Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания и т.д.
Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся 4 класса по теме: «Русская музыка - народная и композиторская» мною применяются различные задания.
Примеры творческих заданий показаны в работе (карточки, кроссворд, тест и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие задания на уроках музыки. »
г. Нижний Новгород
Канавинский район
МБОУ СОШ № 110
учитель музыки
Вин-Син Н.В.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
4 класс
Тема раздела:
Русская музыка - народная и композиторская – 8 уроков
«В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений...».
Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтом Уитменом: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!».
Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы:
беседы;
дискуссии;
игры;
состязания;
конкурсы;
олимпиады;
наблюдения;
поисковые эксперименты;
индивидуальные занятия;
творческие задания.
Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме:«Русская музыка - народная и композиторская» мною применяются следующие задания:
- нарисовать иллюстрацию к любой русской народной песне или произведению русских композиторов
- нарисовать цветовые ассоциации
- подобрать или сочинить частушки
- изготовить шумовые инструменты
- придумать движения для орнаментального хоровода
- написать сочинение на тему: «Как я отношусь к русской народной музыке?»
- составление и разгадывание кроссвордов
- выполнение тестовых заданий
- задания на сравнение (общее и различие)
- задания на соответствие и др.
Примеры творческих заданий.
Задание:
нарисовать цветовые ассоциации на звучание народных инструментов - балалайка, ложки, гармонь, трещотки, свирель, шумовые коробочки, оркестр народных инструментов.
Задание (подготовка к заключительному уроку по разделу) – научно-исследовательская работа:
Тема: Русские народные инструменты
1 группа – гусли, балалайка
2 группа – свирель, рожок, жалейка
3 группа – трещотки, ложки
4 группа – баян, гармонь
- Что это такое?
- История возникновения инструментов.
- Подобрать или сочинить загадки, стихи.
Оформить работы в виде реферата, альбома, книжечки (на выбор).
Цели и задачи творческого задания: формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности.
Задание: соедини линией фамилию композитора и его произведение
М.И.Глинка
Вариации на тему р.н.п. «Вниз по матушке по Волге»
Р.К.Щедрин
«Вставайте, люди русские»
С.С.Прокофьев
«Рассвет на Москве-реке»
А.С.Даргомыжский
«Озорные частушки»
П.И.Чайковский
Финал Симфонии №4
И.О.Дунаевский
Ария Сусанина
М.П.Мусоргский
«Урожайная»
Задание «Собери словечко»
Собери слово и объясни, что оно значит.
Карточка 1
1.
х
ло
хо
ма
2.
ло
к
фо
р
ль
3.
н
ра
фа
са
4.
ба
ре
зь
5.
же
г
ль
6.
ба
ру
ха
7.
ш
ко
ни
ко
к
8.
ши
ка
вы
в
Карточка 2
1.
ба
й
ла
ка
ла
2.
ки
ча
ш
ту
с
3.
са
ан
ль
мб
4.
ри
а
ци
и
ва
5.
ри
че
ли
ки
е
с
6.
ке
с
ор
тр
7.
ля
п
со
е
вы
8.
с
ли
со
т
9.
к
ло
фо
ль
р
Карточка 3
1.
до
тру
е
вы
2.
ря
вы
до
об
е
3.
че
с
ли
ки
ри
е
4.
ро
хо
е
во
д
ны
5.
ро
иг
вы
е
6.
лы
ко
ны
ль
бе
е
7.
ля
со
е
п
вы
Задание «Сравнение»
Сравнить по рисунку музыкальные инструменты, установив:
б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)
Карточки -
1. скрипка - балалайка
2. арфа - гусли
3. труба - рожок
4. ложки - барабан
Задание«Лишнее слово»
Карточки -
а) скрипка, флейта, рожок, труба, фортепиано
б) вальс, барыня, гимн, камаринская, полька
в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист
1. Своим спокойным движением, мягкими переливами звуков эти песни словно ласкают, убаюкивают.
2. Этот жанр русской народной песни процветает в настоящее время, в нем находит быстрый отклик любое явление современности.
3. В старину эти песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить душу, свои чувства.
4. Основным содержанием этого жанра песен является обращение к природе, птицам, животным, напев их, обычно, прост.
5. Эти песни сопровождали и отображали тяжелый труд крестьян и рабочих.
6. Этот жанр русской народной песни связан с плавным движением. Такие песни богаты мелкими распевами, переливами голоса.
7. Важные события жизни сопровождались обрядами. Как называются песни, звучащие во время обряда.
8. Это, как правило, повествовательные песни. В них прославляются защитники Родины, нашли отражение события, связанные с борьбой русского народа за свободу.
Вариант 1 (традиционный)
Ребята отвечают на вопросы – разгадывают кроссворд.
Вариант 2
Кроссворд разгадан, надо придумать (составить) вопросы к каждому определению.
Вариант 3
Самостоятельно составить кроссворд на тему: «Жанры русских народных песен».
1.
Н
2.
А
3.
Р
4.
О
5.
Д
6.
Н
7.
Ы
8.
Е
П
Е
С
Н
И
1.
К
О
Л
Ы
Б
Е
Л
Ь
Н
Ы
Е
2.
Ч
А
С
Т
У
Ш
К
И
3.
Л
И
Р
И
Ч
Е
С
К
И
Е
4.
И
Г
Р
О
В
Ы
Е
5.
Т
Р
У
Д
О
В
Ы
Е
6.
Х
О
Р
О
В
О
Д
Н
Ы
Е
7.
О
Б
Р
Я
Д
О
В
Ы
Е
8.
С
О
Л
Д
А
Т
С
К
И
Е
П
Е
С
Н
И
Тест
1. Музыкальное произведение, которое исполняет инструмент-солист с сопровождением оркестра -
а) концерт
б) кантата
в) опера
2. Форма музыкального произведения, в которой есть тема и ее изменения -
а) трехчастная
б) вариации
в) рондо
3. Как одним словом назвать «народное творчество» -
а) фольклор
б) наигрыш
в) распев
4. Довольно большое музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр -
а) кантата
б) симфония
в) балет
5. Как называется торжественная песня, которая прославляет величие, могущество своей страны; песня, которая является символом государства, так же как и флаг, герб -