Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков музицирования учащихся музыкальной школы»
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
« Школа искусств № 59»
Развитие навыков музицирования учащихся музыкальной школы.
Методическое сообщение
Составитель: Руденко О.В., преподаватель
фортепианного отделения
Новокузнецкий район, с.Атаманово
2020г.
Содержание
Вступление
1.Домашнее музицирование – традиции прошлого.
2.Репертуар для домашнего музицирования.
3.Задачи авторов – составителей репертуара для домашнего музицирования.
4.Разновидность домашнего музицирования.
5.На что надо обратить внимание при изучении произведений по музицированию.
6.Заключение.
7.Используемая литература.
Домашнее музицирование. Семейное музицирование. Часто ли произносит эти слова современный человек? Приминимы ли эти понятия к нашей перегруженной, автоматизированной жизни? Порой кажется, что досуг семьи – это коллективный просмотр телевизионных программ. В лучшем случае – совместный поход в кино, театр, на концерт. Само по себе это не плохо и даже необходимо. Но ничто не может заменить единственную настоящую роскошь – роскошь человеческого общения, тем более развлекательного.
1.Домашнее музицирование – традиции прошлого.
Домашнее музицирование — это в первую очередь игра для себя, а не на публику. В большинстве случаев — это такая разновидность личного отдыха или развлечения на домашних вечеринках.
Также это часто способ более глубоко почувствовать любимое музыкальное произведение.
Домашнее музицирование и обучение музыке занимало в баховскую эпоху более значительное по сравнению с концертной практикой место. Домашние концерты, семейные ансамбли были традицией еще совсем недавнего прошлого. Обучение музыки всегда считалось неотъемлемой частью общего образования. Ребенок обязательно учился играть на каком - нибудь музыкальном инструменте или петь. Домашние концерты устраивались раньше и устраиваются в наше время во всех образованных семьях. Музыка создает атмосферу дома, делает гармоничными отношения в семье. Быт русской интеллигенции невозможен без семейного музицирования. Да и в народной среде веселые посиделки, игры, песни были обычной формой досуга. Все народные песни, танцы рождались в свободном музицировании. Музыка всегда была самым демократичным средством общения, она роднила. «Не надобен клад, если в семье лад», «К большому терпению придет и умение».
2.Репертуар для домашнего музицирования.
Переложения для домашнего музицирования должны быть легки, просты и предназначены для людей с невысоким уровнем исполнительской техники. С другой стороны переложение для домашнего исполнения не должно и выхолащивать главное содержание музыки.
Ребята, посещающие музыкальную школу, в своем общении с родственниками, с одноклассниками должны, само собой, разумеется, быть для них «Эстетическими маяками». Они должны владеть навыками чтения нот с листа, подбор по слуху, уметь проаккомпанировать песню, сыграть в ансамбле с другим инструментом. Чтобы ученикам было интересно на уроках чтения с листа, подбора по слуху, ансамбля я знакомлю их с эстрадной, джазовой музыкой. Я пользуюсь сборниками «Настальжи» (разные номера), «Музыкальная шкатулка», «Музыкальная мозаика», «Забавные ритмы» - это веселые пьесы для фортепиано в 4 руки, переложение Юрия Маевского. Произведения, предложенные в сборниках, можно использовать как в учебной программе, так и для домашнего музицирования. Пьесы подобраны так, чтобы способствовать росту мастерства, воспитанию музыкального вкуса, а гармонизации пьес романтического стиля способствуют эмоциональному развитию обучающихся. Произведения, используемые в этих сборниках, адресованы учащимся музыкальных школ, а также всем любителям домашнего музицирования.
В своей работе я также использую сборники «Музицирование для детей и взрослых» - 1,2,3 выпуск, издательство «Окарина». Появление в свет этих сборников основано на многолетнем опыте работы с детьми и знании репертуарных потребностей обучающихся музыкальных школ. В последнее время наблюдается заметная тенденция выхода нотной литературы для музыкальных школ за рамки привычных репертуарных серий. Это связано с изменением интересов учащихся и медленным, но неотвратимым поворотом методики обучения детей в русло музицирования. Отсюда и возникла необходимость в появлении грамотно адаптированной нотной литературы, которая открывает для детей и взрослых ранее окончивших музыкальную школу, возможность свободно, почти без предварительного разбора и заучки исполнять хорошие, популярные, любимые песни и пьесы.
В сборник вошли:
1.Детские песни, танцевальная музыка, песни из мультфильмов.
2.Песни из отечественных кинофильмов и телепередач.
3.Популярные произведения классической музыки.
4.Мелодии зарубежной эстрады XX века.
3.Задачи авторов – составителей репертуара для домашнего музицирования.
Автор – составитель переложений пытается путем облегчения изложения нотного текста добиться главной цели данного издания: возможности сиюминутного исполнения музицирования по нотам. Поэтому тексты переложений написаны в наиболее удобной фактуре. Нередко для простоты чтения нот изменяется (упрощается) ритмический рисунок, подробно вписывается аппликатура. В то же время при прохождении песен и пьес сборника с преподавателем, вполне возможно обучение учащихся на данном материале исполнительским основам, это: интонационно – грамотное исполнение музыкальных фраз, правильное построение звукового соотношения мелодии и аккомпанемента, чистота педализации и т.п. Автор – составитель Барахтина Юлия Вианоровна надеется на то, что сборник будет востребован в повседневной жизни учащихся и всех желающих музицировать.
4.Разновидность домашнего музицирования.
Существует три разновидности домашнего музицирования.
1.Уединенное музицирование, когда человек поет или играет на музыкальном инструменте сам для себя, в отсутствии слущателей;
2.Совместное музицирование, являющееся средством дружеского, эмоционального общения с партнерами;
3.Публичное музицирование, цель которого - оказать влияние на внутреннее эмоционально – психологическое состояние других людей – слушателей.
Первые две разновидности имеют несравненно большее значение для духовного развития, интеллектуального совершенствования и психоэмоционального здоровья личности. По существующей закономерности, совместное музицирование действует сильнее, чем публичное, а уединенное музицирование – сильнее, чем совместное.
Целью общего музыкального образования (домашнего и школьного) должно быть умение музицировать для себя.
Ученики с большим увлечением подбирают мелодию и аккомпанемент по слуху, играют в ансамбле, любят аккомпанировать.
Ансамблевое музицирование очень действенное средство развития творческой инициативы и музыкального кругозора исполнителей, прививает любовь к систематическим встречам с друзьями для доверительных бесед на языке музыки.
5.На что надо обратить внимание при изучении произведений по музицированию.
На примерах конкретных обучающихся и в исполнении ими произведений.
1.Бедарев Саша 1класс.
1) Гладков «Песенка львенка и черепахи» подбор по слуху с аккомпанементом в тональностях фа – мажор и соль – мажор.
2) ансамбль К.Иванова «Детский блюз».
Задачи: развитие пунктирного ритма, охват целого в быстром темпе, развитие координации.
2.Семичева Варвара 4класс.
1)анс. Дж. Мэндел «Босса – Нова».
Задача: эмоциональное развитие учащегося, расширение кругозора. Работа над извлечением глубокого, певучего звука.
3.Атмашкина Лера 4класс
1) П.Мордасов «Старый мотив»
2) М.Легран «Мелодия»
Задачи: работа над ритмом, над штрихами, над единым темпом, над тембром звука.
4.Альвинская Дина 5класс
1) Р.Кочанте «Бель»
2) акк.Ю.Весняк «Актриса»
3) акк. Дж.Гершвин «Хлопай в такт»
Задачи: Работа над тембром звука, над педализацией, над ритмом.
6. Заключение.
Музицирование – всегда радость свободного общения с музыкой. Умение, музыкальные навыки, полученные в школе, ребенок приносит в семью, где могут разделить и поддержать его начинания. Радость совместного музицирования приносит тепло в семью, делает ее более дружной, духовно единой. А роль музыкальной школы, ее умение воспитать не только музыканта, а в первую очередь – духовно богатого человека. Т.Э. Тютюнникова пишет: «Творческое музицирование – это приобретение многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Оно обеспечивает естественное и полное накопление субъективного музыкального опыта и опыта творческой деятельности».
7. Используемая литература.
1) Дулова В. «Музыкальная мозаика». Санкт – Петербург, 2004.
2) Маевский Ю. «Забавные ритмы». Пьесы для фортепиано в 4 руки. Санкт – Петербург, 2001.
3) Маклыгин А. «Импровизируем на фортепиано», М., 1997.
4) Мейлих Е. «У истоков музицирования». И., 1976.
5) Сазонова Н. «Музицирование для детей и взрослых» - 1,2,3 выпуски. М., 2003.
6) Тютюнникова Т.Э. «Видеть музыку и танцевать стихи». УРСС. – М., 2003.