«Развитие музыкальной памяти в классе баяна-аккордеона»
«Развитие музыкальной памяти в классе баяна-аккордеона»
Память, по определению Энциклопедического Словаря, – это «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения». Музыкальной памятью называется «способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие музыкальной памяти в классе баяна-аккордеона»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Методические рекомендации
«Развитие музыкальной памяти в классе баяна-аккордеона»
Выполнила преп. Волкова С.В.
Обсуждена и принята школьным
методическим объединением народного отдела
Протокол от 31.10.2017г. №
2017 год
Память, по определению Энциклопедического Словаря, – это «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения». Музыкальной памятью называется «способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала». По мнению психолога В.И. Петрушина, «хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания».
Память – необходимый компонент любых способностей. Память музыкальная – это такой же необходимый компонент способностей музыкальных. В современном музыкальном исполнительстве, пожалуй, нет более сложной, более запутанной и вместе с тем, более актуальной проблемы, чем проблема музыкальной памяти. Музыкальная память взаимосвязывает различные виды памяти. Так, музыкант-исполнитель опирается в своей практической деятельности на слуховую, эмоциональную, конструктивно-логическую и двигательно-моторную память. Суть моторной (мускульной) памяти – в автоматизме движений. Так, играя пассаж или какое-либо сложной построение, “память руки” фиксирует взаимосвязь различных звуков, следующих в определенном направлении к тому или иному конечному пункту. Запоминаются не отдельные звуки, а весь звукоряд. Не следует все время смотреть на клавиатуру, на играющие пальцы, так как пальцы двигаются как бы сами по себе, и фиксируются лишь опорные звуки данной фактуры, а остальные становятся достоянием мышечной памяти.
Не стоит отождествлять механичность движений с автоматизмом. Если первое достигается многократными повторениями без осознанного запоминания (“зубрёжкой”), то второе – результат серьёзной аналитической работы, основанной на налаживании слухо-двитательных связей.
Сложность достижения автоматизма движений на баяне-аккордеоне связана с необходимостью совмещения горизонтального движения (меховедение) с вертикальным (ориентация на клавиатуре). Начиная с разбора произведения, необходимо уяснить, что смена меха не может быть произвольной. Она напрямую зависит от фразировки, ритма и темпа. Вертикальные движения связаны с координацией фактуры, голосоведения, согласованности движений рук на левой и правой клавиатуре. Автоматизация этих движений будет способствовать более прочному запоминанию, а в итоге более уверенному поведению на сцене.
Большое значение для развития музыкальной памяти придается предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала. После первого ознакомления начинается детальная проработка произведения – вычленяются смысловые опорные пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в крупные.
Следующие приемы и способы выучивания наизусть помогут рационализировать процесс запоминания музыкального произведения:
1. При заучивании на память крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Вначале следует понять музыкальную форму в целом, а затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей. Трудному при запоминании должно уделяться преимущественное внимание.
2. Смысловые единицы (фрагменты, части) запоминаемого музыкального материала не должны быть ни слишком малыми, ни чрезмерно большими по объему. Нужно ограничиваться таким куском, который без больших затруднений укладывается в памяти.
3. Запоминание музыки во многом облегчается при выделении в тексте смысловых опорных пунктов, которые обычно совпадают с началом того или иного раздела музыкальной формы. В качестве смыслового опорного пункта может выступать какая-либо интонация, аккордовое сочетание, первое звено фигурационного орнамента.
4. Углубленному запоминанию отдельных фрагментов произведения способствует сравнение этих фрагментов с уже известным учащемуся из его прошлого опыта музыкальным материалом. Сопоставляя новое со знакомым, опираясь на знакомое, ученик запоминает успешнее и быстрее.
5. Одним из специфических и весьма сложным для малопродвинутых учащихся, является способ «умозрительного» запоминания, лишенного опоры на реальное звучание и основывающийся исключительно на внутрислуховых представлениях.
Приступая к разбору музыкального произведения, необходимо внимательно:
пропеть внутренним слухом всё произведение (все мелодические линии и все подголоски);
постараться услышать гармоническую вертикаль (если она есть);
простучать или прохлопать весь ритмический рисунок (особенно самые сложные места);
внимательно изучить все штрихи, динамику, аппликатуру;
понять музыкальную форму произведения.
В конце разбора, когда общая картина произведения станет полностью ясна, можно начать исполнять на инструменте, уже чётко представляя себе цель и задачи, которые необходимо выполнить в этом произведении. Начав с грамотного разбора произведения, следует далее столь же целенаправленно выучивать произведение наизусть.
Учить следует вдумчиво, медленно. Предварительно лучше мысленно разделить произведение на части (можно обозначить части в нотах карандашом), найдя попутно схожий или одинаковый нотный текст, секвенционное развитие, похожий или одинаковый ритмический рисунок. Такой предварительный анализ помогает лучше запомнить музыкальный материал, а подчас и сокращает время при заучивании похожих или одинаковых мест. Все возможные мелодические линии необходимо пропевать с названиями нот, чисто интонируя и в точном ритмическом движении. Метод пропевания нотного текста вслух с названиями нот позволяет подключить к работе слуховую и конструктивно-логическую виды памяти. Если же при таком пропевании ещё и мысленно представлять исполнение этого текста на инструменте (причём правильной аппликатурой!), то и зрительная память будет в работе, и двигательная подготовится к реальному исполнению. Необходимо помнить, что наилучшее запоминание получается лишь при постепенном заучивании. При этом, выучив например, второй такт, нужно вернуться к первому, и повторить их вместе. Этот же принцип применим и к предложениям, периодам, частям. Нужно как бы «нанизывать» выученные отрывки на единую нить памяти, всё время возвращаясь к началу, и повторяя ранее выученное вместе с вновь заученным материалом. При исполнении на инструменте, внутренний слух должен постоянно контролировать получаемый результат. По сути, идеален тот вариант исполнения, при котором музыкант сначала слышит необходимое звучание внутри себя, затем исполняет, а получившееся звучание сверяет с тем, что сохранил в памяти внутренний слух. В виде формулы это выглядит так: «слышу (внутренним слухом) – исполняю – контролирую (внутренним слухом)».
Основные правила для развития музыкальной памяти
1. Занимайтесь систематически и всегда в определенное время.
2. Стремитесь к тому, чтобы первые впечатления были правильными и музыкальными.
3. Когда что-нибудь учите – сосредоточивайте внимание на чем-то одном в каждый данный момент.
4. Учите ноты и аккорды группами. Если не знаете гармонии, учите аккорды по их структуре, то есть по интервалам, которые они содержат.
5. Выбирайте аппликатуру, удобную как для руки, так и для смысла данного отрывка. Эта аппликатура уже не должна меняться.
6. Запоминайте выразительность так же тщательно, как и ноты.
7. Сравнивайте друг с другом отрывки, в которых есть что-нибудь общее.
8. Учите музыку не такт за тактом, а фразами или более крупными музыкальными кусками.
9. Если допустили ошибку и нужно проиграть снова – не возвращайтесь к началу пьесы: отправной точкой может служить предыдущая фраза.
10. Практикуйте немногие повторения с частыми перерывами.
11. Если пассаж не поддается – отложите его до следующего раза.
12. Следите за точностью, легкость придет сама собой.
13. Когда пьеса становится знакомой, начинайте с работы над более трудными местами.
14. Допустив ошибку, вернитесь и один раз проиграйте медленно неудавшийся отрывок: последнее впечатление, так же как и первое, должно быть точным.
15. Внутренне освободитесь и предоставьте движения подсознанию.
16. Не пытайтесь думать вперед. Предоставьте самому развитию музыкальных мыслей подсказывать, что будет дальше.
17. Если вам кажется, что вы сейчас забудете – переключите внимание на ритм и выразительность.
18. Если вы забыли музыку во время занятий – немедленно посмотрите в ноты и постарайтесь найти причину ошибки.
19. Если вы забыли во время исполнения и не в состоянии симпровизировать, не возвращайтесь назад – продолжайте со следующего музыкального заголовка.
Следующие нижеприведенные задания будут способствовать развитию музыкальной памяти учащихся.
1. Учащемуся предлагается несложная мелодия. Он внимательно играет ее с листа, затем ноты мелодии педагог убирает.
Задание:
сыграть данную мелодию по памяти;
сыграть данную мелодию на октаву выше;
сыграть данную мелодию от другого звука.
2. Педагог исполняет на инструменте с пением знакомую для учащегося песню. Учащийся внимательно слушает. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на усвоение ритмической структуры:
простучать ритмический рисунок мелодии;
воспроизвести ритмический рисунок следующим образом: первую фразу ученик простукивает по столу, вторую фразу «про себя», третью фразу по столу, четвертую фразу «про себя».
3. Учащийся внимательно слушает мелодию, которую исполняет педагог. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на быстроту запоминания.
Прослушай и определи количество тактов;
прослушай и спой повторяющиеся мелодические элементы;
прослушай и определи направление мелодии;
спой начало и конец мелодии;
воспроизведи мелодию полностью.
4. Учащемуся предлагается сыграть мелодию с листа.
Педагог играет три мелодии, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика – узнать мелодию.
Педагог простукивает ритм четырех мелодий, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика – узнать мелодию по ритмическому рисунку.
Таким образом, музыкальная память, представляет сложный комплекс различных видов памяти, но слуховая память является наиболее важнейшей. Осмысленное запоминание качественно превосходит неосознанное, хаотическое. Логические способы запоминания, такие как смысловая группировка (деление на смысловые единицы), сравнение запоминаемых фрагментов со знакомыми из прошлого опыта учащихся музыкальны материалом, а также выделение в тексте смысловых опорных пунктов являются наиболее эффективными.
Выученное наизусть музыкальное произведение необходимо регулярно повторять в медленном темпе, заботясь о том, чтобы слух и сознание тщательно контролировали работу пальцев, чтобы весь материал в представлении был проведён в надлежащий порядок, а само представление стало ясным и отчётливым.
Особого внимания заслуживает предконцертный период, когда музыкант-исполнитель готовится к выступлению на эстраде. Для того чтобы увереннее исполнить пьесу на эстраде, нужно знать ее с большим запасом прочности.
Немаловажным фактором в быстроте и прочности запоминания является интерес к изучаемому и сосредоточение на нем внимания. То, что человеку безразлично, имеет тенденцию забываться. Чем ярче впечатление, тем опасность забывания меньше. Только то, что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по собственной воле.
В случае недостатка музыкально-теоретических знаний, необходимых для анализа произведения, рекомендуется обращать внимание на простейшие элементы музыкальной ткани – интервалы, аккорды, секвенции. Хорошо запоминается то, что хорошо понято. Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:
- запоминать текст зрительно и во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;
- вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
- “выгрываясь” пальцами в фактуру произведения, запоминать ее моторно-двигательно;
- отмечая во время игры опорные пункты произведения, подключать логическую память.
Чем большее количество органов чувств принимает участие в запоминании музыкального произведения, тем успешнее и скорее дается это запоминание. Если из-за эстрадного волнения один из них “откажет”, то другие заменят его, не допуская перерыва в общем ходе исполнения. Активизация ассоциативного мышления исполнителя сделает намного эффективнее работу по выучиванию музыкальных произведений. Так, в запоминании мелких фигурационных построений большим подспорьем может оказаться выявление лежащего в их основе графического контура нотного текста и его обозначение. Можно дать этим построениям простые названия, например, “лесенка” или “горка”, или другие, подобные этим, которые могут звучать не “научно” – ведь они выполняют всего лишь вспомогательную функцию: дать название, – значит определить, определить, – значит запомнить. Потом эти “названия” уйдут на второй план, а зрительные, двигательные и слуховые представления успеют сформироваться и лягут в основу игры. Такой способ запоминания пробуждает фантазию, воображение, развивает наблюдательность.
Выученное наизусть произведение нужно регулярно повторять для закрепления в памяти. Но следует учесть, что повторение выученного материала оказывается эффективным тогда, когда оно включает в себя нечто новое, а не простое восстановление того, что уже было. В каждое повторение необходимо всегда вносить элемент новизны – либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.
Быстрота и прочность заучивания зависит от распределения повторений во времени. Заучивание, распределенное на ряд дней, даст гораздо более длительное запоминание, чем упорное заучивание в один прием. Наилучшие результаты запоминания оказываются, как показывает практика, при повторении материала через день. Не рекомендуется делать слишком большие перерывы при заучивании – в этом случае оно может превратиться в новое выучивание наизусть.
Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, рекомендуется не расставаться с нотным текстом, выискивая в нем все новые смысловые связи, вникая в каждый поворот композиторской мысли. Повторение по нотам должно регулярно чередоваться с проигрыванием наизусть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное пособие / под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Академия, 2003
Цагарелли Ю.А. Психология музыкально – исполнительской деятельности. – С-Пб., «Композитор».
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект; Трикста, 2008.
Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Классика-XXI, 2009.