Развитие чувства ритма у детей в общеобразовательной школе с помощью ритмики
Развитие чувства ритма у детей в общеобразовательной школе с помощью ритмики
Введение
За многовековую историю музыки суждений о ритме сложилось немало. Но, несмотря на обилие описаний, и теорий ритмики, сказанного в них недостаточно для того, чтобы понять современное состояние ритмики, ответить на вопросы творческой практики ритма в XX веке.
В музыке ритм несомненно является истоком музыкальной мысли и фундаментом всего музыкального построения. Без ритма не существует музыки, как не существует жизни без дыхания. Темп и ритм, как правило, соотносятся слушателем с частотой дыхания. Ритмическая организация музыкальной ткани организует и ритм восприятия. Что касается понятия ритма, то можно с уверенностью утверждать, что ритм-это форма и способ существования мира вообще, поскольку ритмическое начало интегрировано проявляется и в природе и в любой человеческой деятельности. Вся наша жизнь состоит из ритмичной последовательности рассветов и закатов, дней, лет, столетий… Дыхание, сердцебиение-вся жизнедеятельность человека регулируется ритмическими законами. Ритм входит в категории симметрии, гармонии, меры как периодичность повторов сходных и разнородных явлений во времени.
Актуальность темы исследования.
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям социально-политического и экономического характера, коренится в недостатках системы образования.
Цель исследования. Теоретически обосновать и практически проверить пути развития чувства ритма как условия формирования музыкальной культуры младших школьников.
Объект исследования. Формирование музыкальной культуры младших школьников.
Предмет исследования. Развитие чувства ритма в процессе формирования
музыкальной культуры младших школьников.
Гипотеза. Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе реализации его возможностей, заключающихся:
- в развитии памяти, мышления, активность, наблюдательность, целеустремлен-ность, логику, интуицию;
- в создании условий для переживания личностного благополучия;
- в развитии учащихся в единстве внутреннего переживания и внешнего
выражения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «Чувство ритма» и определить пути его развития применительно к процессу формирования музыкальной культуры младших школьников с помощью ритмики.
2. Разработать собственную диагностику, способствующую развитию данной проблемы.
3. Проводить процесс развития чувства ритма с помощью разработанной диагностики с внедрением ритмики как условия формирования музыкальной культуры младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства ритма у детей в общеобразовательной школе с помощью ритмики»
Опыт работы педагога дополнительного образования
МБУДО "ДТДиМ им.И.Х.Садыкова" НМР РТ города Нижнекамска
Декабрь 2015
Развитие чувства ритма у детей
в общеобразовательной школе с помощью ритмики.
Выполнила: Коломина Анна
Концертмейстер
Содержание
Введение.
Ритм. Чувство ритма.
Что такое ритмика.
История становления и развитие ритмики в России.
2.1. Задания и тесты.
2.2. Педагогический эксперимент.
Заключение.
Список литературы.
Введение
За многовековую историю музыки суждений о ритме сложилось немало. Но, несмотря на обилие описаний, и теорий ритмики, сказанного в них недостаточно для того, чтобы понять современное состояние ритмики, ответить на вопросы творческой практики ритма в XX веке.
В музыке ритм несомненно является истоком музыкальной мысли и фундаментом всего музыкального построения. Без ритма не существует музыки, как не существует жизни без дыхания. Темп и ритм, как правило, соотносятся слушателем с частотой дыхания. Ритмическая организация музыкальной ткани организует и ритм восприятия. Что касается понятия ритма, то можно с уверенностью утверждать, что ритм-это форма и способ существования мира вообще, поскольку ритмическое начало интегрировано проявляется и в природе и в любой человеческой деятельности. Вся наша жизнь состоит из ритмичной последовательности рассветов и закатов, дней, лет, столетий… Дыхание, сердцебиение-вся жизнедеятельность человека регулируется ритмическими законами. Ритм входит в категории симметрии, гармонии, меры как периодичность повторов сходных и разнородных явлений во времени.
Актуальность темы исследования.
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы. Кризис духовности, приводящий ко многим негативным последствиям социально-политического и экономического характера, коренится в недостатках системы образования.
Цель исследования. Теоретически обосновать и практически проверить пути развития чувства ритма как условия формирования музыкальной культуры младших школьников.
Объект исследования. Формирование музыкальной культуры младших школьников.
Предмет исследования. Развитие чувства ритма в процессе формирования
музыкальной культуры младших школьников.
Гипотеза. Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе реализации его возможностей, заключающихся:
- в развитии памяти, мышления, активность, наблюдательность, целеустремлен-ность, логику, интуицию;
- в создании условий для переживания личностного благополучия;
- в развитии учащихся в единстве внутреннего переживания и внешнего
выражения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «Чувство ритма» и определить пути его развития применительно к процессу формирования музыкальной культуры младших школьников с помощью ритмики.
2. Разработать собственную диагностику, способствующую развитию данной проблемы.
3. Проводить процесс развития чувства ритма с помощью разработанной диагностики с внедрением ритмики как условия формирования музыкальной культуры младших школьников.
Ритм. Чувство ритма.
Звуки вообще, ввиду невыразительного разнобоя
движения, создают путаницу в мелодии и ведут
к блужданию. Ритмические же моменты с ясностью
устанавливают силу мелодии, измеряя время и стройно
приводя в движение ум.
Аристид Квинтилиан.
Время – естественная «среда», природная стихия музыкального искусства. Временной организации художественного произведения в музыке придаётся особое значение. В процессе исторического развития музыкального искусства в нём сложилась система, регулирующая расчленённость звучания во времени на связанные друг с другом элементы. Эта система обеспечивает восприятие музыки как членораздельной, выразительной художественной речи, воссоздающей весь безграничный мир музыкальной образности.
Временные отношения в музыке составляют область ритма, метра и темпа. Главное положение в этой системе занимает ритм – носитель динамики и экспрессии движения. Метр – это «мера» ритма, выражение его соразмерности и упорядоченности движения. Темп в музыке служит показателем скорости и общего характера движения. Ритм, метр и темп тесно связаны как между собой, так и с иными музыкальными элементами.
Слово «ритм» (от греч.) – соразмерность, стройность, движение. Ритм в узком смысле – это организованная во времени последовательность звуков. Звук – строительный компонент музыки, поэтому звуковой, или фонетический ритм является главным в музыке и служит основой ритма в широком смысле. Ритм в широком смысле – это организованная во времени последовательность соизмеримых, однородных элементов музыкальной формы. Ритмы в широком смысле весьма разнообразны: можно говорить о фактурном, ладовом и гармоническом, тональном, тембровом, структурном и иных видах ритма.
Понятия чувства ритма:
- воспринимать темп и его изменения;
- распознавать размер;
- различать первую долю;
- различать вторую и прочие доли;
- держать темп, уметь ускорять и замедлять.
Научиться ловить ритм, естественно двигаться и развить чувство темпа помогут занятия ритмикой. А еще такие уроки подарят малышу любовь к музыке.
В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп, благодаря такому уроку шумные детки становятся спокойнее, а тихони и скромники постепенно открываются миру.
Что такое ритмика
Если рассматривать ритмику с научной точки зрения, то можно сказать, что это раздел теоретического учения в музыке, отвечающее за ритм, его понимание, восприятие, реагирование. Однако с точки зрения детского развития, ритмика – это практические занятия, которые очень напоминают уроки танцев, но при этом в течение урока акцент ставится на восприятии ритма.
Во многих детских образовательных учреждениях ритмика преподается как самостоятельный предмет или как составляющая таких занятий как пластика, хореография. Однако следует отметить, что занятия ритмикой не подразумевают заучивания определенных танцевальных связок или движений. Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.
Для занятий ритмикой очень важным, если не первостепенным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.
Также следует отметить, что музыка, используемая для занятий ритмикой, должна быть разнообразной с точки зрения исполнения. Очень хорошо, если на разных занятиях будут проигрываться как фонограммные записи, так и мелодии живого аккомпаниатора. Ведь это также позволит ребенку понимать, что музыка бывает разной. Кроме того, выполнение заданий по аккомпанемент может менять уровень сложности прямо по ходу занятия, в зависимости от того, как играет музыкант.
Важным в занятиях детской ритмикой является элемент игры. Ведь само по себе обучение вряд ли привлечет малышей. Превратив урок в игру, взрослые получат большую отдачу. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сказки про лес и деревья, времена года, жизнь зверей. Или же используются специальные фонограммы, разработанные специалистами, где под музыку сразу произносятся интересные задания для малышей.
Занятия ритмикой можно проводить и в домашних условиях. Для этого необходимо приобрести музыкальные записи и уделять уроку несколько часов в неделю. Однако, если ребенок не имеет предписаний по каким-то причинам быть изолированным от детского общества, старайтесь все же приводить его заниматься в группу. Ведь коллективные занятия пройдут не только веселее и интереснее для малыша, но также помогут ему раскрепоститься, найти новых друзей, получать первый опыт общения в социуме.
Польза от занятий ритмикой
Кроме того, что занятия ритмикой забавляют ребенка и приносят ему радость, существует множество факторов, почему данные уроки обязательно следует включить в образовательную систему ребенка. К основным из них можно отнести:
Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
Благодаря занятиям развивается творческая активность.
Ребенок учится выражать свои эмоции, контролировать душевное состояние, адекватно реагировать на ситуацию.
Занятия ритмикой являются хорошей физической и эмоциональной разрядкой для активных деток.
Занятия ритмикой помогают раскрепоститься застенчивым деткам.
Основные правила
Отдав ребенка на занятия ритмикой, понаблюдайте за ним первое время. Если занятия проводятся в соответствие со всеми правилами и нормами, то ребенок со временем станет более открытым в своих эмоциях, выражениях чувств, скачки настроения уменьшатся как в качественном, так и в количественном параметрах, малыш чаще будет стараться выразить свои мысли, используя образы. Если же какие-то правила проведения занятий не соблюдаются, то Вы, либо вообще не заметите изменений, либо же постепенно увидите, что ребенок начинает грустить, замыкаться в себе, перестает любить музыку. В таком случае, следует посетить занятия лично и проверить, как они проводятся. К основным правилам занятий ритмикой с малышами можно отнести:
Для каждого занятия важно правильно подобрать музыкальное сопровождение. Слишком сложные задания вызовут отторжение в сознании малыша, а слишком легкие не принесут результата.
Проводить занятия ритмикой следует в игровой форме, чтобы максимально привлечь внимание и желание ребенка.
Необходимо учитывать пожелания детей, не пытаться играть роль неоспоримого и непоколебимого лидера.
Воспитатель не имеет права давить на детей «авторитетом взрослого» и не позволять им выражать свои мысли и чувства.
Взрослые должны общаться с малышами по-дружески. Ни в коем случае на занятиях нельзя использовать приказной тон или ругать ребенка.
Делайте замечания в понятной, доступной для ребенка форме, чтобы он четко понимал, что и почему он делает не так и пытался это исправить, а не обижался.
Усложняйте задачу по мере прохождения предыдущих этапов.
История становления и развития ритмики в России
История становления и развития ритмики в России насчитывает уже более 100 лет. Начиная с 1909-го года, она переживала периоды бурного подъёма и времена затишья, но, оглядываясь назад, сегодня с уверенностью можно сказать, что за эти годы была создана стройная отечественная система преподавания ритмики на всех этапах обучения. Известные деятели русской культуры: Н.А.Римский-Корсаков, С.Дягилев, К.Станиславский, С.Рахманинов - интересовались методом Эмиля Жак-Далькроза.
Основоположниками «ритмической гимнастики» в России были: Нина Георгиевна Александрова, Сергей Михайлович Волконский и Вера Александровна Гринер. Все они учились непосредственно у Жак-Далькроза (автора уникальной методики музыкально – ритмического воспитания) в Женеве и в Институте Ритма в Хеллерау (Германия). 100- летний юбилей этого учебного заведения отмечался осенью 2011-го года.
Обладая яркой индивидуальностью, большим энтузиазмом и горячим желанием заниматься любимым делом у себя на родине, они смогли заинтересовать «ритмической гимнастикой» музыкально-театральную общественность Москвы и Петербурга. Поражает глубина и размах их деятельности. За десять с небольшим лет были открыты Курсы ритмической гимнастики в Москве и Петербурге, начал выходить первый в мире периодический журнал по вопросам ритмики «Листки Курсов ритмической гимнастики» под редакцией С.М.Волконского, созданы Институты Ритма в Москве (1919 г.) и Петербурге (1919 г.).
Н.Александрова и, особенно, С.Волконский регулярно выступают с публичными лекциями, докладами, статьями, устраивают конференции, открытые показы достижений в этой области. Так, А. Луначарский, возглавлявший в первые послереволюционные годы Наркомпрос (Народный Комиссариат Просвещения), отметил после одного из выступлений студентов Института Ритма, что «воочию убедился, что от всей вашей работы веет новой весной». Сам Жак-Далькроз, посетивший Россию в 1913 году, был приятно удивлён результатами распространения своего метода и деятельностью русских ритмистов.
Известные музыканты (К.Метнер, А.Гольденвейзер, К.Игумнов, С.Василенко) и педагоги (Е.Гнесина и др.), посетив уроки ритмики, считали необходимым ввести их в учебные планы. Новая дисциплина преподаётся в Петербурге во многих местах, в частности, в Реформаторском Женском Училище, Смольном Институте, Гимназии Стюниной, а также в частных ритмических группах. В Москве Н.Александрова вела ритмику в Музыкальной школе Е. Гнесиной, в Александровском Институте, Консерватории, Драматической школе Халютиной и др. Целая плеяда педагогов–энтузиастов также активно занималась внедрением далькрозовской ритмики в России. Это были: Ш. Пфеппер, Т.Аппиа, Н.Романова, М.Румер, А.Александров, Н.Баженов, Т.Адамович, Е.Чаянова. Позже к ним присоединились и лучшие выпускники Института Ритма в Москве - Н.Збруева, В.Ляуданская, Е.Шишмарёва, В.Яновская, Е.Конорова, Н.Метлов. Ритмика вводится в программу обучения в Саратовской и Киевской консерваториях.
Интересен тот факт, что уже в эти первые годы ритмика развивалась у нас в стране сразу в нескольких направлениях, подтверждая уникальность, многогранность и огромные, пока ещё мало изученные возможности этого метода воспитания, о которых, по мнению С.М. Волконского, возможно, не подозревал и сам Жак-Далькроз.
С.М.Волконский – искусствовед, театральный деятель разработал систему упражнений для драматических актёров, во многом опираясь на метод основателя «ритмической гимнастики». Он говорил, что «жест актёра должен точно совпадать с музыкальной идеей и фразой, а не иллюстрировать слово» и считал, что главная сила актёра заключена именно в пластике и выразительности движения. В ритмике он нашёл полное подтверждение своих мыслей и суждений.
Однако с наступлением 30-х годов, времени большого террора, начались гонения на всё прогрессивное и, особенно, на имеющее западное, то есть «буржуазное» происхождение. Едва поднявшись, ритмика начинает терять свои позиции: закрываются Институты Ритма в Москве и Петербурге, творческие лаборатории, частные ритмические школы, упраздняется Московская Ассоциация ритмистов (МАР), созданная при Государственной Академии Художественных наук (ГАХН) в 1924 году. Ритмика изымается из учебных планов большинства учебных заведений, оставаясь лишь в некоторых театральных, хореографических и специализированных музыкальных школах-десятилетках. В одной из статей В.Гринер с горечью констатирует, что ритмика «находится под угрозой исчезновения», несмотря на большие заслуги первых ритмистов и широкое распространение метода Далькроза по всему миру. Действительно, понятие «ритмика» было во многих случаях сведено к урокам танцев в детских садах и начальных классах общеобразовательных школ.
В это время начинает работу следующее поколение педагогов, которым удалось не только сохранить традиции первооткрывателей в столь сложные времена, но и сформировать отечественную школу преподавания ритмики. Это были, в основном, выпускники Института Ритма в Москве, ученики Н.Александровой: З.Шушкина, В.Яновская, Н.Метлов, Н.Ветлугина, Е.Конорова, а затем уже и их ученики: Е.Кузьминова, И.Лифиц, И.Заводина, Г.Андронова, Л.Степанова и ученица В.Гринер, выпускница театрального училища им. Б.Щукина – Е.Кара-Дмитриева.
Преемственность в преподавании этой дисциплины сохранялась и давала возможность сложиться школе русской ритмики. Основными её особенностями следует считать:
-последовательное обучение детей (начиная уже с 4-хлет) и взрослых;
-воспитание высоких нравственных и эстетических критериев в учащихся;
-использование на занятиях высокохудожественного музыкального материала из произведений западноевропейских и русских композиторов;
-системная методическая проработка всего музыкального материала с
разделением по формам работы на уроках;
-опора на национальные фольклорные традиции наряду с изучением
европейских культур;
-сочетание общих форм работы со специализированными задачами в театральных, хореографических и др. учебных заведениях.
Результатом многолетней творческой и педагогической работы в этом направлении стал выпуск программ и учебных пособий по ритмике, созданный ведущими педагогами: Е.Коноровой, Г.Франио, И.Лифиц, В.Яновской, З.Шушкиной, И.Ветлугиной, А.Чибриковой-Луговской и др.
В 60-е годы прошлого века Е.Конорова совместно с Н.Александровой, В.Гринер, З.Шушкиной, Е.Шишмарёвой и В.Яновской проводят месячные курсы–семинары, где обучались педагоги из всех республик бывшего Советского Союза. Позже, уже Г.Андронова, будучи директором методического кабинета г. Москвы, много ездит по стране, проводя мастер-классы и постепенно добивается включения предмета «ритмика» в учебные планы подготовительных классов детских музыкальных школ. Развиваются и такие направления, как логопедическая ритмика, коррекционная ритмика. Много лет этим занималась В. Гринер.
В годы Великой Отечественной войны и сразу после её окончания русские ритмисты (Е.Конорова, В.Гринер и др.) продолжив начинания своих предшественников, активно помогают в лечении и восстановлении детей и взрослых, работают в лечебных медицинских учреждениях, в санаториях.
И вот на рубеже нового, 21-го века, интерес к ритмике снова возрастает. Новая жизнь диктует новый ритм во всём, а интерес ко всем «телесным» методикам возвращает ритмику в систему дошкольного и начального общего образования. Теперь уже ученики Е.Коноровой - Е.Кузьминова, И.Заводина и Л.Степанова, а также ученица В. Яновской – Г.Андронова проводят курсы повышения квалификации и воспитывают новые поколения преподавателей. Продолжают дело развития ритмики в России уже 4-е поколение ритмистов: Е.Титова, Л. Костяшова, И. Звонарёва, Т. Кривова и др. Появляются первые видео-пособия уроков ритмики И.Заводиной, а также новые программы и методические пособия (И.Заводиной, Л.Степановой). На базе школы-десятилетки им. Гнесиных под руководством ученицы Г.Андроновой – Е.Романовой создаётся оригинальный детский Ритм-театр.
Ритмика сегодня ведётся в студиях гармонического развития детей, танцевальных школах, в подготовительных классах музыкальных школ и др., но часто её преподают хореографы или музыканты, не имеющие соответствующей квалификации, поэтому она нередко ассоциируется с уроками танцев. Необходимость в новых кадрах квалифицированных педагогов только возрастает. Ритмика и методика преподавания ритмики включены в перечень профессиональной подготовки студентов-теоретиков в средних специальных учебных заведениях (колледжах). Однако, специализированная подготовка кадров, состоящая из всего комплекса дисциплин, необходимых для полноценной и профессиональной деятельности, в настоящее время практически отсутствует. Преподаватель ритмики должен быть специалистом широкого профиля, знающим психологию, физиологию, пластическую анатомию, музыку, танец и многое другое, но эти знания и навыки практической работы возможно получить только в течение нескольких лет при интенсивных занятиях, а не на краткосрочных курсах.
Трудно переоценить значение инициативы Н.В.Солдатиковой – заместителя директора Академического колледжа при МГК им. П.И.Чайковского и преподавателя ритмики колледжа Л.Степановой в организации и проведении Курсов повышения квалификации по ритмике в 2008-м, 2009-м и 2012-м годах. Это явилось крупнейшим событием, на котором собрались лучшие силы ритмистов России, чтобы встретиться, обмениваться опытом, учиться, намечать дальнейшие шаги в развитии этого предмета. Гостями курсов стали представители ритмических школ из Австрии, Польши, Германии.
Знаменательным событием явилось возрождение ассоциации, названной МАРР – Межрегиональной ассоциацией ритмистов России, решение о создании которой было принято на 4-м Фестивале ритмики 21 марта 2010 года. МАРР призвана сохранять и развивать лучшие традиции русской ритмики. Президентом ассоциации была избрана ученица Л.Степановой, И.Заводиной, Г.Андроновой, методист - Л. Никитина.
В 2009-м и 2011-м годах делегация педагогов-ритмистов из России принимала участие в работе Всемирного ритмик–конгресса «Вена–2009» и юбилейных торжествах, посвящённых 100-летию Института Ритма в Хеллерау ( Германия). В ноябре 2011 года русские ритмисты были гостями Всепольской встречи преподавателей ритмики, которая проводилась Академией музыки им. И.Падеревского в городе Познань.
Елена Владимировна Конорова, один из лучших педагогов ритмики в России, воспитавшая не одно поколение учеников, в последние годы жизни (в перестроечные 80-е) часто тревожилась, что с уходом целой плеяды педагогов-ритмистов прервётся нить качественного преподавания этой дисциплины. Как видим, связь поколений не прерывается и по сей день: появляются новые имена, методические пособия разной направленности (В.Шершневой, Т.Овчинниковой, Т.Рыбкиной, Л.Стрепетовой, А.Щемененко, Е.Кореневой, М.Пустовойтовой и др.), обновляется музыкальный материал.
Впереди ещё много задач и перспектив, ибо в сохранении отечественных традиций, заветов Жак-Далькроза наряду с поисками новаторских идей и решений и есть, видимо, дальнейший путь развития ритмики в России.
Задания и тесты
Тест № 1.
Тест-игра на изучение чувства ритма.
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности у детей.
Стимулирующий материал:
Детская песня «Дин-дон».
Детская песня «Петушок».
Детская песня «Ёлочка», М. Красёв.
На доске нарисовать 3 ритмических рисунка.
Раздать каждому ребёнку листочек.
Сыграть на фортепиано детскую песенку «Ёлочка».
Предложить детям выбрать правильный ритмический рисунок для песни «Ёлочка» и вписать номер правильного варианта у себя в листочке.
Всё то же самое повторить с остальными песенками.
Все дети сдают листочки с проставленными вариантами ответов.
Проверка знаний
После того, как все дети сдали листочки, педагог проигрывает каждую песенку на фортепиано.
Далее педагог предлагает детям спеть песенку и прохлопать её ритм в ладоши, тем самым поняв, правильный ли они выбрали на неё ритмический рисунок.
Далее педагог предлагает «спрятать» голос и прохлопать только ритм.
То же самое повторить с ещё двумя песенками.
Диагностика
Устное задание:
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Характеристики
Точное, безошибочное воспроизведение ритмического рисунка способом отстукивания.
Нес совсем точное воспроизведение метра с одним-двумя ритмическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом).
Неточное, неровное, сбивчивое ритмическое исполнение и при помощи голоса.
Письменное задание:
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Характеристики
Верно угаданы все три ритмических рисунка.
Верно угаданы два ритмических рисунка.
Неверно угаданы все три ритмических рисунка или угадан только один.
Тест № 2 «Музыкальный танец».
Цель: выявление уровня координации и реагирование на смену ритма.
Стимулирующий материал:
«Весёлые ножки», русская народная мелодия.
«Марш» Е. Теличеева.
Задание:
В этом задании будет лучше, если педагог поставит запись этих произведений, чтобы наблюдать за детьми.
Дети должны двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребёнка вовремя среагировать на смену музыкальной фразы, смену движений и т.д.
Диагностика
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Характеристики
Ребёнок чувствует, что музыка сменилась, тем самым меняет свои движения (движения головы, рук, чувство пульса).
Ребёнок чувствует, что музыка сменилась, но не реагирует на движения, нет смены движений под музыку.
Ребёнок не чувствует смены музыки, ритма. Очень маленькая двигательная реакция на музыку.
Тест № 3.
Анкета для выявления музыкально-эстетических вкусов у детей.
Цель: выявить уровень музыкально-эстетических ориентаций ребёнка с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты:
Ты любишь музыку?
Нравится ли тебе петь? Если да, то, что именно, какие песни?
Где тебе нравилось петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать?
Где ты чаще слушаешь музыку – в концертном зале или дома, по телевидению или радио?
Что ты больше любишь – петь, рисовать или танцевать под музыку?
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то какие?
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня музыкально-эстетической направленности
ответов ребёнка:
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Характеристики
Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Наличие интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки.
Отсутствие или слабо выраженный интерес к музыкальным видам деятельности. Ребёнок мало интересуется музыкой.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях. Он используется для изучения конкретных фактов, определённых зависимостей между педагогическими воздействиями, специально создаваемыми исследователем. Чаще всего ставится цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (содержания, методов, приёмов музыкально-ритмического воспитания и обучения, организационных форм работы с детьми). С помощью эксперимента апробируется и совершенствуется разработанная исследователем методика, определяющая те условия, при которых данная система даёт лучшие результаты.
Педагогический эксперимент является комплексным методом научного познания и включает в себя целенаправленные наблюдения, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и т.д. Успешное его проведение требует понимания сущности его целей, задач, а также педагогического мастерства, организаторских способностей.
В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент проводится в форме обычных знаний. Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных условиях с небольшой группой испытуемых.
Чаще всего педагогический эксперимент включает в себя три этапа:
А) констатирующий;
Б) формирующий;
В) контрольный (итоговый);
Констатирующий эксперимент имеет целью выявить начальный уровень музыкально-ритмического развития группы детей.
Формирующий эксперимент предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающейся от традиционных подходов.
Контрольный эксперимент (его часто называют заключительным или итоговым) завершает педагогический эксперимент. На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их музыкального развития. На основе констатирующего и контрольного эксперимента можно судить об эффективности применяемых методик.
Заключение
В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыку мы слушаем и в радости и в печали. Без нее не обходится ни один праздник. В музыке существуют разные направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь слушать, а для этого у человека должна быть развита «музыкальная культура».
Музыка – это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкальной культуры – это ритм и звук. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм – это одно из условий его развития. Ритм регулирует длительность (это продолжительность звука), темп (это звучание звука), акцент (это усиление звука) и т.д. Это все, что необходимо для создания мелодии, а это значит, что музыка развивается по законам ритма.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его
ритмическая организация. Ритмический рисунок составляет основу звуков, и, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.
Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура».
Список литературы
1.Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 1993г
2.Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».–– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134