kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».

Нажмите, чтобы узнать подробности


Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, пережавших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие: способствовать развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие способности через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Оформление: портрет писателе, иллюстрации к произведен кластеры, диаграмма Венна.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра. Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной:
Я - есть любовь,
Я - есть воля,
Я - есть сила,
Я - есть добро
Я- есть все прекрасное.
Я - Человек
Все зависит от меня,
Все в моих руках.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Девиз нашего урока: « Мало уметь читать, надо уметь думать»
Ребята, на прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ М. Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
У меня на доске записана пословица: « В сиротстве жить - слезы лить».
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА

Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова?(Касыму)

III. Работа по теме урока.
- Тема сиротства волновала человечество во все времена.
Мы с вами в этом году читали рассказ, где тоже затронута тема сиротства.
Какой это рассказ и кто его автор? (В.Гюго « Козетта»).
В рассказе М. Ауэзова сирота - Касым, а в рассказе В, Гюго -Козетта.
Давайте сделаем сравнительную характеристику этих героев и составим диаграмму Венна.

Касым Козетта
Итак, мы с вами нашли сходства и отличия между героями. Какой можно сделать вывод?
Вывод: у этих героев очень много сходств, но есть и отличия. О Касыме никто не хотел заботиться и в конце рассказа он умирает, Козетта продолжает жить счастливо, потому- что нашелся человек, который хотел, чтобы после смерти матери девочка была счастлива.
Главной проблемой на нашем уроке стал вопрос: кто виноват в смерти Касыма?
( составление кластера)

Виновные известны. Но только ли они повинны в смерти Касыма ? Приступим к исследованию.
IV.РЕАЛИЗАЦИЯ.
В начале выслушаем главного героя.
1. Рассказ ученика от лица Касыма. (домашнее задание).
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
а) Составляем кластер. Записываем первую часть кластера сейчас, а вторую часть по ходу урока.


счастливая тяжелая
веселая одинокая
интересная бесприютная
беззаботная несчастная
радостная невыносимая

( заполняется в течение беседы)
б)Беседа по содержанию, (ответы подкрепляют строками из текста)
-А почему вы решили, что у Касыма прежде была такая беззаботная жизнь?
Когда Касым стал сиротой? (осиротел)
Чью смерть он переживал сильнее? Почему?
Остановимся на образе бабушки.
Послушаем сообщение. (Словесное рисование)
Вывод: Что,только потеряв бабушку, мальчик стал круглым сиротой.
в)Анализ эпизодов из жизни главного героя, оставшегося без
родни. ( Работа с текстом)
Как окружающие вначале отнеслись к тому, что Касым остался один?
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
( заполняем правую часть кластера).
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые помогли сироте? Так ли это?
Посмотрите на рисунки - ваши иллюстрации к тексту. Какие эпизоды они отражают?
1-й рисунок. Иса распоряжается чужим скотом.
2-й рисунок. Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
3-й рисунок. Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
4-й рисунок- Дети издеваются над Касымом.
Вывод: эти рисунки подтверждают, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться, на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
г) Выборочное чтение.
- Предлагаю проследить, как меняется жизнь Касыма, проводя
выборочное чтение.
с.230- « Касым заплакал. на него никто не обратил внимание»
с.231- « С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о своем горе».
С.231- « Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
Помогли ли ему окружающие?

( Соседки и старики замечали все, но не помогли: « Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все, но ничего не сделал, чтобы спасти мальчика. Это - старики, соседи, аульные ребята.
д) Работа над пейзажем в начале рассказа и в конце.
- Какие художественные средства помогли передать
состояние героя?
Чтение отрывка из текста в сопровождении музыки.
( от слов: « Хмурый вечер.» до слов: « Там идет дождь» ).
Отмечаем художественные средства использованные автором. Выделяют эпитеты: хмурый вечер,сумрачная прохлада тяжелые тучи,темно- багровый цвет, грустные сиротливые холмы.
Сравнить с описанием пейзажа в заключительной части.
( от слов: « Окутанные мраком каменные глыбы.», до слов: «И громко чихает») отмечаем художественные средства. Эпитеты: каменные глыбы,злые духи,ночные сплохи, таинственные ущелья обнаженные скалы густая листва черный страшный глаз.
Сравнения: темнота как ведьма, ночь -злая старуха.
Олицетворение: бродит ночь, страх прячется, ночь глядит.
Почему во втором отрывке больше эпитетов, сравнений, олицетворений ?
Страшно ли мальчику?
Какие ассоциации возникают у вас со словами страх, ужас.
испуг боязнь

жутко опасение

- Какие ведения возникли у Касыма?
( Злые духи, ведьма, черт, нечистая сила, шайтан)
е) Анализ заключительной части рассказа.
- Анализируем эпизод, когда все- и реальность,и вымысел -перемешалось в голове Касыма.
Вновь появляются три всадника. И это и не случайно: ведь лошадь для казаха

самое благородное животное выносливое и умное. Лошади очень заботливые, они не дают своих жеребят в обиду. Но в нашей жизни не все имеет счастливый конец, вот и всадники не успели помочь Касыму. Очень жалко, что Касым умер. Окружающие люди остались равнодушными к судьбе мальчика. А человеку одному, без поддержки близких, тяжело.
Не зря у казахов есть такая пословица (записана на доске)
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
V.Закрепление
-Урок свой хочу закончить стихотворением татарского поэта
Мусы Джалиля « Сироты»:
Он совсем еще маленький.
Участь зла.
Скоро год, как без матери,
Без угла.
Он по селам скитается
Сиротой.
Счастье в жизни потеряно
Для таких.
Сто дорог перемеряно
Горевых!
Жмет жарою и холодом,
Вьюгой бьет.
Вдоль домов гонит голодом
Все вперед.
Плачет он, убивается,
Сирота,
Но плотней запираются
Ворота.
Просит хлеба хоть сколечко
Да тепла.
Света б малая щелочка
Где была!
Ни руки помогающей,
Ни словца.
Лишь буран завывающий
Без конца.
Люди сытые, черствые
Крепко спят.
Разве мальчик, сиротствуя,
Виноват?
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'
-Каким должен быть человек?
VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить эссе: « Как можно было помочь Касыму?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока. М. Ауэзов « Сирота». »

Урок литературы в 4 классе


Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».
Цель урока: осознание детьми проблемы взаимоотношений взрослых и ребенка, пережавших смерть близких.
Задачи урока.
Обучающие: способствовать развитию устной, выразительной речи; развитие мышления, воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий, развивать творческие способности через метод критического мышления. Воспитывающие : воспитание навыков эмоционального
восприятия художественного произведения; осуществление нравственного и гуманистического воспитания, через восприятие текста.
Оформление: портрет писателе, иллюстрации к произведен кластеры, диаграмма Венна.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
Посмотрите, ребята друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира, и добра. Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной:
Я - есть любовь,
Я - есть воля,
Я - есть сила,
Я - есть добро
Я- есть все прекрасное.
Я - Человек
Все зависит от меня,
Все в моих руках.
II. ПОБУЖДЕНИЕ.
Девиз нашего урока: « Мало уметь читать, надо уметь думать»
Ребята, на прошлом уроке мы с вами прочитали рассказ М. Ауэзова « Сирота».
У кого из вас этот рассказ вызвал сострадание к чужому одиночеству?
У меня на доске записана пословица: « В сиротстве жить - слезы лить».
Как вы ее понимаете? Кого называют сиротой?
Какие определения, вы можете подобрать к этому слову?
СИРОТА

Бедный одинокий
круглый сирота ненужный несчастный
Кому из героев рассказа подходят эти слова?(Касыму)

III. Работа по теме урока.
- Тема сиротства волновала человечество во все времена.
Мы с вами в этом году читали рассказ, где тоже затронута тема сиротства.
Какой это рассказ и кто его автор? (В.Гюго « Козетта»).
В рассказе М. Ауэзова сирота - Касым, а в рассказе В, Гюго -Козетта.
Давайте сделаем сравнительную характеристику этих героев и составим диаграмму Венна.

Касым Козетта
Итак, мы с вами нашли сходства и отличия между героями. Какой можно сделать вывод?
Вывод: у этих героев очень много сходств , но есть и отличия. О Касыме никто не хотел заботиться и в конце рассказа он умирает , Козетта продолжает жить счастливо, потому- что нашелся человек, который хотел, чтобы после смерти матери девочка была счастлива.
Главной проблемой на нашем уроке стал вопрос: кто виноват в смерти Касыма?
( составление кластера)

Виновные известны. Но только ли они повинны в смерти Касыма ? Приступим к исследованию.
IV.РЕАЛИЗАЦИЯ.
В начале выслушаем главного героя.
1. Рассказ ученика от лица Касыма. (домашнее задание).
Предлагаю ключевой вопрос:
- Через какие испытания пришлось пройти герою?
- Подберите эпитеты, которые характеризуют его прежнюю жизнь.
а) Составляем кластер. Записываем первую часть кластера сейчас , а вторую часть по ходу урока.


счастливая тяжелая
веселая одинокая
интересная бесприютная
беззаботная несчастная
радостная невыносимая

( заполняется в течение беседы)
б)Беседа по содержанию, (ответы подкрепляют строками из текста)
-А почему вы решили, что у Касыма прежде была такая беззаботная жизнь?
Когда Касым стал сиротой? (осиротел)
Чью смерть он переживал сильнее? Почему?
Остановимся на образе бабушки.
Послушаем сообщение. (Словесное рисование)
Вывод: Что ,только потеряв бабушку, мальчик стал круглым сиротой.
в)Анализ эпизодов из жизни главного героя, оставшегося без
родни. ( Работа с текстом)
Как окружающие вначале отнеслись к тому, что Касым остался один?
Каким глаголом можно передать их отношение? (сочувствовали)
Был ли он счастлив после смерти родителей?
А бывал ли он счастлив хоть иногда?( только во сне)
Так какой же стала его жизнь?
( заполняем правую часть кластера).
Но ведь мальчик не остался один, его взял к себе сосед Иса и его жена Кадиша- добрые же люди, которые помогли сироте? Так ли это?
Посмотрите на рисунки - ваши иллюстрации к тексту. Какие эпизоды они отражают?
1-й рисунок. Иса распоряжается чужим скотом.
2-й рисунок. Касыма отправляют на целый день собирать кизяк.
3-й рисунок. Иса и Кадиша бьют и ругают мальчика.
4-й рисунок- Дети издеваются над Касымом.
Вывод: эти рисунки подтверждают, что жизнь мальчика стала невыносимой.
- Что пытались сделать окружающие?
( Они осуждали Ису, говорили, что не надо зариться , на сиротское добро, нельзя обижать мальчика).
г) Выборочное чтение.
- Предлагаю проследить, как меняется жизнь Касыма, проводя
выборочное чтение.
с.230- « Касым заплакал... на него никто не обратил внимание»
с.231- « С того дня Касым все больше и больше стал задумываться о своем горе».
С.231- « Сиротство как тяжелый камень, давило его все больше и больше».
Как изменился герой?
Помогли ли ему окружающие?

( Соседки и старики замечали все, но не помогли: « Дитя еще! Ну что он может сделать?»)
-Как можно охарактеризовать такое поведение окружающих людей?
( Они были равнодушными)
- Так почему Касым ушел из аула?
-Я предлагаю послушать, что думал сам мальчик.
( Рассказ ученика от первого лица).
- А теперь еще раз подумаем: кто виноват в смерти Касыма?
Вывод: прямые виновники в смерти мальчика- это нечистая
сила, Иса и Кадиша. Косвенные виновники те, кто видел все , но ничего не сделал, чтобы спасти мальчика . Это - старики, соседи , аульные ребята.
д) Работа над пейзажем в начале рассказа и в конце.
- Какие художественные средства помогли передать
состояние героя?
Чтение отрывка из текста в сопровождении музыки.
( от слов: « Хмурый вечер...» до слов: « Там идет дождь» ).
Отмечаем художественные средства использованные автором. Выделяют эпитеты: хмурый вечер ,сумрачная прохлада тяжелые тучи ,темно- багровый цвет, грустные сиротливые холмы.
Сравнить с описанием пейзажа в заключительной части.
( от слов: « Окутанные мраком каменные глыбы..», до слов: «И громко чихает») отмечаем художественные средства. Эпитеты: каменные глыбы ,злые духи ,ночные сплохи , таинственные ущелья обнаженные скалы густая листва черный страшный глаз.
Сравнения: темнота как ведьма, ночь -злая старуха .
Олицетворение: бродит ночь, страх прячется, ночь глядит .
Почему во втором отрывке больше эпитетов, сравнений, олицетворений ?
Страшно ли мальчику?
Какие ассоциации возникают у вас со словами страх, ужас.
испуг боязнь

жутко опасение

- Какие ведения возникли у Касыма?
( Злые духи, ведьма, черт, нечистая сила, шайтан)
е) Анализ заключительной части рассказа.
- Анализируем эпизод, когда все- и реальность ,и вымысел -перемешалось в голове Касыма.
Вновь появляются три всадника. И это и не случайно: ведь лошадь для казаха

самое благородное животное выносливое и умное. Лошади очень заботливые, они не дают своих жеребят в обиду. Но в нашей жизни не все имеет счастливый конец, вот и всадники не успели помочь Касыму. Очень жалко, что Касым умер. Окружающие люди остались равнодушными к судьбе мальчика. А человеку одному, без поддержки близких, тяжело.
Не зря у казахов есть такая пословица (записана на доске)
« Бессловесен тот, кто одинок. Он безмолвен, как мертвец в могиле. Одинокий путник не ходок, он и в поле не поднимет пыли»
V.Закрепление
-Урок свой хочу закончить стихотворением татарского поэта
Мусы Джалиля « Сироты»:
Он совсем еще маленький...
Участь зла...
Скоро год , как без матери,
Без угла.
Он по селам скитается
Сиротой...
Счастье в жизни потеряно
Для таких...
Сто дорог перемеряно
Горевых!
Жмет жарою и холодом,
Вьюгой бьет.
Вдоль домов гонит голодом
Все вперед...
Плачет он , убивается,
Сирота,
Но плотней запираются
Ворота.
Просит хлеба хоть сколечко
Да тепла.
Света б малая щелочка
Где была!
Ни руки помогающей,
Ни словца.
Лишь буран завывающий
Без конца...
Люди сытые, черствые
Крепко спят...
Разве мальчик, сиротствуя,
Виноват?
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Что понравилось вам на уроке? Какое настроение у вас было в течение всего урока. Какие моменты урока произвели на вас впечатление?
-Ребята, что мы должны извлечь из нашего урока'
-Каким должен быть человек?
VII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .
Составить эссе: « Как можно было помочь Касыму?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Тема урока. М. Ауэзов « Сирота».

Автор: Артыкбаева Бигайша Айдаркановна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Краткосрочный план урока в 8 классе по русскому языку "Мухтар Ауэзов "Сирота""
    ["seo_title"] => string(77) "kratkosrochnyi_plan_uroka_v_8_klasse_po_russkomu_iazyku_mukhtar_auezov_sirota"
    ["file_id"] => string(6) "485333"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542078701"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Открытый урок  по литературному чтению  на тему «С.Бегалин. Ёж Есена»  в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(87) "otkrytyi-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-s-bieghalin-iozh-iesiena-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "200639"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428872911"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка открытого урока на тему: «Сирота» М.О.Ауэзов"
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka_otkrytogho_uroka_na_tiemu_sirota_m_o_auezov"
    ["file_id"] => string(6) "365274"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480758504"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Он написал историю..." Литературный час"
    ["seo_title"] => string(38) "on-napisal-istoriiu-litieraturnyi-chas"
    ["file_id"] => string(6) "250736"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447133340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства