ее имя – ЦЕЛАЯ.

И она звучит так важно,

очень длинно и протяжно».



Дальше - разделим яблоко пополам. Получается две дольки (маме и папе). Обозначается как и целая, но со штилем вверх или вниз и записываем в нотную тетрадь и подписываем счет, он стал в два раза короче – «раз-и, два-и».

Читаем стишок :

« Нотку делим посрединке –

получаем половинки.

Нотка ПОЛОВИННАЯ –

тоже нотка длинная».


Играем на инструменте на примере одной нотки половинной и считаем ее. Далее делим каждую половинку яблока еще пополам и считаем вместе с ученицей: «Сколько же всего получилось долек?» - «Правильно, четыре, молодец!».

Записываем в тетрадь и определяемся, что четвертные - черненькие со штилем. Каждую надо считать с буквой «и».

Читаем стишок :

« Разрезаем половинки

на две черных четвертинки,

и всего мы получили

ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре».



Проигрываем нотку и посчитаем ее. Дальше разрезаем каждую четвертинку яблока еще пополам и считаем: « Сколько долек получилось?» - «Правильно, их восемь».

Обозначаются они как четвертные, но с «хвостиком» у штиля, а если надо сыграть две или больше, они объединяются общим ребром. Считать их надо просто «раз».

Читаем стишок:

« Делим дальше четвертушки –

получаем мы ВОСЬМУШКИ.

Тоже нотки черные –

быстрые проворные.

Их крючочками отметим,

чтоб не путать тех и этих».

А теперь проиграем одну, а потом несколько восьмых нот и посчитаем их вслух. При игре длительностей четко уясняем, что считать надо только кода палец полностью достал до дна клавиши и как только заканчивается счет – кисть надо поднять.

Поиграем попевку «Василек» с названием нот и длительностей – Фа – четвертная, фа- четвертная, ми – половинная, ре- четвертная, ре- четвертная, до – половинная и так два раза.



  1. «Поиграли?»- «Отдохнем».

Физкультминутка.

Глазки влево, глазки вправо,

сжать, разжать и поморгать.


(Промаршировали под музыку (играется марш на 1-2 минутки)


-«Оглянулись, а вокруг сколько много яблок!»- (ученица их разложила по всему классу – и на столе, на стуле, на инструменте)

-«А давай-ка их соберем. Вместе наклоняемся и собираем на полу, столе , вверху потянемся и достанем на инструменте. Все! Молодцы, собрали, размяли ручки, ножки».


Переходим к теме «Паузы в музыке» Ученица приготовила к уроку карточки с нарисованными паузами и стихами к ним. Читаем :

«В музыке, друзья, бывает,

Что все ноты замолкают.

Это ПАУЗОЙ зовут,

Нотам отдохнуть дают.

Кирпичик, червячок, крючок –

Все это паузы – молчок!»

Ученица показывает каждую карточку и читает сама стишок :

Крючок – молчи одну восьмушку.

А червячок – четвертушку.

Кирпичик вверх – молчи два счета,

смотри не сбейся ты со счета!

Ну, а кирпичик если так – (вниз) ,

молчать придется целый такт!


Пауза несет в себе функцию не только молчать, но готовиться к следующей нотке или фразе, мы ее всегда слушаем и предслышим дальнейшую музыку.

  1. В заключении урока сделаем вывод, что необходимо с первых занятий приучать учеников к осмысленной работе на любым музыкальным построением. Ведь какими бы длительностями не была записана любая мелодия – это прежде всего МУЗЫКА.

И развивая пианистические навыки у начинающих музыкантов, мы стараемся развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.

  • Домашнее задание:

  1. Прочитать ноты и длительности в указанных номерах по учебнику как на уроке.

  2. Проиграть со счетом вслух попевки указанными пальцами , обращая внимание на на точное взятие и точное снятие нотки.

  3. Выучить стишок о длительностях.





Наглядное пособие.





Список литературы :

- «Для маленьких друзей» О.Иванова Музыкальный букварь для малышей.(первые шаги маленького музыканта) Издательский дом «Проф-пресс»2006г.;

-учебник-тетрадь для самых юных любителей музыки . Автор-составитель:Татьяна Склярова «Музыкальная страна « шаг за шагом» Изд.Хабаровский колледж искусств 2011г.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Длительности и паузы в музыке

Автор: Сапрыкина Елена Николаевна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Игротерапия общения. Снятие эмоциональной тревожности, страхов и повышение уверенности в себе. "
    ["seo_title"] => string(112) "ighrotierapiia-obshchieniia-sniatiie-emotsional-noi-trievozhnosti-strakhov-i-povyshieniie-uvieriennosti-v-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "181391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425326041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Внеурочное мероприятие интеллект-шоу " Музыка, виват!" "
    ["seo_title"] => string(58) "vnieurochnoie-mieropriiatiie-intielliekt-shou-muzyka-vivat"
    ["file_id"] => string(6) "113818"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411056669"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения  в прозе «Русский язык» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-litieratury-i-turghieniev-analiz-stikhotvorieniia-v-prozie-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "229847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441896121"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока . "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"."
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokastikhotvorieniiavprozieisturghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "273959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452314842"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Библиотечный урок -  игра «Самый читающий  класс» "
    ["seo_title"] => string(51) "bibliotiechnyi-urok-ighra-samyi-chitaiushchii-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156757"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421485453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства