Сообщение для родителей. "Развитие речи через музыку"
Сообщение для родителей. "Развитие речи через музыку"
Сообщение для родителей "Развитие речи через музыку".
У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д. Отсюда следует вывод, что, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи.Для коррекции речевых нарушений используется логопедическая ритмика, которая сочетает движение, речь и музыку и способствует нормализации моторики и темпо-ритмической стороны речи.
Примеры вложены в сообщение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение для родителей. "Развитие речи через музыку"»
Рудковская Елена Викторовна
Педагог по коррекционной ритмике
ГУ «Кабинет психолого – педагогичской коррекции № 4 г. Капшагай»
Сообщение для родителей
«Развитие речи через музыку»
Развитие речи через музыку? Это возможно!
Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребенка через музыку.
Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, развивают речь. Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития ЗПР. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, а так же развивают речь.
Коррекционно-развивающее занятие "Коррекционная ритмика" является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова ( речи).
Занятия КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.
Так же это способствует развитию творческих способностей детей. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, разученные на уроке, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома.
Ритмика закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка с любым заболеванием и диагнозом. Профессор Крестовников в "Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д. Отсюда следует вывод, что, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи.
Для коррекции речевых нарушений используется логопедическая ритмика, которая сочетает движение, речь и музыку и способствует нормализации моторики и темпо-ритмической стороны речи.
Конечно, полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование, но сам принцип сочетания речи и движения и отдельные упражнения хорошо бы ввести в ваши занятия с ребенком дома .
Сначала все речевое сопровождение будет произносить только взрослый. Позднее ребенок начнет проговаривать слова вместе со взрослым. Сначала он попытается произнести последнее слово, затем два последних слова. Потом осилит и целую строчку.
Все дети от природы музыкальны. Попробуйте включить ритмичную музыку, и ваш ребёнок сразу начнет пытаться двигаться ей в такт ,и ему будет не важен его диагноз ДЦП или ЗПР, или Дислалия и т.п. Ребёнок будет просто двигаться в такт музыке и будет пытаться подпевать: а-а-а, ля-ля-ля.
На занитиях ритмикой я использую эту естественную тягу детей к ритмичным движениям, обучаю их вместе со мной танцевать под музыку.
Не забывайте о том что дети очень любят танцевать с родителями, не лишайте их этой возможности. Танцуйте вместе с ними. Дети кружатся вместе с родителями, танцуют танец с погремушками, учатся маршировать, танцевать танец маленьких утят и делать многое другое. В основе моих занятиях ритмикой - методика Екатерины Железновой. Состав упражнений изменяется раз от раза, хотя самые любимые обычно повторяются.
Мои занятия по музыкальной- коррекционной ритмике включают в себя:
ходьбу, бег, прыжки;
танцевальные движения;
имитация звуков животных координировано с движениями под музыку;
дыхательные упражнения;
упражнения для развития мышечного тонуса;
счетные упражнения;
элементы аэробики;
упражнения с предметами;
речевые двигательные упражнения с предметами и без;
вокальные упражнения;
слушание музыки;
игровые упражнения;
игра на шумовых музыкальных инструментах
инсценировка сказок с театром кукол
придумывание своих миниатюр с кукольным театром под музыку и многое другое.
Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, улучшается речь, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.
Родительское участие на уроке признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.
Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музыцирование и т.п.
Короткие песенки –попевочки детям очень нравятся , дети любят их петь и двигаться под музыку. 1.Пример веселых музыкальных приветствий:
Мы идём, и поём. Раз, два, раз два,
Мы поём!
Или же вход на урок начинается с танцевальных знакомых движений .
Раз, два, три на носочек 2р
Раз , два, три, повернулись, хлопнули и разошлись.
2. Разминка и несложные танцы
Веселые разминки проходят в разных жанрах:
ходьба (для марша),
прыжки (для спортивных танцев),
кружения (для вальса),
подскоки (для озорной польки),
3. Слушание музыкальных произведений.
Чтобы дети учились различать быструю и медленную музыку, не просто слушать, а слЫшать музыкальные звуки и ритмы. Чтобы дети так же могли различить звуки природы: шум воды, ручья, дождя, шум ветра и грозы, пение птиц и звуки животных, ведь это то же не маловажно.
В таких маленьких паузах сначала появляется радостное удивление, а потом приходит понимание того, что музыка бывает разной, что музыка – это красиво.
И вдруг музыка начинает звучать в душе!
4. Пение песенок
Дети слушают, как педагог исполняет песню, а в дальнейшем и подпевают ему припев. Чуть позже ребята запоминают слова и поют песенку сами. Такого рода занятия помогают развить чувство ритма, поставить дыхание, и воспитать начальные вокальные навыки.
Песни, которые мы поем:
« МАМА МОЯ»
Мамочка милая мама моя
Пусть эта песенка будет твоя
Ля-ля-ля-ля 2р
Пусть эта песенка будет твоя.
«Доп-доп-доп»
Доп, доп, доп.
Ойыншық қөп,
Қаз, қаз, қаз,
Ойыншық аз
5. Пальчиковая гимнастика.
Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию.
Дети играют на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах способствуют развитию координации слуха и движений рук, чувства ритма, постановке дыхания, а также умению управлять произвольными движениями рук. Очень часто я включаю в игру на музыкальных инструментах пение. Это помогает ребёнку самостоятельно петь в такт, слушая свой ритм. Дети пропевают свои имена, имена родителей, друзей, подруг. В процессе такой музыкальной игры мы ещё и определяем сколько раз например: мы ударили палочкой по металлофону: АН-ГЕ-ЛИ-НА (4 раза). Пропев своё имя ребёнок закрепляет вместе с музыкой и счёт. А выложив количество палочек на столе, у ребёнка и мелкая моторика будет задействована, и речь, и память.
7. Музыкальные игры
Это самая веселая часть занятия. Подвижные музыкальные игры дарят детям радость и огромное число положительных эмоций!
8. В завершении занятия дети рисуют музыку.
Это одна из любимейших частей занятия. Все дети без исключения любят рисовать. И вот тут уже видно у какого ребёнка какое было настроение на протяжении всего урока. Яркие и светлые краски скажут о том что ребёнок сегодня хорошо занимался и у него хорошее настроение, а тёмные цвета говорят об обратном.
Дорогие родители! Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню! Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы. Нет музыкально неспособных детей, это уже давно доказано. И даже не сомневайтесь: развитие музыкальных навыков обязательно поможет вашему ребенку в будущем.
Пальчиковая гимнастика дома с мамой:
Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно "переложить на пальцы", то есть придумать несложные движения для пальчиков, которые потом можно постепенно усложнять.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
(Изобразить большим и указательным пальцами кольца-очки.)
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(Ладони расположены под углом, пальцы касаются друг друга, кончики мизинцев соприкасаются так, чтобы между ними образовалась прямая линия. Если поставить ладони горизонтально - получатся ворота.)