«родителям о факторах успешности в обучении юного музыканта»
«родителям о факторах успешности в обучении юного музыканта»
Одним из факторов успешного обучения в классе скрипки является умение организовать процесс домашней подготовки. Необходимо научить ребёнка не формально, а сознательно проводить системную работу в данном направлении. Отношение к каждому уроку, как к концертному выступлению; к самостоятельной работе, как к продолжению урока даёт заметные положительные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««родителям о факторах успешности в обучении юного музыканта»»
«РОДИТЕЛЯМ О ФАКТОРАХ УСПЕШНОСТИ
В ОБУЧЕНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА»
Калинина В.В.,
«ДШИ им. И.К. Архиповой», гор.Осташков
Одним из факторов успешного обучения в классе скрипки является умение организовать процесс домашней подготовки. Необходимо научить ребёнка не формально, а сознательно проводить системную работу в данном направлении. Отношение к каждому уроку, как к концертному выступлению; к самостоятельной работе, как к продолжению урока даёт заметные положительные результаты.
Опираясь на собственный педагогический опыт, замечу, что в младших классах режим домашних занятий желательно составлять индивидуально с родителями учеников. Полезно вместе с родителями определить недельную и ежедневную загруженность ребёнка, а также количество времени, которое возможно отвести для домашних занятий. В средних и старших классах составление режима домашней работы по специальности также нуждается в постоянном контроле со стороны преподавателей и родителей. В процессе занятий ученику уместно напоминать об умелом использовании возможностей мыслительного процесса. Хорошие результаты получаем, используя приём инструментального сольфеджирования.
Бесспорно, стремление учеников быстрее продвигаться в учёбе, является стимулом для занятий. Не забываем о тщательности, внимательности и целеустремлённости, которые хоть и не сразу, но по крупицам нарабатываются и так необходимы скрипачу в работе над каждым разделом изучаемого материала. Ежедневно около 20 минут требуется отводить на совершенствование исполнения гамм и арпеджио, которые являются неоценимой базой для отработки возможных шероховатостей и технических трудностей. Такое же количество времени занимают различные виды техники: штриховая, соединение позиций, пальцевая техника, вибрационные движения, двойные ноты, аккорды.
Основная часть работы строится на принципе выявления задач, на умении сформулировать вопросы и найти на них ответы. В ежедневные домашние занятия входит и повторение пройденного репертуара, чтение с листа, навык которого способствует дальнейшему саморазвитию, проникновению в музыкальную ткань произведения, пониманию её гармонической, тональной, мелодической, ритмической, тембровой структуры, совершенствованию игрового аппарата.
Во всей системе домашних занятий главное правило – ежедневная работа над всем материалом. В своей работе ученику нужно идти от простого к сложному, использовать различные темпы и варианты. В работе над интонацией целесообразно выбрать динамику pianissimo, учить без vibrato. Для воспитания сценической выдержки и уверенности играть со звуком, «на большой зал». Очень важно для будущего музыканта внимательно вслушиваться в свою игру, уметь слышать себя со стороны.
Процесс разбора нового репертуара подразделяется на первоначальное
ознакомление - прочтение текста, аппликатурное и штриховое редактирование на уроке и более длительную стадию – преодоление технических трудностей, работу над интерпретацией, подготовку к концертному выступлению. При условии вдумчивой продуктивной работы этому материалу уделяется около 10 минут ежедневно. Время занятий и концентрация усилий в работе над инструктивным и художественным материалом распределяется произвольно. Если в занятиях происходит пропуск хотя бы в 1-2 дня, то достигнутые результаты неминуемо отодвигаются назад. Последовательность в работе над заданием подчинена критерию скорости вхождения в рабочее состояние.
Поэтому, в начале - гаммы и арпеджио, упражнения и штриховая работа, далее чтение с листа и работа над новыми произведениями. Приемлемо по желанию менять данную последовательность работы над материалом с учётом использования наилучшего по продуктивности отрезка времени.
Для рационального использования времени по самоподготовке у ребёнка необходимо выработать строгую дисциплину, научить заранее планировать, избегать необоснованной потери драгоценного времени и не
забывать о кратковременном отдыхе.
Физиологические особенности у детей таковы, что сосредоточенность
их внимания способна удерживаться до нескольких минут. В этом направлении возможны улучшения путём переключения на следующий раздел работы, а также мотивированной увлечённостью делом. В ребёнке необходимо воспитать определённую координацию нескольких начал: слуховое представление, предслышание, ожидаемое в реальности звучание, критическое восприятие результата. Так же в мышечных ощущениях - от предощущений игровых действий к движениям в реальности – сначала представлять и подготавливать, затем делать.
При освоении музыкального текста ребёнку необходимо усвоить, что
все движения основываются на осмысленном «звучании в руках» каждого звука в музыкальной фразе. Терпение и настойчивость, трудолюбие и упорство – вот те волевые усилия, благодаря которым любые творческие замыслы способны воплотиться в реальное звучание. Воспитанием волевых усилий ребёнка обязаны заниматься родители, но, как правило, это возлагается на плечи педагогов и достигается на уроках при помощи заинтересованности в конечном результате занятий на инструменте.
Творческий от природы потенциал ребёнка может остаться нереализованным из-за неестественного напряжённого состояния игрового аппарата. Поэтому, одной из первоочередных задач педагога является умение донести до сознания ученика важность и необходимость естественной пластичности в движениях рук.
Для воспитания непринуждённых свободных движений применяется метод контроля, который заключается в анализе мышечных ощущений и осмыслении звукового результата. Часто случается, что ребёнок изнурительно занимается перед самым уроком, что нежелательно, поскольку усталость скажется на общем состоянии ребёнка, и результат занятий проявится не сразу, а только когда организм восстановится.
Полезно прибегнуть к мудрым советам методиста, педагога с богатым опытом Савелия Ованесовича Мильтоняна. Умение тонко чувствовать детскую душу, относиться к своим ученикам с уважением и доверием – залог больших успехов, которые делают воспитанники без понуканий и нотаций. Личные качества педагога – один из главных элементов положительного воздействия на учеников. Сколько ученик получит в классе энергетики и интереса, столько будет вкладывать в работу дома.
Если педагог считает, что после его урока ученик должен подолгу заниматься дома, то, к глубокому разочарованию, это не так. Педагог не смог взять внимание ученика, не смог увлечь его, ребёнок заниматься не будет или будет, но по принуждению и, как правило, с обратным эффектом. Мотивация к занятиям у детей возникает при групповом методе, когда присутствует фактор соревнования, конкуренции, стремление выиграть, победить. Дети не любят проигрывать в командных состязаниях, им обидно подвести команду. Такая энергетика, которая передалась ребёнку от учителя – залог домашних занятий. Для моих учеников не работает метод нотаций, наставлений, принуждений. Маленьким непоседам я прививаю внутреннюю культуру, развиваю их способность к мыслетворчеству. Я стремлюсь научить учеников думать, мыслить. Юных музыкантов не должно смущать то, что в искусстве надо прежде всего себя отдавать, не дожидаясь признания. Занятия в музыкальной школе призваны воспитывать в детях радость от общения с музыкой, радость от того, что можно языком звуков выразить своё отношение к жизни и к тем сочинениям, которые мы исполняем. Для этого надо воспитывать в юных инструменталистах потребность в понимании музыкального языка. Если у ребёнка есть «искра божья», она диктует ему желание купаться в звуках.
Если ребёнок ленится, надо найти к нему подход, а не упрекать в равнодушии к музыке. Моя педагогическая позиция полностью совпадает с мнением С. Мильтоняна, который рекомендует воспитывать учеников на положительных эмоциях, поощрять их поиск, инициативу на пути совершенствования своей игры.
Систематизированная работа с моими учениками даёт результативные выступления на многочисленных концертах, а также на конкурсах различного уровня.
Список литературы
1. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л. Ауэр. – Москва: Музыка, 1965.
2. Мильтонян, С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача / С.О. Мильтонян. – Тверь: РТС-Импульс, 2003.
3. Шульпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика / О.Ф. Шульпяков. – Санкт – Петербург: Композитор, 2006