Теоретики музыкально-исполнительского искусства единодушны в том, что нельзя бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься техникой рук в отрыве от конкретных художественно–исполнительских задач.
Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как все, чем занимается музыкант-исполнитель есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая техника, крупная и т.д. В этом случае необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники – репетиции, гаммо- и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные нестандартные фигурации, требующие специальных дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод – практический путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, бездумно гоняет его в быстром темпе, а качества все нет.
В технически трудных местах всегда важна точно осознать, что именно не получается. В таких, например, случаях известный пианист Корпю советовал вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения.
Если один и тот же пассаж получается не всегда качественно, причина может скрываться в том, что мы его играем то на разжим, то на сжим. Необходимо выявить при каком направлении движения меха его играть удобнее, и при последующих проигрываниях приводить мех в нужное исходное положение. При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрываниям в медленных темпах. Такие занятия весьма полезны для выработки автоматизированных движений пальцев.
Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного художественного результата.
Ритмическая сторона, фразировка – обязательно должны соответствовать исполняемому как в быстром, так и в медленном темпе.
В принципе необходимо чередовать медленные темпы с быстрыми и умеренными.
Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть ее различными ритмическими фигурами, в том числе пунктирами. При такой игре каждый палец поочередно как-бы фиксируется на нужной клавише. Существует такое понятие – техническая фразировка. Суть ее заключается в том, что некоторая группа мелких нот расчленяется мысленно на подгруппы, которые в нашем сознании укладываются гораздо легче. Благодаря этому облегчается охват целого. В репертуаре баяниста-аккордеониста найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время (например «Полет шмеля»). Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приемом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь кроме выносливости требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики, рывок мехом, переключение регистра – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Одним из самых распространяемых видов техники баяниста-аккордеониста является мелкая техника. Легкость, ажурность исполнения одноголосных пассажей и фигурации вряд ли кого оставляют равнодушным. В большинстве своем баянисты-аккордеонисты пользуются при этом штрихом Legato, но этот штрих не всегда достаточно полно отражает образную сферу произведения. Иной раз интереснее сыграть данный пассаж или вариацию non legato или staccato. Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен. Когда мы добиваемся легкости штриха staссato у мелкой техники, то может возникнуть тенденция к поверхностной игре. Этого следует избегать. Играть быстро и играть виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельная беготня по клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического элемента к своей логической вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волю в соответствии с музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждый пассаж будет звучать как бы бесповоротно и неотвратимо.
В принципе каждый баянист-аккордеонист находит для себя удобное движение пальцев, кисти рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам, склонным к авторитарным методам занятий с учениками.
Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью.
Техника - это средство для создания музыкально – художественного образа.
Значит, в конечном счете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания.
Список использованной литературы
1) Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М., «Советский композитор», 1980
2) «Методика обучения игре на народных инструментах» Л., «Музыка», 1975.
3) Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» М., «Музыка», 1987
4) Руденко В. «Вопросы музыкальной педагогики» Вып.7, М., «Музыка», 1986
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над техникой »
Теоретики музыкально-исполнительского искусства единодушны в том, что нельзя бесконечно разыгрывать различные технические упражнения и абстрактно заниматься техникой рук в отрыве от конкретных художественно–исполнительских задач.
Довольно распространённым является ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как все, чем занимается музыкант-исполнитель есть техника: техника звукоизвлечения, техника ведения меха, мелкая техника, крупная и т.д. В этом случае необходима каждодневная кропотливая работа над технически трудными местами. Если встречаются привычные элементы техники – репетиции, гаммо- и арпеджиобразные пассажи, то они, как правило, не требуют особых временных затрат. Но очень часто встречаются и непривычные нестандартные фигурации, требующие специальных дополнительных усилий для их освоения. Здесь важно найти свой метод – практический путь для достижения нужного результата. К сожалению, далеко не всегда педагоги помогают ученикам в поисках необходимого метода. В итоге иной учащийся часами работает над одним пассажем, бездумно гоняет его в быстром темпе, а качества все нет.
В технически трудных местах всегда важна точно осознать, что именно не получается. В таких, например, случаях известный пианист Корпю советовал вместо многократного повторения текста выявлять трудные элементы и на их основе создавать упражнения.
Если один и тот же пассаж получается не всегда качественно, причина может скрываться в том, что мы его играем то на разжим, то на сжим. Необходимо выявить при каком направлении движения меха его играть удобнее, и при последующих проигрываниях приводить мех в нужное исходное положение. При работе над технически сложными местами особая роль должна отводиться проигрываниям в медленных темпах. Такие занятия весьма полезны для выработки автоматизированных движений пальцев.
Необходимо сконцентрировать все свое внимание на представлении конечного художественного результата.
Ритмическая сторона, фразировка – обязательно должны соответствовать исполняемому как в быстром, так и в медленном темпе.
В принципе необходимо чередовать медленные темпы с быстрыми и умеренными.
Для более прочного закрепления трудной фигурации полезно поиграть ее различными ритмическими фигурами, в том числе пунктирами. При такой игре каждый палец поочередно как-бы фиксируется на нужной клавише. Существует такое понятие – техническая фразировка. Суть ее заключается в том, что некоторая группа мелких нот расчленяется мысленно на подгруппы, которые в нашем сознании укладываются гораздо легче. Благодаря этому облегчается охват целого. В репертуаре баяниста-аккордеониста найдутся произведения, где один и тот же вид техники применяется продолжительное время (например «Полет шмеля»). Даже владея достаточно хорошо нужным техническим приемом, иногда бывает физически трудно выдержать пьесу до конца. Здесь кроме выносливости требуется умение снять напряжение во время исполнения. Этому умению расслабляться надо учиться. У каждого исполнителя в произведении должны быть намечены такие точки, когда нужно на короткий миг моментально расслабиться. Таковыми могут быть конец и начало фразы или мотива, смена меха, смена динамики, рывок мехом, переключение регистра – во всех подобного рода случаях можно слегка встряхнуть кистью или предплечьем. Одним из самых распространяемых видов техники баяниста-аккордеониста является мелкая техника. Легкость, ажурность исполнения одноголосных пассажей и фигурации вряд ли кого оставляют равнодушным. В большинстве своем баянисты-аккордеонисты пользуются при этом штрихом Legato, но этот штрих не всегда достаточно полно отражает образную сферу произведения. Иной раз интереснее сыграть данный пассаж или вариацию non legato или staccato. Особенно это касается исполнения виртуозных обработок народных песен. Когда мы добиваемся легкости штриха staссato у мелкой техники, то может возникнуть тенденция к поверхностной игре. Этого следует избегать. Играть быстро и играть виртуозно – не одно и то же. Играть быстро – это попросту бесцельная беготня по клавиатуре. Главное их отличие в том, что виртуозная игра – целенаправленное устремление каждого даже самого малого технического элемента к своей логической вершине. Исполнитель должен проявить свой характер, свою волю в соответствии с музыкально-смысловым содержанием произведения, тогда каждый пассаж будет звучать как бы бесповоротно и неотвратимо.
В принципе каждый баянист-аккордеонист находит для себя удобное движение пальцев, кисти рук, то есть свою индивидуальную технику. То, что удобно одному, совершенно не обязательно удобно для всех. Особенно это важно осознать педагогам, склонным к авторитарным методам занятий с учениками.
Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью.
Техника - это средство для создания музыкально – художественного образа.
Значит, в конечном счете, главная не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но, именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передаче музыкального содержания.
Список использованной литературы
1) Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М., «Советский композитор», 1980
2) «Методика обучения игре на народных инструментах» Л., «Музыка», 1975.
3) Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» М., «Музыка», 1987
4) Руденко В. «Вопросы музыкальной педагогики» Вып.7, М., «Музыка», 1986