kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение этнокультурного компонента на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Т.Н. Шехмаметьева

Значение этнокультурного компонента

на занятиях по декоративно- прикладному искусству


   «Народ в наиболее чистом виде представляют дети.

                                       Когда национальное умирает в детях,

                                         то это означает начало смерти нации.

                                                 При наличии гармонии между национальным

                               и интернациональным, чем больше

                                           национального в воспитании, тем сильнее,

                              культурнее, духовно богаче нация».

 

Г.Н.Волков

                В последние годы для всех стала совершенно естественна мысль о том, что воздействие национального, народного искусства на растущего ребенка является необходимым условием нравственного и духовного становления. Стало ясно, что актуальность изучения этнической культуры сейчас, как никогда ранее, вызывает у всех огромный интерес. Народные традиции, культура  народа занимают особое место среди других механизмов воздействия на сознание и эмоциональную сферу ребенка. И сегодня,                       мы особенно остро ощущаем потребность в изучении национальной культуры.  В художественном образовании имеется огромное пространство    для применения национальной тематики.

При работе над темой самообразования «Сохранение мордовской культуры на  занятиях по декоративно-прикладному искусству, я ставила перед собой цель: изучение и популяризация традиционного творчества народов, населяющих наш край и его духовных основ через исследовательскую деятельность обучающихся.

Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:

  • Изучение и приобщение обучающихся к художественным                                       и эстетическим ценностям родного края.
  • Воспитание уважения к культурному наследию региона через искусство.
  • Сохранение национальной самобытности, материальных и духовных ценностей через художественное образование.
  • Сохранение и популяризация традиционного народного творчества.

Декоративно-прикладное искусство является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался лепить, рисовать, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно или негативно формируя его чувства   и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное искусство вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность

 В своем объединении «Мастерская чудес» я знакомлю детей  с различными техниками по изготовлению кукол : народная кукла- закрутка, текстильная, каркасная и др.  Сувенирные куклы занимают особое место   в моей работе.

В педагогической деятельности я ставлю цель не просто познакомить своих воспитанников с разными техниками, материалами и видами декоративно-прикладного искусства, но обязательно в контексте с национальной тематикой.

 В своей работе обращаюсь к устному народному творчеству народов, населяющий нашу республику.  Немаловажным для юного мастера является и знакомство на  занятиях со сказками, легендами, пословицами родного края, что способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, знакомит их с системой образности, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка.

    Эффективными способами реализации этнокультурного компонента на занятиях по декоративно- прикладному искусству являются виртуальные экскурсии по музеям этнических культур народов, населяющих Мордовию.

 В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.

     Каждое занятие по своему содержанию логически связано как с предшествующими занятиями, так и с последующими, чтобы по каждому занятию складывалась целостная система. Используя национально - региональный компонент на занятиях важно придерживаться определенных принципов: системность, доступность, наглядность, разнообразие материала, связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного  и общего исторического, географического, культурного материала.

     Мною изучался материал по истории и этнической культуре народов, населяющих Мордовию. На основе изученного материала, подготавливаются дидактические пособия к занятиям с использованием регионального компонента. Чтобы дети начали творчески применять свои знания, необходимо воспитание у них потребности в такой деятельности.  Декоративно-прикладное искусство имеет неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности. На таких занятиях можно  в полной мере реализовывать региональный компонент, т.к. создавая эскизы   и схемы к творческим работам, обучающиеся с большим интересом включаются в творческий процесс.

Так на занятиях объединения  обучающиеся с интересом работают над проектом« Кукла в национальном костюме». Цель проекта:  Объединение  традиций народов,живущих в многонациональной республике.

В магазине игрушек можно найти куклу на любой вкус, но кукла, сделанная своими руками, будет занимать в вашей жизни особое место. Куклы могут быть сделаны для разных целей: для игры маленьким детям, для оберега, просто для души. Их можно сделать для подарка родным и знакомым.

     После детального изучения традиционной одежды народов, населяющих Мордовию, обучающиеся изготавливают  сувенирные куклы в национальных женских костюмах. Изделия стали победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

В настоящий момент я работаю с обучающимися над серией кукол            в костюмах : русский, мордовский, татарский. Все они будут представлены    на  творческих конкурсах республики.

Знакомство с культурой  народов, населяющий нашу республику, через занятия по декоративно- прикладному искусству  расширяет границы культурологических знаний у обучающихся, способствует проявлени и сохранению интереса детей к богатому культурному наследию нашей Родины, воспитывая в них уважительное отношение к национальным традициям и обычаям других народов, проживающих рядом и развивает их творческие задатки.


 

                                              

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение этнокультурного компонента на занятиях по декоративно-прикладному искусству»

Т.Н. Шехмаметьева


Значение этнокультурного компонента

на занятиях по декоративно- прикладному искусству


«Народ в наиболее чистом виде представляют дети.

Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации.

При наличии гармонии между национальным

и интернациональным, чем больше

национального в воспитании, тем сильнее,

культурнее, духовно богаче нация».


Г.Н.Волков


 В последние годы для всех стала совершенно естественна мысль о том, что воздействие национального, народного искусства на растущего ребенка является необходимым условием нравственного и духовного становления. Стало ясно, что актуальность изучения этнической культуры сейчас, как никогда ранее, вызывает у всех огромный интерес. Народные традиции, культура народа занимают особое место среди других механизмов воздействия на сознание и эмоциональную сферу ребенка. И сегодня, мы особенно остро ощущаем потребность в изучении национальной культуры. В художественном образовании имеется огромное пространство для применения национальной тематики.

При работе над темой самообразования «Сохранение мордовской культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству, я ставила перед собой цель: изучение и популяризация традиционного творчества народов, населяющих наш край и его духовных основ через исследовательскую деятельность обучающихся.

Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:

  • Изучение и приобщение обучающихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.

  • Воспитание уважения к культурному наследию региона через искусство.

  • Сохранение национальной самобытности, материальных и духовных ценностей через художественное образование.

  • Сохранение и популяризация традиционного народного творчества.

Декоративно-прикладное искусство является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался лепить, рисовать, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно или негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное искусство вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность

В своем объединении «Мастерская чудес» я знакомлю детей с различными техниками по изготовлению кукол : народная кукла- закрутка, текстильная, каркасная и др. Сувенирные куклы занимают особое место в моей работе.

В педагогической деятельности я ставлю цель не просто познакомить своих воспитанников с разными техниками, материалами и видами декоративно-прикладного искусства, но обязательно в контексте с национальной тематикой. В своей работе обращаюсь к устному народному творчеству народов, населяющий нашу республику. Немаловажным для юного мастера является и знакомство на занятиях со сказками, легендами, пословицами родного края, что способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, знакомит их с системой образности, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка.

Эффективными способами реализации этнокультурного компонента на занятиях по декоративно- прикладному искусству являются виртуальные экскурсии по музеям этнических культур народов, населяющих Мордовию.

В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.

Каждое занятие по своему содержанию логически связано как с предшествующими занятиями, так и с последующими, чтобы по каждому занятию складывалась целостная система. Используя национально - региональный компонент на занятиях важно придерживаться определенных принципов: системность, доступность, наглядность, разнообразие материала, связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного и общего исторического, географического, культурного материала.

Мною изучался материал по истории и этнической культуре народов, населяющих Мордовию. На основе изученного материала, подготавливаются дидактические пособия к занятиям с использованием регионального компонента. Чтобы дети начали творчески применять свои знания, необходимо воспитание у них потребности в такой деятельности. Декоративно-прикладное искусство имеет неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности. На таких занятиях можно в полной мере реализовывать региональный компонент, т.к. создавая эскизы и схемы к творческим работам, обучающиеся с большим интересом включаются в творческий процесс.

Так на занятиях объединения обучающиеся с интересом работают над проектом« Кукла в национальном костюме» . Цель проекта: Объединение традиций народов ,живущих в многонациональной республике.

В магазине игрушек можно найти куклу на любой вкус, но кукла, сделанная своими руками, будет занимать в вашей жизни особое место. Куклы могут быть сделаны для разных целей: для игры маленьким детям, для оберега, просто для души. Их можно сделать для подарка родным и знакомым .

После детального изучения традиционной одежды народов, населяющих Мордовию, обучающиеся изготавливают сувенирные куклы в национальных женских костюмах. Изделия стали победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов.

В настоящий момент я работаю с обучающимися над серией кукол в костюмах : русский, мордовский, татарский. Все они будут представлены на творческих конкурсах республики.

Знакомство с культурой народов, населяющих нашу республику, через занятия по декоративно- прикладному искусству расширяет границы культурологических знаний у обучающихся, способствует проявлению и сохранению интереса детей к богатому культурному наследию нашей Родины, воспитывая в них уважительное отношение к национальным традициям и обычаям других народов, проживающих рядом и развивает их творческие задатки.



Литература


1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.

2. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное издательство. 1982г.

3. Память. Мордовия. Энциклопедический справочник. Саранск: Морд. книжн. изд-во, 1994 г.

4. Юшкин Ю.Ф.  Мордовия. Народное искусство. Саранск. Мордовское книжное издательство.1985г.

5. Интернет-источники :

 http://www.mrkm.ru , http://www.itogi.ru , http://zubova-poliana.narod.ru ,

http://zen-designer.ru/need/14-mordovskij-narodnyj-ornament

http://mordva.ru, http://vatan.yeshlek.ru, http://www.museum.nnov.ru.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Значение этнокультурного компонента на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Автор: Шехмаметьева Татьяна Николаевна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства