В работе даны оценки роли игр на уроках в школе для неслышащих детей.
В.А.Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В младших классах игра занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.
Учитель начальных классов в большей мере, чем другие его коллеги, имеет возможность задавать тон в воспитании и обучении детей. Первые учителя запоминаются ребенку на всю жизнь, они больше, чем другие люди, влияют на него прямо и косвенно. Первые впечатления могут стать также определяющим фактором в духовном формировании ребенка; они могут повлиять на его отношение к другим учителям.
Иногда проблемы, возникающие на занятиях в классе, кажутся непреодолимыми. Но чуткий и изобретательный учитель всегда найдет нужное решение. При этом он испытывает глубочайшую, ни с чем несравнимую душевную радость.
Учитель, который считает, что "моя работа - давать информацию, учить с детьми материал", видит только одну грань своей работы. Главное в преподавании это, конечно, передача информации, но важно так же, как подается эта информация.
В работе учителя младших классов самая трудная задача - довести свои мысли до сознания учащихся. Учитель может хорошо знать свой предмет и держать класс под своим жестким контролем, но если он не может установить с ним тесный контакт, если дети плохо понимают урок, его усилия окажутся напрасными.
Игра же представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в школьном детстве.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. (СЛАЙД)
В.А. Сухомлинский так же отмечал, что «… жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может в процессе игры решить более трудную задачу. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.
Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной задачи. Они создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к изучаемым предметам. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Дети очень любят разгадывать ребусы и кроссворды. Так, на одном из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в этом ребусе.
При помощи кроссворда можно предложить узнать тему сегодняшнего урока.
Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом. (СЛАЙД)
Змиа.
Впыалснге. В лсеутхио. Мдвдееизлглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеисдтия в дплуе и грзтыурхоеи. Зйкаизлзлаеипдокстуы. Лзыевлкоибгтоаюоплсеу.
В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий. (СЛАЙД)
Цель дидактической игры “ Логическое домино “ заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют в парах. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-либо свойством: формой или величиной, цветом. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур.
На уроках математики необходимо использовать игровые задания, направленные на развитие внимания, воображения и т. д. Так, например, задания на развитие внимания:
1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?
2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
3. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?
В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат».
Занимательные задачки
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).
Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).
Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из кошек сидит 3 кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? (4).
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца? (7).
Летела стая уток одна впереди и две позади, дона между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (3).
У Коли и у Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. Насколько тетрадей стало больше у Маши, чем у Коли? (На 4).
Начальная школа – период расцвета игровой деятельности ребенка. Игра заключает в себя правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум и развивают его как личность.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребенок может следовать сознательной цели. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение. Притязания на признание в игре развивают личностные качества: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. По моему мнению, самая большая заслуга принадлежит тем, кто преподает в начальных классах. Потому что именно здесь приходится решать самые трудные задачи, и именно здесь получаешь самую большую радость от своей работы. Что может быть лучше, чем привить ребенку любовь к учебе? И все это в самом раннем возрасте!