kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте на музыкальных занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даются рекомендации музыкальным руководителям ДОУ и учителям музыки по развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством музыки.             А так же, предлагаются практические приёмы, применяемые на музыкальных занятиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте на музыкальных занятиях»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Бережная Виктория Олеговна (музыкальный руководитель высшей категории, ГБДОУ ЛНР «Брянковский ясли-сад комбинированного вида №4 «Золотой улей»)

В статье даются рекомендации музыкальным руководителям ДОУ и учителям музыки по развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством музыки. А так же, предлагаются практические приёмы, применяемые на музыкальных занятиях.

Ключевые слова: творческие способности, музыка, музыкальная деятельность, импровизация, творческий этюд.

Исследования педагогов и психологов показывают, что творческие способности необходимо формировать с раннего возраста. Именно в этот период музыка является одним из основных факторов, способствующих развитию творчества, так как малыши наиболее восприимчивы и эмоционально отзывчивы на музыку. Российский психолог и философ Д.Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

В процессе музыкального творчества ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Задача педагогов найти наиболее эффективные методы и приёмы работы с детьми для развития творческих способностей.

Цель нашей статьи - раскрыть роль музыки в развитии творческих способностей дошкольников, познакомить с некоторыми приемами и видами творческих этюдов.

Музыкальная деятельность является одним из любимых видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Музыкальный язык - это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность.

Неосознанные процессы, которые происходят под воздействием окружающих шумовых звуков и звуков речи, не регулируются человеком, но их можно выразить графически.

Слушая речь диктора, лектора, мы непроизвольно начинаем что-либо чертить, рисовать, то есть графически проецируем наше неосознанное отношение к полученной информации. Такие же процессы будут происходить и под воздействием музыки. В работе рекомендуется использовать два основных метода: метод активизации творческих проявлений, котлый подразумевает направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него; метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, ритм.

Взаимодействие с дошкольниками строится посредством приемов побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

Рассмотрим некоторые приемы развития творчества у детей.

ТВОРЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ ПОД МУЗЫКУ

У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Профессионализм учителя заключается в создании благоприятных условий на занятии для успешного развития творческого мышления и творческих способностей. Для создания творческой атмосферы: нужно предоставить детям каски, карандаши, мелки и т. д.

Дошкольникам предлагается рисовать все, что они хотят изобразить во время звучания музыкального фрагмента. Перед прослушиванием музыки, желательно познакомить детей с названием музыкального произведения и его композитором. Музыкальные фрагменты должны быть яркими, запоминающимися, эмоционально богатыми, но не очень громкими и не длительными по времени (7-10 мин., если дети рисуют во время звучания музыки; 3-4мин., если рисуют после воспроизведения музыкального фрагмента). Пример музыкальных фрагментов: П.И. Чайковский «Подснежник», «Январь», «Марш деревянных солдатиков»; К. Сен-Санс «Лебедь», «Аквариум».

После завершения изобразительного творчества, ребятам можно предложить пофантазировать, высказать свое мнение о музыке или сочинить интересную историю. Впоследствии, из рисунков создается выставка, которая будет доступна для просмотра и родителям, и детям.

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Чем младше дошкольник, тем естественнее и выразительнее его движения. Непроизвольная мимолетная реакция на жесты, мимику, движения взрослых вызывает появление двигательных стереотипов. Поэтому пластическое фантазирование обновляет и восстанавливает природную гибкость и выразительность детского тела. Работу по пластике необходимо начинать с упражнений для всего тела: корпуса, рук, ног и головы. Двигательная амплитуда движений должна быть полной, что бы работал каждый сустав, а мышечная активность была высокой – это порождает в ребенке чувство гармонии, пластичности и красоты своего тела.

В процессе обучения детей хореографии, формируются прекрасные тела с гармонично развитыми душами, которые смогут проявить себя во всем, что они будут делать, став взрослыми. Учим детей танцевать не для того, чтобы они в будущем реализовали себя как танцоры, (хотя некоторые из них станут таковыми)учим, чтобы раскрепостить детские тела, ведь только в раскрепощенном теле, может быть свободный, сильный дух

Варианты движения для рук могут быть разнообразны: сгибание к себе, от себя, руки в стороны, вверх, вниз, подражание моторчику, волне и т.д. При этом можно использовать различные атрибуты (листочки, ленты, мячи), они помогут детям легче войти в образ и более эстетично выполнить творческие композиции.

Такими же разными могут быть и движения для ног: спокойная ходьба на носочках, полуприседания, разведение ног в стороны, пружинящие шаги, подскоки, притопы и т.д.

Освоить детям различные виды шага и танцевальные движения ног помогут специальные мнемотаблицы, на которых с помощью схем зашифрованы необходимые виды ходьбы или шага.




Шаг «Гармошечка»




Движение «Ковырялочка»




Шаг «Топотушки»




Шаг «Боковой голоп»


Что касается туловища - это могу быть повороты, наклоны вперед и в стороны, прогиб корпуса назад и вперед, растяжка боковых линий туловища, ходьба с правильной, красивой осанкой.

Заинтересовать детей помогут образные названия, которые даем различным жестам, позам, движениям. Например: «Добрый пингвин», «Ленивый медведь», «Озорной щенок», «Порхающая бабочка».

После выполнения крупных движений. Целесообразно предложить детям упражнения на разминку мелкой мускулатуры. Это может быть пальчиковая гимнастика, лучше, если дети придумывают и покажут свои варианты движения рук. Перчаточный театр, где дети без озвучивания воспроизводят маленькие сценические эпизоды: «веселый Арлекин», «воробушек». Уместными будут и пантомимические этюды.

Творческим итогом работы станет импровизированный театр теней, где дети полностью смогут раскрепостить свое тело, и под музыку творить свои маленькие импровизированные сценические этюды.

Можно помочь детям выбрать свой образ с помощью музыки, опираясь на классические произведения: «Карнавал животных» К. Сен-Санса; «Картинки с выставки» П. Мусоргского.

Импровизационные моменты помогают ребенку выразить свои эмоции мысли и чувства, развивают его воображение и непосредственность, делают его духовный мир богаче и прекраснее.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном не только в окружающем мире, но и в самом себе.







Список литературы

  1. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

  2. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. – М.: ВАКО, 2006.

  3. Платова А. Почему детям необходима музыка // Научно-методический журнал «Воспитание школьников» - 2006 - №1 - С. 65-66.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте на музыкальных занятиях

Автор: БЕРЕЖНАЯ ВИКТОРИЯ ОЛЕГОВНА

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
    ["file_id"] => string(6) "529998"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1575373474"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Возможность использования элементов ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения "
    ["seo_title"] => string(119) "vozmozhnost-ispol-zovaniia-eliemientov-triz-v-vospitatiel-no-obrazovatiel-nom-protsiessie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416750918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие музыкальных навыков у детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(57) "razvitie_muzykalnykh_navykov_u_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "606220"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1651740860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_iz_opyta_raboty_loghoritmika_kak_mietod_prieodolieniia_riechievykh_narush"
    ["file_id"] => string(6) "389916"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486650032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Использование ИКТ для развития творческого мышления."
    ["seo_title"] => string(60) "ispol-zovaniie-ikt-dlia-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247447"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446561628"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства