Значение этнокультурного компонента на занятиях по декоративно-прикладному искусству
Значение этнокультурного компонента на занятиях по декоративно-прикладному искусству
Т.Н. Шехмаметьева
Значение этнокультурного компонента
на занятиях по декоративно- прикладному искусству
«Народ в наиболее чистом виде представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
При наличии гармонии между национальным
и интернациональным, чем больше
национального в воспитании, тем сильнее,
культурнее, духовно богаче нация».
Г.Н.Волков
В последние годы для всех стала совершенно естественна мысль о том, что воздействие национального, народного искусства на растущего ребенка является необходимым условием нравственного и духовного становления. Стало ясно, что актуальность изучения этнической культуры сейчас, как никогда ранее, вызывает у всех огромный интерес. Народные традиции, культура народа занимают особое место среди других механизмов воздействия на сознание и эмоциональную сферу ребенка. И сегодня, мы особенно остро ощущаем потребность в изучении национальной культуры. В художественном образовании имеется огромное пространство для применения национальной тематики.
При работе над темой самообразования «Сохранение мордовской культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству, я ставила перед собой цель: изучение и популяризация традиционного творчества народов, населяющих наш край и его духовных основ через исследовательскую деятельность обучающихся.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
Изучение и приобщение обучающихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.
Воспитание уважения к культурному наследию региона через искусство.
Сохранение национальной самобытности, материальных и духовных ценностей через художественное образование.
Сохранение и популяризация традиционного народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался лепить, рисовать, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно или негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное искусство вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность
В своем объединении «Мастерская чудес» я знакомлю детей с различными техниками по изготовлению кукол : народная кукла- закрутка, текстильная, каркасная и др. Сувенирные куклы занимают особое место в моей работе.
В педагогической деятельности я ставлю цель не просто познакомить своих воспитанников с разными техниками, материалами и видами декоративно-прикладного искусства, но обязательно в контексте с национальной тематикой.
В своей работе обращаюсь к устному народному творчеству народов, населяющий нашу республику. Немаловажным для юного мастера является и знакомство на занятиях со сказками, легендами, пословицами родного края, что способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, знакомит их с системой образности, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка.
Эффективными способами реализации этнокультурного компонента на занятиях по декоративно- прикладному искусству являются виртуальные экскурсии по музеям этнических культур народов, населяющих Мордовию.
В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.
Каждое занятие по своему содержанию логически связано как с предшествующими занятиями, так и с последующими, чтобы по каждому занятию складывалась целостная система. Используя национально - региональный компонент на занятиях важно придерживаться определенных принципов: системность, доступность, наглядность, разнообразие материала, связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного и общего исторического, географического, культурного материала.
Мною изучался материал по истории и этнической культуре народов, населяющих Мордовию. На основе изученного материала, подготавливаются дидактические пособия к занятиям с использованием регионального компонента. Чтобы дети начали творчески применять свои знания, необходимо воспитание у них потребности в такой деятельности. Декоративно-прикладное искусство имеет неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности. На таких занятиях можно в полной мере реализовывать региональный компонент, т.к. создавая эскизы и схемы к творческим работам, обучающиеся с большим интересом включаются в творческий процесс.
Так на занятиях объединения обучающиеся с интересом работают над проектом« Кукла в национальном костюме». Цель проекта: Объединение традиций народов,живущих в многонациональной республике.
В магазине игрушек можно найти куклу на любой вкус, но кукла, сделанная своими руками, будет занимать в вашей жизни особое место. Куклы могут быть сделаны для разных целей: для игры маленьким детям, для оберега, просто для души. Их можно сделать для подарка родным и знакомым.
После детального изучения традиционной одежды народов, населяющих Мордовию, обучающиеся изготавливают сувенирные куклы в национальных женских костюмах. Изделия стали победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов.
В настоящий момент я работаю с обучающимися над серией кукол в костюмах : русский, мордовский, татарский. Все они будут представлены на творческих конкурсах республики.
Знакомство с культурой народов, населяющий нашу республику, через занятия по декоративно- прикладному искусству расширяет границы культурологических знаний у обучающихся, способствует проявлени и сохранению интереса детей к богатому культурному наследию нашей Родины, воспитывая в них уважительное отношение к национальным традициям и обычаям других народов, проживающих рядом и развивает их творческие задатки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение этнокультурного компонента на занятиях по декоративно-прикладному искусству»
Т.Н. Шехмаметьева
Значение этнокультурного компонента
на занятиях по декоративно- прикладному искусству
«Народ в наиболее чистом виде представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
При наличии гармонии между национальным
и интернациональным, чем больше
национального в воспитании, тем сильнее,
культурнее, духовно богаче нация».
Г.Н.Волков
В последние годы для всех стала совершенно естественна мысль о том, что воздействие национального, народного искусства на растущего ребенка является необходимым условием нравственного и духовного становления. Стало ясно, что актуальность изучения этнической культуры сейчас, как никогда ранее, вызывает у всех огромный интерес. Народные традиции, культура народа занимают особое место среди других механизмов воздействия на сознание и эмоциональную сферу ребенка. И сегодня, мы особенно остро ощущаем потребность в изучении национальной культуры. В художественном образовании имеется огромное пространство для применения национальной тематики.
При работе над темой самообразования «Сохранение мордовской культуры на занятиях по декоративно-прикладному искусству, я ставила перед собой цель: изучение и популяризация традиционного творчества народов, населяющих наш край и его духовных основ через исследовательскую деятельность обучающихся.
Исходя из цели, предусматривается решение следующих задач:
Изучение и приобщение обучающихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.
Воспитание уважения к культурному наследию региона через искусство.
Сохранение национальной самобытности, материальных и духовных ценностей через художественное образование.
Сохранение и популяризация традиционного народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался лепить, рисовать, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно или негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное искусство вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность
В своем объединении «Мастерская чудес» я знакомлю детей с различными техниками по изготовлению кукол : народная кукла- закрутка, текстильная, каркасная и др. Сувенирные куклы занимают особое место в моей работе.
В педагогической деятельности я ставлю цель не просто познакомить своих воспитанников с разными техниками, материалами и видами декоративно-прикладного искусства, но обязательно в контексте с национальной тематикой. В своей работе обращаюсь к устному народному творчеству народов, населяющий нашу республику. Немаловажным для юного мастера является и знакомство на занятиях со сказками, легендами, пословицами родного края, что способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, знакомит их с системой образности, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка.
Эффективными способами реализации этнокультурного компонента на занятиях по декоративно- прикладному искусству являются виртуальные экскурсии по музеям этнических культур народов, населяющих Мордовию.
В музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Во время экскурсий формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется их кругозор.
Каждое занятие по своему содержанию логически связано как с предшествующими занятиями, так и с последующими, чтобы по каждому занятию складывалась целостная система. Используя национально - региональный компонент на занятиях важно придерживаться определенных принципов: системность, доступность, наглядность, разнообразие материала, связь материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязь местного и общего исторического, географического, культурного материала.
Мною изучался материал по истории и этнической культуре народов, населяющих Мордовию. На основе изученного материала, подготавливаются дидактические пособия к занятиям с использованием регионального компонента. Чтобы дети начали творчески применять свои знания, необходимо воспитание у них потребности в такой деятельности. Декоративно-прикладное искусство имеет неограниченные возможности реализации творческого начала каждой личности. На таких занятиях можно в полной мере реализовывать региональный компонент, т.к. создавая эскизы и схемы к творческим работам, обучающиеся с большим интересом включаются в творческий процесс.
Так на занятиях объединения обучающиеся с интересом работают над проектом« Кукла в национальном костюме» . Цель проекта: Объединение традиций народов ,живущих в многонациональной республике.
В магазине игрушек можно найти куклу на любой вкус, но кукла, сделанная своими руками, будет занимать в вашей жизни особое место. Куклы могут быть сделаны для разных целей: для игры маленьким детям, для оберега, просто для души. Их можно сделать для подарка родным и знакомым .
После детального изучения традиционной одежды народов, населяющих Мордовию, обучающиеся изготавливают сувенирные куклы в национальных женских костюмах. Изделия стали победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов.
В настоящий момент я работаю с обучающимися над серией кукол в костюмах : русский, мордовский, татарский. Все они будут представлены на творческих конкурсах республики.
Знакомство с культурой народов, населяющих нашу республику, через занятия по декоративно- прикладному искусству расширяет границы культурологических знаний у обучающихся, способствует проявлению и сохранению интереса детей к богатому культурному наследию нашей Родины, воспитывая в них уважительное отношение к национальным традициям и обычаям других народов, проживающих рядом и развивает их творческие задатки.
Литература
1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.