В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие и популяризация народного творчества»»
«Развитие и популяризация народного творчества».
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Как педагог дополнительного образования, я стараюсь знакомить детей с народным творчеством, используя на занятиях некоторые элементы фольклора, такие как: пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, частушки и русские народные песни. Ребёнок должен впитывать красоту культуры своего народа с самого раннего детства, чтобы у него возникла потребность изучать, уважать, возрождать народное творчество. Нашим детям очень нравятся занятия по фольклору, с большим удовольствием они разучивали песни «Во поле береза стояла», «Сапожки русские», плясовая шуточная песня «Никонориха». С этими номерами ребята выступали на таких мероприятиях как масленица, пасха, ярмарки. Мы организовываем совместные посиделки с детьми, проводим народные игры-забавы, воспитательные беседы о сохранении народных традиций, ведь в них сконцентрирован опыт многих поколений, их характер, темперамент, чувства, привычки, обычаи, бытовой уклад жизни.
У нас было проведено занятие на тему «Народные музыкальные инструменты» с показом презентации и фонограммами мелодий. В процессе занятия дети заинтересовались этой темой и, по желанию ребят, был организован детский шумовой оркестр. С помощью родителей моих обучающихся были изготовлены некоторые музыкальные инструменты: трещётки, колотушки, рубель, свистульки, колокольчики. В дар мы приняли гусли, деревянные ложки. Наш оркестр заиграл новыми звуками, мы выучили новые произведения «Два веселых гуся», «Валенки», «Калина-малина» и начали принимать активное участие в мероприятиях на местном уровне.
После пополнения коллекции музыкальных инструментов была организована выставка «Музыкальные инструменты народов республики Башкортостан», которая представлена в нашем учебном кабинете, где мы организовали уголок музыкальных инструментов. Кроме того на выставке представлена папка-раскладушка с фотографиями и названиями инструментов народов мира.
Мы посвящаем изучению народного творчества не только групповые занятия, но и часть индивидуальных занятий. В нашем коллективе занимается девочка, которая имеет хорошие вокальные данные, ярко выраженный тембр голоса с народной направленностью. Интерес к народному творчеству появился еще в то время, когда она посещала детский сад. Она любит петь русские народные песни, так же частушки. Ею были разучены такие песни « Маков цвет», «Птица певчая», «Гармонист Тимошка» и другие. Многократная участница районных конкурсов «Цветок Курая», «Музыкальная капель», Республиканского творческого арт-форума «Другой мир», она не раз завоёвывала призовые места. Постоянно выступает на поселковых мероприятиях.
В нашем объединении занимаются дети разных национальностей. Мы проживаем на территории Республики Башкортостан, и стараемся изучать не только культуру башкирского народа, но и активно участвовать в его культурной жизни. Так как все дети изучают башкирский язык, то с обучающимися была разучена уже на башкирском языке песня «Башкортостан» ко Дню Республики, а также был проведен флешмоб «Башкортостан – родина моя». Ребята, очень любят это новое направление в музыкальной культуре и поэтому активно участвуют в флешмобах. Так недавно коллектив «Непоседы» принимал участие в республиканском флешмобе «Фото в национальном костюме», посвященном Дню национального костюма.
Таким образом, народное творчество используется на наших занятиях, как групповых, так и индивидуальных, а так же при проведении воспитательных мероприятий. И я очень надеюсь, что эти занятия оставят в душах детей глубокий след, который даст толчок к дальнейшему этнокультурному развитию.
Подборка пословиц, поговорок, потешек, скороговорок, используемых на занятиях.
Пословицы, поговорки
• Пословица недаром молвится.
• С кем поведешься, от того и наберешься.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Дружно не грузно, а врозь — хоть брось.
• Сам пропадай, а товарища выручай.
• Худой мир лучше доброй ссоры.
• Всякой вещи свое место.
• Под лежачий камень вода не течет.
Прибаутки, потешки
Лень, отвори дверь.
Дом горит! Сгоришь!
Вставать лихо.
Хоть сгорю, а не отворю.
* * *
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
По кривой дорожке.
* * *
Где кисель — тут и сел.
Где пирог — тут и лег.
Где блины — тут и мы.
Где щи с мясом —
Тут и место наше.
Приговорки
Ты пасись, коровка, дольше,
Молочка неси побольше,
Клеверком питайся спелым,
Молочко чтоб было белым,
По долам ходи, по горкам,
Дома ждем тебя с ведерком.
Литовская народная приговорка
Скороговорки
• Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
• Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
• Ушел косой козел с козой.
• Водовоз вез воду из водопровода.
Используемая литература
Годлевская Л., «Русские Пословицы и Поговорки». – ТомСувенир, 2008г.
Далецкий О.В., «Школа пения. Из опыта педагога», 2007г.
Емельянов В.В., Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Лань, 2010 г.
Тарабарина Т.И., Елкина Н.В., «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Академия развития, 2011 г.