Просмотр содержимого документа
«Роль эстетического воспитания школьников. Организация внеклассной работы.»
Роль эстетического воспитания школьников. Организация внеклассной работы в школе.
«Развить заложенные в человеке способности, не дать им погиб-
нуть – это значит укрепить духовные силы человека, помочь ему
найти самого себя… Помочь человеку в его исканиях собственной
сути, обнаруживать и развить его глубинные стремления, способнос-
ти и тем самым придать ему новые духовные силы для подлинной
жизни - это важнейшая цель образования»
Из «Концепции развития среднего образования в Республике
Казахстан».
Эстетическое воспитание в нашей стране- это существенная и неотъемлемая часть воспитания детей. Нередко думают, что быть эстетически воспитанным чело-
веком – это значит быть знакомым с искусством, с эстетикой, знать произведения
крупнейших мастеров художественного творчества, быть в курсе того, что происхо-
дит в литературе, театре, кино, музыке, живописи, скульптуре. Бесспорно, всё это
необходимо. Но только этих знаний ещё недостаточно. Нельзя забывать, что понятие «эстетическое» намного более широкое, чем «художественное».
Эстетическое воспитание ребёнка во многом происходит естественно, самопроиз-
вольно, как обучение речи, которой ребёнок овладевает в обществе, даже если никто
специально не обучает его говорить. Однако становится всё яснее, что эстетическое
воспитание следует проводить целенаправленно и начинать как можно раньше.
Способность к ощущению красоты возникает у детей в возрасте, значительно более раннем, чем тот, в котором они способны оперировать отвлечёнными понятиями.
Чтобы научиться понимать прекрасное в жизни и в искусстве и уметь оценивать
его по достоинству, необходимо выработать свои эстетические идеалы. Понять сущ-
ность искусства, увидеть в нём то, чем оно ценно не всегда просто. Для этого тре-
Перед учителями стоит задача – научить воспринимать красоту в любых её проявлениях (искусство, природа, труд, социальная действительность и т.д.), развить потребность в красоте и выработать умение понимать её, и наслаждаться ею; оценивать творения искусства, развивать стремление к умелому использованию своих творческих сил; развивать стремление сознательно бороться за утверждение красоты во всём: в природе, в жизни; в отношениях друг с другом, в быту и личном поведении.
Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания детей в Казахста-
не, как у всех народов, тесно связано с многовековой историей, жизнью, бытом и
культурой народа. Средством музыкально-эстетического воспитания подростаю-
щего поколения служили окружающая природа, повседневный труд, материальная
культура народа (народное прикладное искусство, предметы домашнего обихода и др.).Устное литературное и музыкальное народное творчество, национальные обы-
чаи и традиции, внутрисемейные отношения и т.п. Эти средства и по сей день быту-
ют в практике музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Эстетическое воспитание общеобразовательная школа осуществляет через предме-
ты эстетического цикла( уроки музыки, рисования, факультативы по искусству, эсте
тике и др.) через преподавание основ наук естественно-математического цикла и гу-
манитарного, не преследующее прямой цели музыкально - эстетического образова-
ния и воспитания, но в основе своей дающие возможность для её реализации.
К сожалению, в настоящее время в большинстве школ не ведется кружковая ра-
бота, так как не оплачивается работа руководителя. Но она жизненно необходима.
Ведь путём организации внеклассной работы (хоровых кружков, сольного пения,
вокальных ансамблей, инструментальных ансамблей и т.д.) мы даём детям музы-
кально- эстетическое воспитание, развиваем у учащихся музыкальные способности,
учим понимать и чувствовать музыку и любить её.
Для примера возьмём хоровой кружок. Во-первых, дети больше общаются друг с
другом, знакомятся с учащимися других классов, во-вторых, если на уроке музыки
поём мы немного, то в хоровом кружке пение- главное. Занятия стали бы для них
не только интересными и нужными, но и средством разрядки от перегруженной
и как следствие - улучшением здоровья. Словом, учащиеся получили бы большой
эмоциональный настрой, психологическую и эстетическую разгрузку от очень
трудных порой формул, схем, таблиц, задач. Большое значение в работе хора имеют
выступления перед аудиторией, на сцене. Это огромная радость для детей, праздник
для их родителей.
Но иногда приходится слышать от родителей и, к сожалению, от преподавателей,
что: « дети и так перегружены, у них есть дела и поважнее, а вы ещё со своей музы-
кой». Может быть и правда это излишне и требует дополнительных затрат времени?
Нет! Это обязательное условие при совместном стремлении семьи и школы сформи-
ровать музыкальную культуру ребёнка.
Часто школьники, особенно младших классов, свои впечатления стремятся изо-бразить доступными им средствами: в рисунке-образе, в анализе - рассказе, в движе-
нии под музыку, аппликации, поделке. В них отражаются ощущения, которые выз-
вала у ребёнка музыка.
Для детей самого младшего школьного возраста игра – песня – одно из важных
средств художественного и эстетического воспитания. Сюжеты, образы песни и
действия игр с ней приближают содержание музыкального произведения к понима-
нию детей, углубляют переживания и облегчают запоминание мелодии. Движения,
органически связанные с содержанием песни ,способствуют целостному её восприятию. В то же время, отражая особенности мелодического склада, ритма, об-
щего строя песни, игровой элемент создаёт предпосылки для осознания детьми вы-
разительных средств музыки.
Песня-игра позволяет вносить разнообразие в урок классного пения и воспринимается учащимися с большим интересом. После таких уроков дети радостно возбуждены, полны впечатлений на целый день, с нетерпением ждут сле-
дующего урока.
Многие учителя используя межпредметные связи с литературой, историей, изо,
стремятся найти приёмы активизации внимания и восприятия школьниками жем-
чужин музыкальной культуры.
Новая программа по музыке предъявляет к качеству организации учебно-воспита-
тельного процесса, к различным внеурочным формам работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Для этого нужны хорошо оснащённые
кабинеты музыки( чего у нас к сожалению нет), широкая пропоганда музыкальных и педагогических знаний среди родителей.