kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие музыкальной памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелодической, ритмической, тембровой памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальной памяти»

Методические разработки по теме: «Развитие музыкальной памяти у младших школьников по средствам игры»





















учителя музыки МАОУ СОШ №158

Нестеровой Екатерины Олеговны



























Красноярск 2024г.

Упражнения для развития ритмической, мелодической и тембровой памяти



Приложение 1

Задание №1 «Придумай и передай ритм»



Цель упражнения: развитие ритмической памяти

Задачи упражнения: активизировать слуховое внимание, сформировать осознанные слуховые представления.

Первый участник придумывал простейший ритм и простукивал его. Следующий должен был точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который затем передавал таким же образом дальше. И так по кругу. Ритмы постепенно усложнялись. Если кто-то не мог повторить исполненный ему ритм с первого раза, то он мог попросить придумавшего этот ритм повторить столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом упражнении была определенная сложность для того, кто задавал пример он не должен был забывать и пугаться при повторе, то есть суметь его запомнить и воспроизвести.

Затем игра постепенно усложнялась, так как вводились в ритмический рисунок простейшие слова, например: «Раз, два, три» и т. д.

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли простучать не сбиваясь ритмический рисунок.

Задание №2 «Повтори фрагмент песни»

Цель упражнения: развитие мелодической памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления.

Для этой игры был выбран ведущий, у которого хороший музыкальный слух, он должен был пропевать небольшой отрывок всем знакомой песни. Выбиралось только начало или припев известной песни. Вслед за ним с наибольшей точностью этот небольшой кусочек должны были повторять остальные. По мере удаления от первоначального исполнения повторять песню становилось все труднее. В случае, если при повторении мелодия искажалась, ведущий должен был как бы возвращать поющего «на путь истинный». Сами дети если замечали, что кто-то поет мелодию не правильно, должны были поднять руку (сравнить с фортепиано)

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли пропеть песню, с наиболее точной мелодией.

Задание №З «Продолжи песню»

Цель: развитие долговременной мелодической памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

Суть игры заключалась в том, что знакомая песня исполнялась детьми поочередно, каждый пел одну строчку песни, но не одну и ту же, а следующую и так далее (текст на доске).

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли пропеть песню, несбившись и испоЛНИВ ее с наибольшей точностью.

Задание №4 «Звуки предметов»

Цель упражнения: развитие ритмической и тембровой памяти

Задачи упражнения: активизировать слуховое внимание, сформировать осознанные слуховые преставления.

Для данного упражнения были использованы предметы, находящиеся у детей под рукой: карандаш, ручка, линейка. Первый ребенок, придумывал, а затем исполнял свой ритм: в начале, только двумя тембрами: часть рисунка, простучав ручкой, а часть — линейкой. Затем дети отворачивались и угадывали, какИМИ двумя предметами был исполнен ритм. Для усложнения добавлялся третий тембр-карандаш, после чего процедура выполнения упражнения продолжалась.

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли распознать каждый из трех предметов.

Задание №5 «Придумай ритм к песни»

Цель упражнения: развитие ритмической памяти

Задачи упражнения: развитие чувства метроритма, представления о сильной доле, эстетического отношения к музыке, творческих способностей

Дети разучивали ритмическую формулу, которую исполняли с помощью шумового инструмента. Затем включалась фонограмма и дети поочереди должны были исполнить ритм, вступив согласно метрической сетке)

Упражнение считалось выполненным, если дети не сбивались и попадали в метрическую сетку.

Задание №6 «Латинские ритмы»

Цель упражнения: развитие ритмической памяти

Задачи упражнения: разитие чувства метроритма, представления о сильной доле, эстетического отношения к музыке, творческих способностей

В данной игре осваивались ритмы Латинской Америки и их танцы: самба, румба, а также всем известный танец Макарена. Для этой игры детьми были заготовлены дома шумовые инструменты, напоминающие по звуку шумовой инструмент маракасы. Игра заключалась в том, чтобы, предварительно потренировавшись, попробовать «влиться» в звучание заранее заготовленной песни или композиции. Необходимо было очень постараться, чтобы звуки, сделанных детьми инструментов точно совпадали с «долями» звучащей музыки, такие простые на вид инструменты потребовали большой сноровки и чувства ритма от детей. Но, приложив усилие, они становились настоящим мексиканским оркестром.

Упражнение считалось выполненным, если дети не сбивались и попадали в метрическую сетку.

Задание №7 «Кукушка»

Цель упражнения: развитие ритмической памяти

Задачи упражнения: развитие концентрации внимания внутренних слуховых представлений, чувства метроритма.

Класс был поделен на группы, каждая должна была вспомнить ритм заданной им песни: каждой группе песни задавались разные.

Затем по команде учителя одна из групп начинает стучать ритм песни карандашом по столу, а кукушка должна была сбить стучащих, вступая невпопад со словами «ку-ку». Причем, не нужно было делать перерыва, а сразу после «ку-ку» по кивку учителя вступать со своей «песней» вновь. Для усложнения задания детям предлагалось изменять темп, ускоряя или замедляя его.

Упражнение считалось выполненным, если дети не сбивались и попадали в метрическую сетку,

Задание №8 «Узнай фрагмент песни»

Цель упражнения: развитие мелодической, тембровой и ритмической памяти.

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

Для этой игры были использованы песни, которые разучивали. Необходимо было заранее записать узнаваемые места песен (с промежутками одной песни от другой): не сначала, только инструментальные вступления или проигрыши, то есть те отрывки, где не пел певец или певица, и наиболее трудные места для узнавания.

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли узнать предложенные им песни для угадывания.

Задание №9 «Песни без слов»

Цель упражнения: развитие мелодической, ритмической памяти Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

В данном упражнении использовались знакомые песни.

Мелодии песен исполнялись как на фортепиано с сопровождением так и включались фонограммы песен. Задача играющих как можно быстрее вспомнить, что за песня звучит, и сразу же подхватить слова и спеть. Кто первый это делал, тот и выигрывал.

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли узнать предложенные им песни.

Задание №10 «Угадай что звучит?»

Цель упражнения: развитие мелодической, тембровой и ритмической памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

Детям предлагалось прослушать два произведения, после чего одно из них исполнялось на фортепиано.

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли узнать произведение.

Задание №11 «Времена года»

Цель упражнения: развитие мелодической, тембровой и ритмической памяти

Задачи упражнения: активизировать ассоциативную память, внутренние слуховые представления и внимание.

Детям предлагалось прослушать три фрагмента из цикла «Времена года» А. Вивальди:

  1. «Весна» Концерт №1 Ми мажор Iч.

  2. «Зима» Концерт № 4 фа минор

З ) «Осень» Концерт № З Фа мажор IIч.

4) «Лето» Концерт №2 соль минор IIIч.

Затем детям необходимо было соотнести прослушанные фрагменты с предложенными им вариантами, названий, которые были вынесены на доску, а также четыре картины времен года для наилучшего распознания. Для наилучшего понимания музыки «Лето» включалось последним номером, так музыка могла бы напомнить время года «Зима».

Далее, после выполнения других форм работы на уроке ученикам предлагалось, опираясь на выявленное содержание музыки узнать один из четырех фрагментов, звучавших ранее — угадать время года, воссозданное композитором.

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли узнать предъявляемое произведение.

Задание №12 «Музыка в сказках: добро и зло»

Цель упражнения: развитие мелодической, тембровой и ритмической памяти

Задачи упражнения: активизировать ассоциативную память, внутренние слуховые представления и внимание.

Детям предлагалось прослушать четыре фрагмента и соотнести их в две колонки: первая колонка «Добро» и вторая «Зло», расположенных на доске.

1 .)М. Мусоргский «Баба-Яга»

2.)Э.Григ «Гном»

3.)М. Мусоргский « Богатырские ворота»

4.)М. Мусоргский «Прогулка»

Далее, после выполнения других форм работы на уроке ученикам предлагалось, опираясь на выявленное содержание музыки узнать один из четырех фрагментов, звучавших ранее — угадать время года, воссозданное композитором.

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли соотнести все четыре предложенных произведения.

Задание №13 «Звуки природы»

Цель упражнения: развитие мелодической, тембровой и ритмической памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

Детям предлагались музыкальные номера, напоминающие звуки природы: дождь, пение птиц, звучание океана и т. д.

1. )Э. Григ «Утро» (пение птиц)

2.) Н.А. Римский —Корсаков опера «Садко» Вступление и Картина

(звучание океана)

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли узнать звуки природы из предложенной им музыки.

Задание №14 «Животные»

Цель упражнения: развитие мелодической, тембровой и ритмической памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

Детям предлагалось прослушать зоологическую фантазию для ансамбля инструментов «Карнавал животных» и угадать, какое животное изобразил композитор Камиль Сен-Санс с помощью музыкальных инструментов?

Названия номеров были вынесены на доску:

1 .)«Марш королевского льва»;

2.)«Птичник»;

З.)«Слон»;

4.)«Лебедь»;

5.)«Кукушка»;

7.)«Курица и петух».

Упражнение считалось выполненным, если дети смогли узнать животных посредством музыкальных инструментов.

Задание №15 «Угадай мелодию»

Дети были поделены на две группы. Каждая из групп начинала «торг»: первая команда «Я угадаю эту песню с десяти нот», вторая команда «А мы угадаем эту песню с девяти нот» и так до того момента, пока одна из команд не здается и говорит «Угадывайте». Детям исполнялось столько количество нот, сколько было загадано. Когда мелодия была угадана, песню исполняли все дети.

Задание №16 «Найди инструмент»

Цель упражнения: развитие тембровой памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

Упражнение считалось выполненным, если ребенок угадал четыре или пять инструментов из пяти.

Задание №17 «Поговорим об инструментах»

Цель упражнения: развитие тембровой памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

Для данной игры детям была включена запись рассказчика (Диск «Энциклопедия классической музыки»), который повествовал об инструменте: об истории его создания, о том из чего он зделан, как на нем играют, из чего он состоит, после чего давался фрагмент его сольного звучания. Затем детям включался только окончательный момент, где инструмент только звучит, то есть без вступления рассказчика. Задача ребенка узнать звучание раннее прослушанного инструмента.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли угадать все инструменты.

Задание №18 «Тематические песни»

Цель упражнения: развитие мелодической памяти Задачи упражнения: развить внимание, быстроту реакции.

песни исполнялись только про зиму, лето, дождь цветы и растения, школа, праздники, имена.

Игроки собирались в кружок, выбирался ведущий. Он называл растение, а участники игры должны были вспомнить одну или несколько песен, где оно упоминается. Исполнять можно как всю песню, так и одну строчку, где упомянуто данное растение.

Место ведущего занимал его тот, юго первым вспомнил и исполнил песню, на заданную тему.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли быстро найти и пропеть нужную по теме песню.

Задание 19 «Песни из мультфильмов»

Цель упражнения: развитие мелодической памяти

Задачи упражнения: развить внимание, быстроту реакции.

Ведущий загадывает мультфильм, в котором есть песенки, к примеру «Бременские музыканты», «и Чебурашка и крокодилы Гена», «Приключения кота Леопольда».

Игроки должны были вспомнить как можно больше песен из этого мультфильма или фильма и исполнить их (хотя бы частично). Играть можно двумя способами. Ведущим становится тот игрок, который первым запел песню, а ее подхватили остальные.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли вспомнить песни и пропеть их.

Задание №20 «Ладушки- ладушки»

Цель упражнения: развитие мелодической памяти

Задачи упражнения: развить внимание, эрудицию, быстроту реакции. Ведущий прохлопывал в ладоши мотив знакомой всем песни, а игроки должны были отгадать ее и исполнить.

Если песню отгадали сразу несколько человек, ведущий загадывал более сложную мелодию или выбирал игрока, который исполнил песню лучше всех. Песню можно было прохлопать в ладошки, отстучать карандашом. Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли узнать по ритму загаданную им песню.

Задание №21 «Вопрос- ответ»

Цель упражнения: развитие мелодической памяти

Задачи упражнения: развить внимательность, быстроту реакции, сосредоточенность.

Ведущий задает вопрос: «Где ты?» Игроки должны были вспомнить песни, в которых указаны возможные места нахождения. «Во поле береза стояла», «Я весь день сижу на крутом бережку». Каждый игрок должен был представить свою версию ответа, и если кто-то не справлялся, он выбывал из игры.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли ответь песней на вопрос.

Задание №22 «Песня- алфавит»

Цель упражнения: развитие мелодической памяти

Задачи упражнения: развить внимательность, быстроту реакции, сосредоточенность.

Ведущий про себя читает алфавит, пока игрок, которому предназначена эта буква, не скажет «стоп». Ведущий называл букву, на которой он остановился, а игрок вспоминал строчку из песни на эту букву. Если песня заканчивается на мягкий знак или на «й», то за основу бралась предыдущая буква.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли спеть песню на заданную им букву.

Задание №23 «Алфавит инструментов»

Цель упражнения: развитие мелодической памяти

Задачи упражнения: развить внимательность, быстроту реакции, сосредоточенность.

У ведущего были заготовлены карточки с начальными буквами названий инструментов: «а»-арфа;

«б»-балалайка;

«в»-валторна;

«г»-гобой;

«д»-домра...

Игрок вытаскивает карточку с буквой и говорит тот инструмент, который ему нужно назвать исходя из выбранной им буквы. После чего включалось музыкальное произведение со звучанием данного инструмента. Затем игра проводилась в обратном порядке: включалась музыка со звучанием раннее оговоренного инструмента, а дети должны были вспомнить, как этот инструмент называется.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли назвать инструмент на заданную им букву.

Задание №24 «Простучи ритм песни»

Цель упражнения: развитие мелодической и ритмической памяти

Задачи упражнения: развить чувство ритма, внимательность, быстроту реакции, сосредоточенность.

Для этой игры подбиралась несколько мелодий (каждая небольшого объема: 2—3 такта) с несло-жными ритмическими рисунками. Прослушав мелодию, дети должны были простучать или прохлопать ее ритм.

Если ребенок затруднялся определить ритм прослушанной мелодии и правильно его воспроизвести, то право хода переходило к другому участнику, который сможет первым определить ритм. Ребенку, не сумевшему простучать ритм данной мелодии, предлагалось прослушать другую мелодию, с более простым ритмическим рисунком. Таким образом, можно было определить, у кого из детей слуховая память и чувство ритма развиты хорошо, а у кого слабее.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли простучать прослушанную мелодию.

Задание №25 «Цепочка ритма»

Цель упражнения: развитие мелодической и ритмической памяти

Задачи упражнения: развить внимательность, быстроту реакции, сосредоточенность.

Дети становятся в круг. Сначала ведущий прохлопывал в ладоши определенный ритм, ребята старались этот ритм запомнить. Далее каждый из стоящих в круге повторял этот ритм. Затем задача усложняется: теперь необходимо было воспроизвести заданный ритм всем вместе, при этом каждый делал только один хлопок, когда подходила его очередь, в результате должен был получиться нужный ритмический рисунок. Результативность игры зависит от скоординированности действий всех участников.

Упражнение считалось выполненным, если дети, смогли прохлопать ритм как вместе, так и продолжая по цепочке.

Задание №26 «Помоги найти инструменты Буратино»

Цель упражнения: развитие тембровой памяти

Задачи упражнения: активизировать внутренние слуховые представления и внимание.

В мастерской Папы Карло Буратино потерял все свои музыкальные инструменты. Помогите Буратино отыскать эти инструменты и назовите их.

Для данной игры каждому ребенку была предложена одинаковая карточка, на которой был изображен Буратино. Задача каждого ребенка заключалась в том, чтобы помочь Буратино найти музыкальные инструменты. Но в отличие от игры «Найди инструмент» здесь ничего не надо было писать. Нужно было закрасить те инструменты, которые найдет ребенок на картинке, после прослушивания музыкального произведения. Упражнение считалось выполненным, если ребенок угадал все девять спрятанных инструментов на картинке.































Приложение №2

Фамилия, имя

  1. П ослушай три музыкальных фрагмента и запомни, как звучат инструменты, которые их исполняют

Скрипка фортепиано флейта

У знай только что звучавшие инструменты ( ; ; ); и поставь их значки возле соответствующего номера

1

2

3

4

5

6

  1. Узнай ритм знакомой тебе песни и поставь номер ритма рядом с ее названием

Название песни


№ ритма

Во поле береза стояла


Катюша


Новогодние игрушки


Голубой вагон


В лесу родилась елочка






Приложение №3

Для данной игры каждому ребенку была предложена карточка с изображениями инструментов (не больше пяти) и листочек с проставленными пятью номерами цифры. Затем детям включалась музыка со звучанием различных тембров и дети должны были узнать, какой инструмент звучит в данный момент и рядом с номером написать его название.

Карточка № 1




Карточка №2





















Карточка №3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Развитие музыкальной памяти

Автор: Екатерина Олеговна Нестерова

Дата: 27.10.2024

Номер свидетельства: 658525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Методическая работа на тему: «Развитие музыкальной памяти у учащихся детских музыкальных школ и школ искусств на уроках сольфеджио»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_rabota_na_temu_razvitie_muzykalnoi_pamiati_u_uchashchikhsia_detsk"
    ["file_id"] => string(6) "482715"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540887182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Методическая разработка Музыкально –дидактические игры как средство развития музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста с ОВЗ """
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_muzykalno_didakticheskie_igry_kak_sredstvo_razvitiia_m"
    ["file_id"] => string(6) "476065"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534754215"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Картотека игр для развития музыкальной памяти дошкольников"."
    ["seo_title"] => string(60) "kartoteka_igr_dlia_razvitiia_muzykalnoi_pamiati_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "652707"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718259176"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Методическая разработка "Сложности развития музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_slozhnosti_razvitiia_muzykalnoi_pamiati_v_protsesse_ob"
    ["file_id"] => string(6) "603603"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1648494292"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Развитие музыкальной памяти в классе баяна-аккордеона»"
    ["seo_title"] => string(54) "razvitie_muzykalnoi_pamiati_v_klasse_baiana_akkordeona"
    ["file_id"] => string(6) "613867"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1664196317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства