kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие задания по усвоению средств музыкальной выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Методические рекомендации предназначены для учителей музыки  общеобразовательных школ, в которых представлено описание творческих заданий по изучению и анализу средств музыкальной выразительности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«творческие задания по усвоению средств музыкальной выразительности»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Невьянского городского округа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4












Творческие задания по изучению средств музыкальной выразительности

Методические рекомендации






Составитель:

Половинкина Е.В.

учитель музыки

вкк






Невьянск

2013


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ…………………………………5

1.1. Творческие задания, направленные на усвоение штрихов музыки……5

1.2. Творческие задания, направленные на развитие интонационного слуха………………………………………………………………………………9

1.3. Творческие задания, направленные на развитие ритмического чувства……………………………………………………………………………11

1.4 .Творческие задания, направленные на усвоение динамических оттенков………………………………………………………………………….13

1.5. Творческие задания, направленные на развитие тембрального слуха……………………………………………………………………………..15

1.6. Творческие задания, направленные на развитие звуковысотного слуха…………………………………………………………………………….17

1.7. Творческие задания, направленные на усвоение темпа музыки………18

1.8. Творческие задания, направленные на развитие чувства лада……..…20

Список литературы……………………………………………………22













ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации предназначены для учителей музыки общеобразовательных школ, в которых представлено описание творческих заданий по изучению и анализу средств музыкальной выразительности.

Данные задания направлены на развитие креативности ребенка, то есть таких его творческих навыков, которые приводят к свободному оперированию музыкальными знаниями, умениями, навыками, а также активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах (инструментальное, хоровое, пластическое и речевое интонирование).

Особенностью таких заданий является возможность организации разных форм музыкально-творческой деятельности школьников на уроках музыки, направленные на развитие универсальных учебных действий:

- творческой фантазии;

- умения сопереживать и отождествлять себя с действующим лицом, воспринимать и воплощать его мысли, чувства, настроения;

- умения накапливать наблюдения, воплощать их в импровизациях, в ролевых играх, в музыкальных диалогах, сценах;

- навыка сочинения простейших мелодий, попевок, интонаций в определенном ладу, ритме;

- навыка музыкальной иллюстрации литературного, живописного произведения;

- навыка вокально-хорового и инструментального музицирования;

- элементарного навыка репродуктивной ориентации в понятиях;

- умения воплощать в словесных, живописных, пластических импровизациях собственные впечатления о художественном явлении, музыкальном сочинении;

- умения анализировать средства художественной выразительности, обращать особое внимание на роль образной детали;

- коммуникативных умений, проявляющихся в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей при исполнении речевой интонации для передачи характера песни.

В результате выполнения творческих заданий учащиеся пробуют свои силы в основных видах музыкальной деятельности. Разнообразные и систематические задания помогают учащимся успешно справляться с поставленными перед ними задачами по усвоению средств музыкальной выразительности. Все это оказывает влияние на мотивационную сферу учащихся, позитивное отношение ко всему учебному процессу. Творчество способствует развитию музыкально-образного видения, является важным условием музыкального и общего развития детей.

Уроки музыки, построенные на системе специальных творческих заданий, способствуют развитию универсальных человеческих способностей, важных для любой сферы деятельности.















1. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1.1.Творческие задания, направленные на усвоение штрихов музыки


Задание

Методические рекомендации и пояснения

Штрих стаккато

1.Прослушивание пьесы Г.Свиридова «Попрыгунья». Вызвать ассоциативный образ попрыгуньи (развитие чувства ритма).


2.Выполнить задание репродуктивного типа


3. Разучивание р.н.п. «Дождик»










Во время второго прослушивания детям дается задание:

- простучать пальцами по поверхности стола в ритме музыки.

- придумать движение, соответствующее характеру пьесы, лучшим предлагается проиллюстрировать в движении характер данной пьесы.

- отобразить на доске и в тетрадях общую графическую композицию пьесы (особое положение линий, штрихов)


Повторить за учителем, записать и запомнить новое для них понятие: стаккато (О!О!О!)- отрывисто, коротко


1.Отрывисто и активно пропеть мелодию этой песни на «О! О! О!». Передать без помощи словесного текста, голосом характерные интонации художественного образа дождя.

Для более глубокого усвоения понятия стаккато предлагается следующее творческое задание: перевести музыкальный образ в пластический, то есть выбрать и изобразить тот персонаж, который больше соответствует данной песне: бабочка, лиса или зайчик.

2. После прочтения текста детям задается вопрос: «Как удобнее пропеть эти слова, слитно или отрывисто?» (звучат варианты исполнения на стаккато и легато). Дети соглашаются, что логичнее и красивее звучит отрывистое исполнение, оно больше соответствует образу дождя.

Штрих легато

1.Пропеть долгое

«О-О-О...» на одном дыхании, на одной высоте.





2.Учащимся предлагается пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы похожи на штрихи legato и staccato.


3.После прослушивания песни «Santa Lucia» на итальянском языке, расскажите, какие ассоциации вызвало у вас это произведение.

4. Найдите ошибки в данном тексте, если они есть.









5.Определите, какое из двух прозвучавших четверостиший соответствует штриху legato?













6.Придумать интонацию, музыкальную фразу для изображения чувства нежности и радости.
















Один из учеников графически изображает звучание на доске, остальные «рисуют» то же самое рукой в воздухе. Далее задание усложняется: пропеть слитно три звука (Т3) вверх и вниз. Предлагается изобразить мелодию графически на доске. Вызываются желающие. В результате поисков на доске появляется восходящая и нисходящая дуга.

Повторить за учителем, записать и запомнить новое для них понятие: легато (О-О-О)- плавно, мягко.


Дети приводят примеры на staccato: спортивные соревнования по прыжкам в высоту; град; отрывистый лай собаки. На legato: снегопад; убаюкивание малыша или куклы; прогулка на лодке с веслами. Этот творческий прием можно назвать бегом ассоциаций. Он способствует развитию художественно-творческого мышления.




Предлагается свободное обсуждение, обращаясь к субъектному опыту детей. Среди множества предложений появляется одно очень близкое: «похоже, как по морю медленно плывет лодка с парусом, а вечер тихий-тихий!». Сравнив со своими ассоциациями, другие дети соглашаются с этим мнением. Затем песня исполняется на русском языке.


Зайчик прыгает легато.

Лодка плавает стаккато.

Верно говорю, ребята?

Дети находят ошибки и телодвижениями пытаются доказать абсурдность текста.

Лодка плавает легато.

Зайчик прыгает стаккато.

Верно, говорю, ребята?

С этим вариантом соглашаются все. При повторном прочтении предлагается движениями рук изобразить действия по тексту.


Тесная межпредметная связь отличает следующее творческое задание на различение штрихов:

1. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным видом обнажалась.

2. Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит!

Можно предложить детям прослушать стихи в исполнении одноклассников (по желанию). В этом случае цель, преследуемая заданием, достигается быстрее: уже из самого выразительного исполнения становится ясно, осознал ли ребенок значение понятий legato и staccato.


Использование метода «Музыкальное рисование».

Этот метод развивает творческую фантазию, навыки импровизации. Например, такое задание: придумать интонацию, музыкальную фразу для изображения чувства нежности и радости. Предварительно с детьми происходит обсуждение: какому настроению больше соответствует legato, а какому - staccato?

«Милая мама» и вторая из детского стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок».

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто.

Во время дискуссии дети приходят к выводу, что в первой фразе звучит нежность, ее лучше изобразить с помощью штриха legato, а в стихотворении для изображения радостного смеха подойдет прием staccato.

На следующем уроке продолжаем работу по созданию предложенных образов с помощью штрихов. Мелодию распевки «Милая мама» дети поют с нежностью на legato от разных звуков.

Далее детям предлагается прослушать и позже разучить песню И. Портного «Веселый старичок».



Штрих non легато

1.Под звуки марша, определите какой прием исполнения слышится в звучании legato или staccato?


2.Какие движения соответствуют штрихам staccato, legato и non legato?



3.После прослушивания исполненной в быстром темпе пьесы А.Рубаха определите какой персонаж появился на уроке.

Можно попросить двигаться легкими прыжками под марш. Дети сразу чувствуют, что это сделать трудно. Таким образом, знакомство с новым штрихом non legato происходит через чувственный двигательный образ, появившийся в творческом задании на ритмическую пластику.



Усвоению штрихов способствует такое задание - загадка:

-скольжение на лыжах,

-марширование и подскок?

Чтобы проверить себя, детям обычно предлагается проделать эти движения по музыку.

Пример музыкальной загадки: после прослушивания исполненной в быстром темпе пьесы А.Рубаха «Воробей», детям предлагается угадать, персонаж. Дети определяют воробья, птенца, цыпленка. Далее звучат варианты этой пьесы: в медленном темпе, с измененными штрихами. Дети удивляются тому, что штрихи могут так неузнаваемо изменить характер музыки. В исполненной на legato пьесе видят гусеницу, червяка, черепаху; non legato - хромающую лису, ежа.

К наиболее понравившемуся варианту можно предложить нарисовать дома рисунок. Подобные задания ориентированы на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.

Разные штрихи в рамках одного произведения искусства

1.Подобрать движения и исполнить в соответствии со звучанием музыки.








2.Определите, какие штрихи художники использовали при создании своих картин.

















3.Нарисовать при помощи штрихов картину природы.

Для закрепления понятия штрихи можно применять в качестве музыкальной паузы: одно и то же музыкальное произведение исполняется разными штрихами.

1. На staccato дети двигаются вперед; non legato - назад, legato - поворачиваться вокруг себя.

Варианты движений можно разнообразить, предложить большую свободу в выборе движений или, наоборот, конкретизировать.

Например, на staccato или legato изобразить соответствующие танцевальные движения, non legato - спортивные упражнения и тому подобное.


После знакомства с творчеством разных художников дети наглядно убеждаются, что штрихи как приемы исполнения успешно используются не только в музыке, но и в живописи: легкий штрих или густой мазок на полотне художника не менее значим для создания художественного образа, передачи характера, общего настроения картины, чем средства музыкальной выразительности, штрихи staccato, legato и non legato в создании музыкального образа.

Иллюстрация эскиза И. Шишкина «Дорога к водопаду Кивач». Рассматриваем штрихи, использованные художником в работе, дети видят линии, точки, закорючки, палочки и тому подобное. Наблюдаем, как из этих штрихов вырисовываются образы леса, озера, облаков и даже ветра. Творческая беседа, наблюдение направлены на развитие художественного восприятия, понимания художественного языка данного вида искусства.

Выяснить, где еще и в каких видах искусства или творческой деятельности можно использовать штрихи?

Хореография (вальс – legato, полька – staccato, полонез - non legato)

Следующий развивающий пример является балет: балерины прыгают, танцуют на носочках - похоже на штрих staccato.


Задание «Волшебные штрихи»: нарисовать при помощи штрихов картину природы, тема рисунка также может быть выбрана любая, форма исполнения тоже: краски, фломастеры, карандаши, мелки и т.д.
































1.2. Творческие задания, направленные на развитие интонационного слуха


Задание

Методические рекомендации и пояснения




























1.Сочинить попевки, построенные на звуковых комплексах.


2.Придумать музыкальные ребусы.


3. Досочинить песню «Наконец настали стужи».


С первых уроков на простейшей диатонической попевке учащиеся учатся определять высоту звуков, точно интонировать их на попевке из трех звуков фа, соль, ля. Знакомятся со звуковыми комплексами:

ТРИ ЗВУКА ПОДРЯД ВВЕРХ И ВНИЗ


По ПОВТОР ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЗВУКА


КАЧАНИЕ ВВЕРХ, ОПЕВАНИЕ ВНИЗ



ОПЕВАНИЕ ВВЕРХ, КАЧАНИЕ ВНИЗ




СКАЧОК ВВЕРХ, СКАКЧОК ВНИ



Когда звуки до, фа, соль, ля хорошо закреплены, вводим и другие звуки:

ми (ми-фа-ми – опевание – звучит нежно, мягко);

ре (запомилняем скачок до – фа);

си (до –си – до – опевание основного тона до)

до (верхнее – второй октавы).


Учащиеся сочиняют попевки, построенные на звуковых комплексах, а ученики, являющиеся учащимися музыкальной школы сочиняют песенки, основанные на любом детском стихотворном четверостишье.

Одним из составных буквенных элементов задуманного слова должно быть графическое изображение ноты.

Закончить предложенную мелодию:

Наконец настали стужи: на дворе замерзли лужи

Своих деток воробей, кличет к гнездышку скорей


































1.3. Творческие задания, направленные на развитие ритмического чувства


Задание

Методические рекомендации и пояснения







1.Хлопками изобразить ритмические рисунки своих имен, друзей, соседей по парте.






























2. Исполнить песню «Тень-тень» с элементами театрализации.

Ритм - неотъемлемая часть не только музыки, но и жизни вообще. Ритм во втором классе рассматривается как один из основных элементов выразительности мелодии, выражающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности. Дети должны различать ритмы вальса и марша, польки, мазурки, полонеза.


Первым творческим заданием по освоению ритма предлагаем игру «Имена и ритмы». Дети должны хлопками изобразить ритмические рисунки своих имен, друзей, соседей по парте. Ударные слоги отмечать более сильными хлопками.

О-ля - два хлопка

Ма-ри-на - три хлопка

Петр - один хлопок

Усложняем задание, предлагаем вместо хлопков в тетради значками повторить ритмический рисунок имен, подчеркивая ударный слог.

Иль-я - ! !

Ка-те-ри-на - ! ! ! !

Третьим этапом этого задания является следующий:

Отразить в записи не только ударный, но и самый длинный. Для этого пропеваем имена. Дети по своим наблюдениям делают вывод, что, как правило, ударный слог - самый протяжный.

Тогда в записи Оля будет выглядеть условно так: ! !

К этой же схеме относим имена Миша, Коля, Алла, Катя и другие.

Продолжаем усложнять задание: детям раздаются карточки со схематично зашифрованными именами. Работа ведется в парах: самостоятельно расшифровывают, затем проверяют друг друга, обосновывая (пропевая) свои результаты.

Задание карточки-загадки: в одном столбце ряд имен, в другом рисунки ритмов этих имен.

Задание: расставить правильно цифры, в соответствии со схемой ритма имени:

1. Клим ! ! !

2. Ваня !

3. Федот ! ! ! ! !

4. Оксана ! !

5. Верочка ! !

6. Максимилиан ! ! ! ! !

7. Константин ! ! !

8. Елизавета ! ! !

9. Зинаида ! ! ! !

В этом творческом задании мы делаем первые шаги к ознакомлению с длительностями.

После первого исполнения песни хором с прохлопыванием ритмического рисунка предлагаем пропеть по ролям (одну роль могут одновременно исполнять один - три человека). Одновременно с пением каждый хлопает ритм ладошками. Далее детям предлагается «пропеть» свою роль ладошками, без участия голоса.

Третье исполнение песни самое интересное и сложное: исполняющие одну роль два ребенка должны распределить обязанности: один - отстукивает ритм на выбранном им детском инструменте, другой мимикой, пластикой изображает персонаж. Остальные дети, зрители, подхватывают (по мере узнавания героя сценки) исполнение голосом и допевают куплет.

Например:

Появляется медведь:

«Могу песни я петь!»

Появляется коза:

«Всем вам выколю глаза!»

Если же ведущие исполнители нарушали ритмический рисунок или неудачно создавали образ героя - дети-певцы не могли вступить и исполнить свою партию. Из чего был сделан вывод о тесной взаимосвязи между куплетами-сценками. Педагог проигрывает вступление и следом вступает в игру следующая пара.

Таким образом, одно творческое задание включает в себя несколько методов и приемов исполнения: пение, театрализация, пластическое интонирование, ритмопластика, перевоплощение.

Аналогичные задания проводятся на протяжении всего учебного года при слушании разных музыкальных произведений. Творческие работы детей отражают динамику их музыкально-творческого развития.

Таким образом, активизация музыкально-ритмического чувства учащихся осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения жизненных явлений.

























1.4. Творческие задания, направленные на усвоение динамических оттенков


Задание

Методические рекомендации и пояснения













1.Задание «Крещендо в листьях деревьев»





























2. Задание-упражнение «Игра на воображаемых гармошках».







С динамическими оттенками дети были ознакомлены уже в первом классе, они достаточно свободно оперируют понятиями f (форте - громко) и p (пиано - тихо), во втором классе работа над этими средствами выразительности проходит на уровне повторения и закрепления.

Новыми понятиями являются:

крещендо (постепенное усиление громкости звука)

диминуэндо (постепенное затихание звука).



Задание нацелено на осознание понятия.

Детям предлагается подобрать листья так, чтобы в них чувствовалось цветовое крещендо: например, первый лист должен быть желтым (самым светлым), а последний - коричневым или бордовым, то есть самым насыщенным по цвету. Листья собраны заранее на экскурсии по осеннему лесу и прогулке. Педагог напоминает о постепенности перехода от желтого к коричневому. Можно использовать акварельные краски.

Эта творческая работа может проводиться разными методами:

a) коллективный: дети по очереди (по желанию) работают у доски, остальные наблюдают, дают советы, участвуют в обсуждении ошибок.

б) составляют композиции из листьев индивидуально, каждый из своей коллекции.

в) групповой метод работы: дети объединяются в группы (по 3 - 5 человек) и сообща выбирают наиболее удачный вариант колоритного крещендо в листьях.

Развивая тему цветового крещендо, предлагаем детям озвучить составленную композицию: пропеть ее на звуке "О - О".

Игровой момент: «Представьте, что вы - художник, голос - это ваша кисть, звук «О» - это краски. Раскрасьте голосом эти листья, на крещендо : «о - о - о - О...». Аналогично работаем над диминуэндо: изменяем в задании лишь гамму цветов: дети самостоятельно подбирают оттенки от зеленого до бледно желтого, пропевают "О - о - о - о".

Творческие задания по цветовому и графическому моделированию музыки также являются формой взаимодействия различных видов художественного творчества.

На протяжении всего года необходимо периодически возвращаться к работе над динамическими оттенками в песнях, распевках и других музыкальных произведениях и разных видах творческой деятельности.

Предлагаем детям поиграть на гармошке, то есть раздвигать и сдвигать меха. Объясняем принцип: чем сильнее растягивать меха - тем громче звук, и наоборот. Просим играть тихо, громко, затем - постепенно усилить необходимую силу звучания; уменьшить.

Затем следует то же задание, но силу громкости обозначаем музыкальными терминами: p; f; p f; f p.

Усложняем задание: предлагаем детям озвучить свои инструменты на любом слоге, например, «до», петь: f , ff; а на p и петь «ду». В общем хоре голосов трудно определить правильное звучание, работа проводится индивидуально. Задание «Поиграть на гармошках» удобно и для закрепления знаний о темпе.

Слушаем русский народный танец «Трепак» из балета «Щелкунчик».

В короткой предварительной беседе выясняем, какие русские народные инструменты дети знают (затрагиваем такое выразительное средство как тембр). Дети среди других обязательно называют баян или гармошку. В ознакомительной беседе дети узнают об исторических корнях народного танца «Трепак», о связи народных танцев, плясок с гармошкой.







































1.5. Творческие задания, направленные на развитие тембрального слуха


Задание

Методические рекомендации и пояснения




1.Игра «Узнай по голосу»








2. Игра «Веселый поезд».














3. Изобрази явления природы при помощи ударных музыкальных инструментов.














4. «Раскрасить» музыку, назвать как можно больше слов, характеризующих тембровую окраску.



















5.Исполнить песню «Веселый музыкант» Т. Филлипенко с элементами театрализации, каждый куплет исполняется соответствующим тембром.

Развитие и усвоение понятия тембр - окраска звука, происходит так же на основе творческих и музыкально-игровых заданий.


Водящий (они меняются) закрывает глаза. Дети (можно с движениями) напевают текст:

Коля, ты сейчас в лесу,

Я зову тебя: "А - у".

Ты глаза закрывай, не робей,

Кто назвал тебя, узнай поскорей.

Один из поющих пропевает имя водящего, который должен узнать по голосу позвавшего его ребенка.


Необходимый игровой материал: набор детских музыкальных инструментов и озвученных игрушек. Вырезанный из картона силуэт поезда с несколькими пустыми окошками. Карточки (по размеру окошек) с изображением музыкальных инструментов. Инструменты располагаются за ширмой.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей на красочный поезд, в котором едут музыканты, играющие на разных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон поезда. В этом суть творческого задания. Учитель или ведущий (по желанию) исполняет знакомую попевку поочередно на разных музыкальных инструментах (они находятся за ширмой). Узнав инструмент, ребенок выбирает нужную ему карточку. Ею он закрывает пустое окошко поезда. Затем задание выполняет другой ребенок, и так далее, пока не закроются все окна вагончиков.


Творческое задание, развивающее фантазию и воображение, в процессе знакомства с тембрами различных инструментов - это изображение грозы всем классом. Предварительно наводим детей на мысль о возможности использования музыкальных инструментов для подражания дождю, ветру, грому, молнии (своеобразный оркестр ударных). Выясняем, что тихая игра на треугольнике похожа на редкие капли дождя, игра на маракасах и погремушках - порывы ветра, удар металлическими палочками по тарелкам, бубну - молния, а дробь барабана, треск кастаньет ассоциируются с раскатами грома. Разрабатываем сценарий: сначала - порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с p до f. Нарастая до предельной громкости, звук также постепенно уходит на убыль.

Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в игре. Важно соблюсти меру, чтобы игра не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием игры на инструментах руководит педагог, показывая каждому участнику вступление, изменение темпа и динамики.


Творческое задание на развитие тембрового слуха проводим на примере музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» (Октябрь) методом словесного рисования. Дети должны «раскрасить» музыку, назвать как можно больше слов, характеризующих тембровую окраску. После прослушивания пьесы приступаем к характеристике средств музыкальной выразительности: штрихов, темпа, регистра, динамики и тембра. Если дети затрудняются в описании цвета музыки, предлагаем на выбор пары слов, характеризующих звуковую окраску: теплый – холодный, насыщенный – прозрачный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, тусклый – блестящий и т. д..

Дополнительно предлагаются вспомогательные вопросы:

- почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные, светлые тона, и низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?

Предлагаем сочинить рассказ к музыке, используя названные слова, «окрашивающие» музыку. В основе должен лежать осенний образ. Задание развивает творческую фантазию, образное мышление, умение воплощать музыкальный образ в художественный.

В этом творческом задании идет ненавязчивое повторение и других средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, штрихов. Подобные творческие задания развивают в детях способность видеть, замечать выразительные свойства предметов и явлений, активизируют воображение, создают творческую атмосферу, повышают креативность ребенка.

Дети сопровождают исполнение движениями, изображающими игру на инструментах. Этим несложным заданием мы закрепляем понятие тембровой окраски, развиваем слухо-двигательную координацию, работаем над темпоритмом и развиваем эмоциональную сферу ребенка.

Подобные творческие задания развивают в детях способности видеть, замечать выразительные свойства предметов и явлений, активизируют воображение, создают творческую атмосферу, повышают креативность ребенка.

















1.6. Творческие задания, направленные на развитие звуковысотного слуха (регистр)


Задание

Методические рекомендации и пояснения






1.Исполнить «Польку» Чайковского П.И в определенном регистре при помощи хлопков в ладоши.




2.В игре «Если бы мы были композиторами» выбрали инструменты для сопровождения пьес:

«Птичья полька», «Шествие медведей», «Пляска зайчат»

Дети уже имеют различать высокие и низкие звуки. Во втором классе дети должны усвоить, что у каждого инструмента есть нижний, средний и верхний регистры. В виде информации сообщается, что у певческого голоса они называются грудной, средний и головной (фальцет).


Предлагаем детям хлопать в ладоши тихонько под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопать над головой, а когда музыка будет звучать ниже - хлопать по коленкам. Как хлопать в последней части - пусть дети решают сами.

Параллельно хлопками отрабатывается и чувство ритма.

Учащиеся передают большой мяч через голову по кругу, если мелодия звучит в высоком регистре, а если сопровождение построено на низких звуках – мяч перекатывается между ногами, средний регистр – на уровне груди.


Учащиеся выбирают определенные инструменты, звучащие в определенном регистре, характеризующие персонажей прослушанных пьес, простукивая пульс музыки.















1.7. Творческие задания, направленные на усвоение темпа музыки

Задание

Методические рекомендации и пояснения













1. Во время звучания «Польки– шарманки» Д. Шостаковича,

передать изменяющийся несколько раз на протяжении звучания произведения темпоритм музыки любыми движениями на свой выбор (упражнение «ускоряем – замедляем»).


2.Творческое задание на развитие темпоритма: «Угадай личный темп ученика».


3.Сложное игровое творческое задание на развитие темпоритма «Перевертыши».



4. Звучание пьесы Э. Грига «В пещере горного короля», словесное описание портрета горного короля, в соответствии со средствами музыкальной выразительности.



Во втором классе рассматриваем темп не просто как скорость движения, но как мощное средство выразительности, играющее громадную роль для характера музыкального произведения.

На уроках необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся воспринимали музыку в целом, то есть, прежде всего, чувствовали ее общий характер (музыка веселая, бодрая, спокойная, маршевая, плясовая и т. д.). Во время движения, выполнения ритмических и пластических заданий неоднократно предлагается прислушиваться к музыке и двигаться в такт ее. Внимание учащихся обращается на скорость движения, то есть темп, который тесно взаимосвязан с ритмом музыки.



Учащиеся правильно реагируют на изменение темпа, выполняя прыжки и бег на быструю часть пьесы и с замедлением, переходят на спокойную ходьбу.

Движения, придуманные детьми, отличаются однообразием.

Активизируем их творческую фантазию изменением условий выполнения задания: ногами двигать запрещаем, детям приходится включать другие части тела. Количество справляющихся уменьшается, по условию задания они садятся. Оставшиеся дети исполняют вращательные движения руками, или головой, изменяя скорость в соответствии с темпом музыки, повороты туловища, наклоны.

Для самых сообразительных предлагаем шуточное задание: не употребляя слов, лицо и мимика, предлагает изобразить изменение темпа, не двигаясь, не помогая себе частями тела. Задание дает возможность творческого самовыражения.



Группа ребят ходит по классу - каждый в своем постоянном темпе. Педагог исполняет на музыкальном инструменте пульсацию или мелодию, соответствующую только одному ребенку. Сидящие дети должны определить, чей шаг сопровождает учитель. Задание выполняется несколько раз подряд, так как многие дети затрудняются в определении.


Игра проходит в виде «музыкального разговора» учителя с учеником, а затем между парами учеников. Сложность задания заключается в том, чтобы правильно и быстро отреагировать на музыкальную фразу педагога: на медленную игру ответить быстро (на любом детском музыкальном инструменте), на быструю - медленным повторением заданной ритмической фразы.


Ярко-показательным примером для осмысления понятия темп, а также для усвоения понятия крещендо, яркой иллюстрацией является произведение

Э. Грига «В пещере горного короля». Также в анализе этой пьесы можно отобразить весь спектр известных на данном этапе эстетического развития детей музыкальных средств выразительности.

В творческом задании на словесное рисование мы просим детей не только cоставить устный портрет горного короля, но и доказать соответствие своего образа авторскому видению, то есть подтвердить свои представления о персонаже, его характере музыкальными средствами выразительности, использованными композитором для усиления образа. Отмечается мощный рост динамики, перечисляют понятия p, f и ff (учитель к месту сообщает, что ff (очень громко) - на языке музыки означает фортиссимо, ff), прослушиваем произведение в исполнении симфонического оркестра. Также отмечаем и высокое звучание инструментов (регистр), изменение темпа, во время второго прослушивания предлагаем легонько постукивать пальчиком о ладошку. Дети ощущают ускорение темпа. Наряду с этими хлопками в ладоши воспроизводим ритм пьесы. Подводя детей к более осознанному пониманию ритма, просим детей подвигаться под эту музыку. Начинаем с вкрадчивых шагов и заканчиваем стремительным бегом на месте.

В целом характеристика произведения, средств музыкальной выразительности, создавших таинственную, зловещую, фантастическую атмосферу, окружающую образ короля, оказалась достаточно полной.

Нарисовать образ горного короля, каким его представляете.

























1.8. Творческие задания, направленные на развитие чувства лада

Задание

Методические рекомендации и пояснения



















1. Рассмотреть картину В.А. Васнецова «Аленушка», определить ладовое звучание картины


2.Инсценирование песни «Жук» Н.В. Потоловского:


















3.Сочинить музыкальные интонации радости и грусти, избрав для этого соответствующий музыкальный инструмент.


4.Сочинить на чередовании двух знакомых ладовых интонаций музыкальные загадки типа «Что я слышал в лесу?»


5.Сделать перестановку в исполнении учителем ладовой интонации.



С понятием лад знакомим детей на материале стихотворной сказки «Два брата» Е. Королевой. Один из них окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, веселые, жизнерадостные краски (мажор). Познакомившись со сказкой, ребенок легче отличит мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного.

Постижение понятий лад: мажор, минор невозможно без обращения к произведениям искусств других жанров (живопись, поэзия). На взаимосвязи различных видов искусства у детей формируется чувство эстетического сопереживания произведениям искусства, также происходит активное усвоение необходимых понятий.

Формирование чувства лада и закрепление понятий мажор, минор происходит на протяжении всего учебного года, во время разучивания новых песен, прослушивания разных музыкальных произведений. В результате внедрения данной методики построенной на творческих заданиях, учащиеся попробовали свои силы в основных видах музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, восприятие).


Картина В.А. Васнецова «Аленушка» служит ярчайшим примером минорного настроения. На уроке рассматриваемся, вслушиваемся, обсуждаем картину. Творческое домашнее задание: подобрать репродукцию соответствующую мажорному настроению или передать светлое, радостное настроение в своем рисунке.


В творческом задании интересно и плодотворно работаем над инсценировкой песни «Жук» Н.В. Потоловского:

- Жук, жук,

Где твой дом?

- Мой дом под кустом,

Мальчики бежали,

Домик растоптали.

После разучивания этой песни и определения минорного лада предлагаем детям придумать ситуацию, когда бы жук радовался тому, что его домик разрушили.

Педагог исполняет песню в мажоре, дети определяют, что изменилось в музыкальном произведении.

Поскольку меняется характер музыки, значит, меняется и лад (мажорный). Исполняется песня хором в мажорном ладу и инсценируется. Один ребенок выступает в роли жука, три ученика - в роли мальчиков, остальные дети поют слова автора. Одновременно вспоминаем штрихи. В основном все дети определяют моменты в песне, где должно звучать staccato: это слова «мальчики бежали, домик растоптали», дети изображают легкий бег.


Сочинить музыкальные интонации радости и грусти, избрав для этого соответствующий музыкальный инструмент. На столе учителя металлофон и другие.







Сочинить на чередовании двух знакомых ладовых интонаций музыкальные загадки типа «Что я слышал в лесу?» выполнение этого задания осуществляется на пьесе М. Ройтерштейна «Кукушка и дятел».






Дать словесную характеристику настроения каждого варианта сочетания одних и тех же ступеней. Какая из них похожа на вопрос или напоминает ответ? Решением такого задания служит музыкальная загадка «Что это?», где вопрос строится на восходящей интонации, а ответ – на утвердительной.

































Список литературы


1. Асафьев Б.Д. О музыкально-творческих навыках у детей // Б.В. Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под. ред. Е. М. Орловой. – М.; Л., 1965.

2. Богино Е.А. Игры - задачи. Для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974.

3. Бычков Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. - М.: РАМ им. Гнесеных, - 1994.

4. Вендрова Н.А. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991.

5. Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя М.: Ассоциация педагогов - музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр. - 1990.

6. Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 1993. № 1.

7. Горюнова Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.

8. Гуревич К.С. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1.

9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

10. Еременко Т.В. Играем и поем по нотам. Развитие музыкальных способностей младших школьников на уроках музыки/ ИРРО Свердл. Обл. Екатеринбург, 1994.

11. Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А.К. - М.: Просвещение, 1981.

12. Калвейт С.П. Резерв успеха - творчество. М.: Педагогика, 1989.

13. Критская Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика / Искусство в школе. 1993. № 1.

14. Мелик-Пашаев А.П., Новлянская З.А. Трансформация детской игры в художественное творчество. Искусство в школе № 2. - М. 1994.

15. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

16. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993.

17. Спутник учителя музыки. Сост. Челышева Т.В. - М.: Просвещение, 1993.

18. Столяр З.С. Выразительные средства музыки. Кишенев.: Киртя Молдованска, 1990.

19. Теплов Н.А. Музыка - детям: Пособие для муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1985.

20. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 - 4 классы. М.: Просвещение. 1994.

21. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М.: Прометей, 1990.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
творческие задания по усвоению средств музыкальной выразительности

Автор: Половинкина Елена Валериевна

Дата: 03.10.2016

Номер свидетельства: 347303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444311300"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "План урока в 5 классе по ФГОС (технологическая карта учителя) "
    ["seo_title"] => string(69) "plan-uroka-v-5-klassie-po-fgos-tiekhnologhichieskaia-karta-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "224401"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438776341"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Использование проектного метода на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovaniieproiektnoghomietodanaurokakhmuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "278344"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453056241"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-tolierantnykh-kachiestv-u-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "294722"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455715740"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему  "Всю жизнь мою несу Родину в душе..." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vsiu-zhizn-moiu-niesu-rodinu-v-dushie"
    ["file_id"] => string(6) "246640"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446413170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства