kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над этюдами с учащимися младших классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются приемы и способы работы над этюдами с учащимися младших классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над этюдами с учащимися младших классов»

МБУДО «Детская школа искусств № 7» города Смоленска














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:




«РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»








Выполнил:

преподаватель по классу

фортепиано

Воробьёва Л. П.


























П Л А Н



Введение.


1. Этюды в музыкальной школе.


2. Выбор этюдов.


3. Упражнения и способы изучения этюдов.


Заключение.










































Разностороннее обучение игре на фортепиано предусматривает постоянную работу над техникой. В гаммах и упражнениях вырабатывается «сырая» техника, которая затем развивается и отшлифовывается в этюдах и пьесах. Учебные или инструктивные этюды (сюда мы можем отнести этюды Черни, но не Шопена), занимают промежуточное положение между упражнениями и пьесами. Если упражнения строются на одной форме, то в этюдах формы сочетаются и варьируются. Кроме того, в этюдах есть маленькое содержание.

Игра этюдов предполагает большее внимание в преодолении технических трудностей, чем игра пьес. Этюды требуют большей тонкости технического искусства, чем упражнения. Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащихся точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Чёткая равномерная пульсация обуславливает столь же чёткие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Метроритм служит тем внутренним толчком, который способствует большей слуховой активности и более точным игровым ощущениям. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставят перед учащимися разнообразные артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое включение пианиста будет активизировано. Работа над этюдами не только укрепляет пальцы, вырабатывает чувство ритма, но и способствует развитию ровности звучания, хорошему ощущению клавиатуры. Поэтому этюды должны занимать большое место в репертуаре учащихся школ. Трудность этюдов должна быть больше, чем в пьесах, чтобы в пьесах больше внимания уделять художественной стороне произведения, особо не отвлекаясь на техническую. Работу над каждым этюдом нужно доводить до конца, тщательно отделывая его. Этюды нужно накапливать. Желательно, чтобы к концу полугодия и года ученик смог сыграть подряд все пройденные этюды. Это, во-первых, укрепляет память, во-вторых, выносливость, в-третьих, остроту переключения с одного вида техники на другой, в-четвёртых, все виды техники будут в двигательной памяти. Полезно по несколько раз подряд играть один и тот же этюд-это помогает выработать внимание, выдержку, выносливость. В начальных классах музыкальной школы изучаются этюды Гнесиной, Гедике, Гольденвейзера, Шитте, позднее добавляются этюды Лядова, Глазунова, Аренского. Эти этюды вплотную подводят к освоению техники русской и современной фортепианной литературы. С другой стороны, необходимо изучать этюды западно-европейских композиторов (Клементи, Черни, Крамер), так как в них содержатся технические формы конца 18-го — начала 19-го веков. Нужно также изучать этюды эпохи романтизма (Мошковский, Мошелес) и современных композиторов.

Выбирать этюды ученику нужно по линии наибольшего сопротивления, подтягивая его слабые стороны. Для правильного подбора этюдов нужно учитывать такие моменты, как величина рук, растяжение пальцев и степень их технической подготовленности. При работе над этюдами нужно обращать внимание на качество звучания, фразировку. Уже в самом начале работы ученик должен уметь проанализировать этюд. Во-первых, выяснить музыкальный смысл этюда (например, на арпеджио, трель, мордент), во-вторых, выяснить характер звучания (где легко сыграть, где крепкими пальцами), в-третьих, увидеть и распознать членение мелодических линий и вывести цельность фразировки (членение на фразы, выявление кульминации помогает определить места, где на спадах можно дать отдых рукам), в-четвёртых, установить тонально-гармоническое развитие для лучшего усвоения и срабатывания психологического момента (если в каком-то эпизоде представить, например гамму Ре мажор, то легче будет запомнить и сыграть), в-пятых, выяснить соотношение партий правой и левой рук. Позаботиться о синхронной игре рук, а для этого необходимо точно установить вертикаль между руками.

Работу над этюдом начинаем в медленном темпе, ухо должно контролировать каждую ноту. Выбираем аппликатуру для быстрого темпа-тщательное продумывание позиций помогает ученику в поисках нужной аппликатуры. Переход к более быстрому темпу осуществляется укрупнением пульсаций: сначала акцент делается на каждую восьмую, затем на каждую четверть, потом на пол такта, на такт, дальше мысль на фразу, на две фразы, на страницу-таким образом темп естественно будет сдвигаться. Когда ученик начинает сдвигать темп, он должен понимать, что надо играть легче. Часто причина неудачи кроется в том, ребёнок не может снять вес в руке и оттого, что руки давят на клавиши, пальцы не могут быстро бегать. Попробовать поучить этюд беззвучно в спокойном темпе. Также полезны следующие способы изучения этюдов:

1. Варьирование силы звука и артикуляции, то есть там, где написано форте надо поиграть пиано и наоборот, а также изменить штрих, например, где легато-поиграть стаккато.

2.Транспонирование (можно части этюда) в более неудобные для игры тональности с сохранением аппликатуры.

3. Игра в разных темпах.

4. Ритмическая группировка, изменение акцента.

5. Метод удвоения. Способ с удвоением имеет целью тренировку тех пальцев, которым трудно, которые в силу своих фактурных особенностей должны играть самостоятельно, без помощи рук.

6. Метод вычленения путём прибавления от конца к началу.

7. Перенос этюда в другой регистр (более неудобный для игры). Добиваться того же качества звучания.

8. Поиграть специально выделяя какую-то руку.

9. Изменение метро-ритма: игра с точками в разных видах, с остановками. Игра с точками применяется для активизации пальцевого удара.

10. Изменение штриха: там, где в нотах написано легато поиграть пальцевым стаккато.

11. Игра разными штрихами: две ноты легато-две стаккато.

12. Метод перегруппировки слуховой линии позволяет увидеть более удобные прямые линии (чтобы было удобно на поворотах). Можно между группами делать остановку.

13. Можно попробовать поменять партии рук: то что написано для левой руки пусть поиграет правая и наоборот.

14. В октавных и аккордовых этюдах полезно поиграть репетицией каждую октаву или аккорд по три-четыре раза.

Но, естественно, все эти рецепты нельзя затолкать в один этюд. Каждый конкретный этюд должен иметь конкретные упражнения. Также и выбор упражнений для конкретного ученика индивидуален, как и выбор этюдов. Упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный результат. Работа над упражнениями имеет большое значение, как в период начального обучения, так и на последующих стадиях развития пианиста. Начинающему пианисту упражнения не только помогают развивать технику, но и в то же время помогают сохранять и совершенствовать достигнутые результаты. Работая над упражнениями, нужно помнить, что техническое и музыкальное развитие неразрывно связаны между собой и должны протекать одновременно. Техника пианиста не может развиваться без участия интеллекта. Работа, в которой не участвует сознание, остаётся безрезультатной. При игре упражнений необходим постоянный слуховой контроль: играть их нужно сосредоточенно, всё время следя за качеством звука. При игре упражнений нужно уделять много внимания музыкальной стороне их исполнения. Главное в игре этюдов-стабильность. Забывание этюдов наизусть происходит от того, что ученик мало смотрит в ноты и не думает при игре. Чтобы восстановить в памяти произведение необходимо поиграть в очень медленном темпе; проиграть его в голове, в уме; остановить ученика и попросить сыграть с любого места.

Уже в младших классах становиться возможным использовать относительно разнообразную пианистическую фактуру. В репертуар учащихся включаются этюды на элементы гамм, арпеджио, аккордов. Большое внимание следует уделять этюдам с развитой красивой мелодией незаменимым в выработке напевного легато. В начале обучения этюды исполняются в спокойных темпах. Слишком раннее форсирование беглости вызывают «зажатость» и тряску рук. По мере продвижения учащихся возможен переход к относительно подвижной игре.

При изучении этюдов первое требование-грамотный разбор текста. Сюда входят не только верные ноты, аппликатура, счёт, но и понимание фразировки. Здесь ученики сразу же должны находить правильные объединяющие движения. Первоначальный темп-медленный, но не слишком. Прибавление темпа осуществляется постепенно. Принцип работы на этом этапе трёхчастный: игра целиком-работа над деталями-игра целиком.

В младших классах необходимо уделять большое внимание важным элементам техники-гаммам и арпеджио. Для работы над ними используют различные этюды, в первую очередь Черни. Большинство многочисленных этюдов этого автора служит развитию мелкой пальцевой техники-быстроты, ровности и отчётливости исполнения. Многие этюды Черни не лишены и художественных достоинств.

В каждом классе учащийся должен пройти значительное количество этюдов, самых разнообразных по своим техническим и художественным задачам. Нужно стремиться привить ученику интерес к работе над этюдами. Для этого полезно проводить конкурсы на лучшее исполнение этюда. Всё это стимулирует интерес к вопросам техники и развивает различные её виды. Важно, чтобы работа над этюдами дополняла изучение художественных произведений: подготавливала к преодолению трудностей технического характера.





































Список используемой литературы:


1. Бирмак А. В. О художественной технике пианиста. Издательство «Музыка», Москва, 1973, 141 страница.


2. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. Москва. «Музыка», 1985, 136 страниц.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над этюдами с учащимися младших классов

Автор: Воробьева Людмила Петровна

Дата: 12.03.2021

Номер свидетельства: 575244

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "«Формы и методы контроля обученности учащихся в классе скрипки»."
    ["seo_title"] => string(64) "formyimietodykontroliaobuchiennostiuchashchikhsiavklassieskripki"
    ["file_id"] => string(6) "289775"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454858667"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) ""Работа над кобызовыми штрихами в младших классах""
    ["seo_title"] => string(53) "rabota_nad_kobyzovymi_shtrikhami_v_mladshikh_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "470965"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1527181370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства