Теоретическое обоснование и практическое применение упражнений и заданиий, ведущих к развитию чувства ритма как условию формирования музыкальной культуры учащихся младших классов.
Тип урока : комбинированный -закрепление знаний, комплексное применение знаний.
Цель урока :
Теоретически обосновать и практически проверить пути развития чувства ритма как условия формирования музыкальной культуры учащихся младших классов.
Задачи :
Образовательные :
- закрепить новый изученный материал (счет длительностей вслух);
-продолжить формирование практических навыков (игра различных попевок, работа с карточками, чтение стихов на данную тему, знакомство с новыми музыкальными терминами);
Просмотр содержимого документа
«Длительности и паузы в музыке »
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 6 г.Хабаровска»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема: «Длительности и паузы в музыке»
по классу фортепиано
Выполнила
Сапрыкина Елена Николаевна
Преподаватель по классу
Фортепиано
г.Хабаровск 2015
Тема урока : «Длительности и паузы в музыке»
Тип урока : комбинированный -закрепление знаний, комплексное применение знаний.
Цель урока :
Теоретически обосновать и практически проверить пути развития чувства ритма как условия формирования музыкальной культуры учащихся младших классов.
Задачи :
Образовательные :
- закрепить новый изученный материал (счет длительностей вслух);
-продолжить формирование практических навыков (игра различных попевок, работа с карточками, чтение стихов на данную тему, знакомство с новыми музыкальными терминами);
-развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности;
Воспитывающие :
-воспитывать любовь к музыке;
-воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Средства обучения : фортепиано, стол, стул, нотная тетрадь
Наглядный материал ( весь материал изготовлен учащимися):
яблоко (фрукт)
карточки-пособия :
изображения пауз различных длительностей
изображения яблок и
изображения долек яблока
ПЛАН УРОКА :
Вступительная часть .
Повторение пройденного материала .
3. Работа с новой темой.
4 .Здоровье-сберегающие технологии на уроке: смена видов деятельности
5.Подведение итогов и домашнее задание.
ХОД УРОКА :
Приветствие. Посадка за инструмент. Повторим пройденный материал.
Играем 3-м пальцем упражнения :
«Радуга»(через октаву с названием нот – фа-фа, до-до, соль-соль),
«Лесенка» - играем 2-м,3-м,4-м пальцами в первой октаве с пропеванием нот;
попевка «Василек» - левой рукой от ноты «фа»первой октавы, правой рукой от ноты «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии;
№ «Петушок» - приемом нон легато с пропеванием нот, затем со словами и от разных нот.
Проигрывая попевки, обращаем внимание на длинные , тянущиеся нотки и нотки покороче. Объясняем, что в музыке есть длинные звуки и короткие. Например : гудок паровоза, звонок в дверь .
Ответ ученицы: «Игра на струне гитары».
- « Правильно, молодец!»
На своем опыте эту тему всегда объясняю на примере деления яблока. И очень кстати , что семья моей ученицы многодетная (9 человек) и я предложила разделить на 8 равных долек(т.к. самому маленькому 9 мес. и яблоки ему кушать рано)- всем по дольке.
За основу берется ЦЕЛОЕ яблоко – это и есть длительность ЦЕЛАЯ. Записываем в нотную тетрадь и ее счет «раз-и, два-и, три-и, четыре-и» Запоминаем стишок :
«Это нотка белая,
ее имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
очень длинно и протяжно».
Дальше - разделим яблоко пополам. Получается две дольки (маме и папе). Обозначается как и целая, но со штилем вверх или вниз и записываем в нотную тетрадь и подписываем счет, он стал в два раза короче – «раз-и, два-и».
Читаем стишок :
« Нотку делим посрединке –
получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
тоже нотка длинная».
Играем на инструменте на примере одной нотки половинной и считаем ее. Далее делим каждую половинку яблока еще пополам и считаем вместе с ученицей: «Сколько же всего получилось долек?» - «Правильно, четыре, молодец!».
Записываем в тетрадь и определяемся, что четвертные - черненькие со штилем. Каждую надо считать с буквой «и».
Читаем стишок :
« Разрезаем половинки
на две черных четвертинки,
и всего мы получили
ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре».
Проигрываем нотку и посчитаем ее. Дальше разрезаем каждую четвертинку яблока еще пополам и считаем: « Сколько долек получилось?» - «Правильно, их восемь».
Обозначаются они как четвертные, но с «хвостиком» у штиля, а если надо сыграть две или больше, они объединяются общим ребром. Считать их надо просто «раз».
Читаем стишок:
« Делим дальше четвертушки –
получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки черные –
быстрые проворные.
Их крючочками отметим,
чтоб не путать тех и этих».
А теперь проиграем одну, а потом несколько восьмых нот и посчитаем их вслух. При игре длительностей четко уясняем, что считать надо только кода палец полностью достал до дна клавиши и как только заканчивается счет – кисть надо поднять.
Поиграем попевку «Василек» с названием нот и длительностей – Фа – четвертная, фа- четвертная, ми – половинная, ре- четвертная, ре- четвертная, до – половинная и так два раза.
«Поиграли?»- «Отдохнем».
Физкультминутка.
Глазки влево, глазки вправо,
сжать, разжать и поморгать.
(Промаршировали под музыку (играется марш на 1-2 минутки)
-«Оглянулись, а вокруг сколько много яблок!»- (ученица их разложила по всему классу – и на столе, на стуле, на инструменте)
-«А давай-ка их соберем. Вместе наклоняемся и собираем на полу, столе , вверху потянемся и достанем на инструменте. Все! Молодцы, собрали, размяли ручки, ножки».
Переходим к теме «Паузы в музыке» Ученица приготовила к уроку карточки с нарисованными паузами и стихами к ним. Читаем :
«В музыке, друзья, бывает,
Что все ноты замолкают.
Это ПАУЗОЙ зовут,
Нотам отдохнуть дают.
Кирпичик, червячок, крючок –
Все это паузы – молчок!»
Ученица показывает каждую карточку и читает сама стишок :
Крючок – молчи одну восьмушку.
А червячок – четвертушку.
Кирпичик вверх – молчи два счета,
смотри не сбейся ты со счета!
Ну, а кирпичик если так – (вниз) ,
молчать придется целый такт!
Пауза несет в себе функцию не только молчать, но готовиться к следующей нотке или фразе, мы ее всегда слушаем и предслышим дальнейшую музыку.
В заключении урока сделаем вывод, что необходимо с первых занятий приучать учеников к осмысленной работе на любым музыкальным построением. Ведь какими бы длительностями не была записана любая мелодия – это прежде всего МУЗЫКА.
И развивая пианистические навыки у начинающих музыкантов, мы стараемся развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.
Домашнее задание:
Прочитать ноты и длительности в указанных номерах по учебнику как на уроке.
Проиграть со счетом вслух попевки указанными пальцами , обращая внимание на на точное взятие и точное снятие нотки.
Выучить стишок о длительностях.
Наглядное пособие.
Список литературы :
- «Для маленьких друзей» О.Иванова Музыкальный букварь для малышей.(первые шаги маленького музыканта) Издательский дом «Проф-пресс»2006г.;
-учебник-тетрадь для самых юных любителей музыки . Автор-составитель:Татьяна Склярова «Музыкальная страна « шаг за шагом» Изд.Хабаровский колледж искусств 2011г.