Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся посредством вокальных занятий»
Развитие творческих способностей ребенка посредством вокальных занятий
"Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)
Требование системы образования предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения – не самое главное. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию, к изучению самого предмета. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами.
Целью является воспитание гармонично развитой творческой личности посредством вокальных занятий.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. обучение учащихся использовать новые знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях, в других областях своей деятельности; создавать нечто новое, либо переосмысливать уже ранее существующее, добавлять что-то свое, полезное не только для себя;
2. развитие их творческого мышления,
3. воспитание интереса к музыкальным и общекультурным ценностям.
Творческие способности – это способности личности, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию и живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно же, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции ничем не может быть заменено. А без творческой фантазии не сдвинуться с места человеку ни в одной области его деятельности.
У каждого учащегося есть способности и таланты. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс играет важную развивающую и воспитательную роль - тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет связь эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Огромное влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка, в частности, исполнительское искусство. Воспроизведение музыкальных звуков, используя только свой голос, т.е. пение, является самым древним и самым доступным видом исполнительского вокального искусства. Поэтому учитель музыки имеет большое влияние на обучающихся. Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская деятельность – то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней.
Развитие творческих способностей можно разделить на определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.
Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:
- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;
- выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;
- формирование музыкальных знаний, умений и навыков.
К музыкальным ЗУН относятся - сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира; определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов; осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков; сочинение простейших музыкальных подпевок, характеризующих настроение, состояние; элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению; умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
Участие ребенка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные (ритм, слух, память) способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее исполнении и восприятии было ребенку по силам.
Развитие творческих способностей посредством вокальных занятий помогает учащимся результативно принимать участие в вокальных конкурсах разного уровня, таких как «Детская волна», «Поют и танцуют Дети Севера», конкурс военно – патриотической песни.
Развитие творческих способностей детей является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с вокальными занятиями.
Таким образом, работа над развитием творческих способностей учащихся на вокальных занятиях приводит к воспитанию гармонично развитой творческой личности, которая будет иметь творческое мышление, будет находить неординарные решения всех задач в любой области своей деятельности, сможет выражать свое внутреннее «я» и будет создавать что-то новое, полезное. Вокальные занятия прививают хороший художественный вкус, который помогает ребенку ориентироваться в широком спектре культурных ценностей. Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.