kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроке музыки с помощью активных методов обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена важная проблема на тему: "Повышение познавательного интереса у младших школьников на уроке музыки с помощью активных методов обучения". 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроке музыки с помощью активных методов обучения"»

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроке музыки с помощью активных методов обучения.


В своей статье я рассмотрю тему, которая, на мой взгляд очень важна. Это как развить познавательный интерес у младших школьников на уроке музыки с помощью активных методов обучения. В работе будут рассмотрены два пункта: В первом мы попробуем разобраться, что же такое познавательный интерес и какова его роль в обучении детей. Во втором же вопросе я расскажу, с помощью чего можно развить у детей познавательный интерес.

Тема познавательного интереса в наше время очень актуальна, особенно для урока музыки. Музыка как школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учеников. И главная задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в предмете. Если ребёнку интересно, то учебный процесс пойдет легко, знания, умения и навыки отличаются прочностью и глубиной. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Очень важно, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время, чтобы он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для ученика, вот что само по себе способствует организации его внимания. Определимся с понятием «познавательный интерес».

Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Чтобы у ребёнка появился познавательный интерес, учителю на уроке необходимо использовать активные методы обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные, наглядные и практические . Но этих методов для урока музыки не хватит. Урок музыки-это урок творчества. И чтобы обучающимся было действительно интересно на этом уроке, чтобы они хотели и ждали его, то учителю нужно применять как можно чаще активные методы обучения. Эти методы должны быть направлены на пробуждение и развитие творческой активности школьников, воспитание в них способности эмоционально отзываться на музыку и эстетически переживать её содержание. Расскажу вам о некоторых таких методах, которые сама использую на уроке.

Игровой метод. Игра активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, память, интеллект. Она также помогает вовлечь в учебный процесс практически всех учеников. На уроке музыки могут использоваться музыкально-дидактические и ролевые игры. Музыкально-дидактические воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Например, можно провести игру «Волшебный сундучок». Смысл игры в том, что дети садятся по кругу и по считалочке выбирают первого игрока. На правах первого, игрок берёт из сундучка первый вопрос. Если он на него не отвечает, то вопрос передаётся следующему. Если опять нету ответа, то вопрос опять передаётся. Сами вопросы к этой игре составляются по пройденным темам. Ребята, которые ответили на вопрос, получают баллы. За баллы потом можно выставить отметки. Как пример ещё одна игра, которая называется «Музыкальный цветок». На экране перед детьми цветок и на каждом листике музыка, которую они должны отгадать. Так как это очень сложно, особенно угадывать классику, то задача учителя либо давать наводящие вопросы, либо наглядно показывать картинку к этой музыке.

Ролевая игра — игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Например, в 1 классе есть игра «Теремок». Детям предлагались маски, были элементы декора (например, домик). Чтобы остальным детям было не скучно, то они эту сказку озвучивали, играя на различных музыкальных инструментах для каждого героя. Так же в этой игре есть и музыкальное сопровождение, в котором участвовал весь класс.

Метод организации самостоятельной работы над темой. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно, а учителю важно, чтобы тема была проработана. При этом хочется, чтобы работал каждый ребенок. В таком случае детям предлагается групповая работа. Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Время: 5-10 мин. Учитель вместе с учениками определяет тему урока и что нужно узнать. Потом задания даются на группы. В каждой группе идёт обсуждение, после чего один из представителей рассказывает. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Метод «пластического интонирования». Под пластическим интонированием мы понимаем воплощение воспринимаемой музыки, прежде всего движением рук. Она представляет собой «пропеваемую и проговариваемую руками» основную мысль сочинения. В качестве дидактического материала можно предложить: яркие короткие ленты, платки яркой расцветки, фигурки зверей, вырезанные из картона, цветы, геометрические цветные фигуры, детские шумовые инструменты: ксилофон, металлофон, треугольник.

Пластическое  интонирование связано со всеми видами исполнительского искусства. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Пластические этюды. Волнообразными движениями рук учащиеся могут изображать картину моря (вступление «Океан – море синее» к опере «Садко» Н. Римского-Корсакова). Покачиванием рук с воображаемыми цветами дети исполняют «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, постепенно раскрывая ладони рук, движущихся вверх, изображают раскрывающийся бутон цветка под музыку «Утра» Э. Грига. Создать пластический образ хромающего царя Гороха предлагаем детям под музыку фрагмента из балета Р. Щедрина «Царь Горох».

Выбор для творческих учеников огромен, нужно только предложить возможность пофантазировать и тогда музыкальное произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое театральное представление.

         Свободное дирижирование. С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, рекомендуется им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен, составляя при этом свой «исполнительский план». Так как учитель не может выполнять функции концертмейстера и дирижера одновременно, его может заменить наиболее удачный «дирижер» из класса.

Имитация игры на музыкальных инструментах. Движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. 

Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях.

Инсценирование песни. Детям предлагается не просто спеть песню, а её разыграть. В таком случат песня не просто поётся, а сопровождается выразительными движениями отдельных персонажей.

  Танцевальные движения. Исполнение и слушание музыки танцевального характера способствует освоению элементарных танцевальных движений – кружения в вальсе, шага польки, грациозных поклонов и реверансов в менуэте, подскоков, дробного шага в народных плясках, переменного в хороводах (линейных, круговых, «змейкой»), освоению шага полонеза, характерных движений рук, головы, корпуса. 

Познание музыки через жест, движение, позволяет воспринимать музыку активно, а не пассивно. Пластическое интонирование, визуально углубляя чувственно-образное содержание музыкального произведения, становится ключом к пониманию языка музыкального искусства и развитию музыкального мышления.

Метод синквейна. Синквейн - это свободная творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – одно короткое предложение по прослушанному произведению

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приведём пример синквейна, созданный ребёнком в 3 классе по произведению Э.Грига «Шествие гномов»: Марш. Задорная, серьёзная. Маршировать, прыгать, рисовать. Солдаты маршируют в такт музыки. Красота!

Видео метод. Использование видео метода в учебном процессе даёт учащимся более полную информацию об изучаемых явлениях и процессах, повышает роль наглядности в учебном процессе, удовлетворяет запросы, желания и интересы учащихся. С помощью него можно посмотреть фрагменты оперы, балета, также можно предложить ребятам различные ритмические упражнения или поиграть в «шумовой оркестр».

Делая выводы, можно сказать, что задача каждого учителя состоит в том, чтобы привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные методы обучения и их приёмы. С их использованием детям будет интересно на уроке и появится желание и стимул изучать этот предмет.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карельская Мария Дмитриевна

Дата: 25.11.2019

Номер свидетельства: 528623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Эффективность музыкального обучения и воспитания детей через интегративные связи дополнительного и общего образования "
    ["seo_title"] => string(139) "effiektivnost-muzykal-nogho-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-chieriez-intieghrativnyie-sviazi-dopolnitiel-nogho-i-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "230433"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442143205"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Игры  на уроках в школе для неслышащих обучающихся."
    ["seo_title"] => string(67) "ighry-na-urokakh-v-shkolie-dlia-nieslyshashchikh-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "331272"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464595180"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе». "
    ["seo_title"] => string(88) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-ikt-v-uchiebnom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "224009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438328782"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства