Просмотр содержимого документа
«Работа над техникой арпеджио в классе гитары»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Унечская детская школа искусств»
Открытый урок
Тема: «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»
Провела преподаватель: Малюкова И.И.
с уч – ся 2 класса Карпекиным Михаилом
24.03. 2017 г.
Тема урока: «Работа над техникой арпеджио в классе на гитары».
Цель урока: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.
Задачи:
Учить учащегося навыкам и умению работы с арпеджированной фактурой;
Учить слуховому восприятию музыки;
Развить технику правой руки;
Развивать исполнительское мастерство;
Развивать мышление, умение анализировать и сопоставлять;
Воспитывать любовь к игре на гитаре;
Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям, стремление к самосовершенствованию.
Оборудование:
Гитара
Подставка под ногу
Пюпитр
Нотная литература
Дидактический материал
Компьютер
Видео материал
План урока
Организационный момент
Сообщение темы урока
закрепление первичных знаний
определение используемых в работе музыкальных терминов
Работа над инструктивным материалом
упражнения на независимость и подвижность пальцев правой руки
Л. Панайотов Этюд С - dur
Работа над техникой арпеджио на примерах
Р.Н.П. обр. В Токарева « В сыром бору тропина»
В. Козлов «Маленькая арфистка»
Повторение пройденного музыкального материала
Итог урока
Ход урока
Организационный момент
Приветствие.
Урок проводится с учащимся второго класса специализация гитара Карпекиным Михаилом (10 лет)
Сообщение темы урока
Тема урока: « Работа над техникой арпеджио в классе гатары»
Беседа. Ты видел игру гитариста, как легко и ловко работают руки исполнителя. Хочешь узнать как достичь такой легкости исполнения? Ученик – «Да».
Тогда нам нужно изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Конечно всю работу на одном уроке показать не возможно, поэтому сегодня мы с тобой покажем только ее часть.
Звукоизвлечение – одна из самых сложных и важных составляющих игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого и богата окрашенного обертонами звука требует особого внимания к работе над ним, особенно на первых этапах обучения.
Назови основные приемы звукоизвлечения? Ученик – апояндо и тирандо. Правильно.
Апояндо (удар) – этот прием заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне:
Показ на инструменте
Проигрывание по открытым струнам
Карточки
Звук получаемы при апояндо глубокий, объёмный, сильный. Применяют когда нужно выделить мелодию.
Тирандо (щипок) – прием заключается в оттягивание струны дугообразно изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальцем, то он коснется ладони. Остановки на струне он не имеет.
Показ на инструменте
Проигрывание по открытым струнам
Карточки
Применяется тирандо при исполнении двойных нот, аккордов, арпеджио, при проведении подголосков в аккомпанементе.
Что такое аккорд? Ученик – это созвучие трех и более звуков взятых одновременно.
Если звуки аккорда сыграть поочередно, то такое исполнение называется арпеджио.
Слово арпеджио произошло от итальянского arpeggio – что в переводе означает играть как на арфе.
Ты знаешь такой инструмент? Ученик – Да, она имеет треугольную форму и много струн.
Беседа про арфу
Показ видео материала
Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и по - этому может считаться одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе.
Работа над инструктивным материалом.
Работа с упражнениями на открытых струнах по сборнику А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
Упражнение по сборнику М. Александрова «Азбука гитариста» (№ 9,10,11,12)
Отрабатывали подвижность и независимость пальцев правой руки в различной последовательности.
Л. Понайотов Этюд С - dur
Беседа: Этюд написан в тональности С – dur, размер 3\4 мелодия с аккомпанементом.
Какой технический прием обрабатывался? Ученик – трезвучное нисходящее арпеджио. Назови аппликатуру правой руки? Ученик – a m i.
Проверка д\з – проверка знания текста, аппликатуры.
Работа на уроке: старались достигнуть максимальной четкости, частоты и ровности звучания, выделяя при этом верхний мелодический звук способом апояндо безымянным пальцем правой руки, а аккомпанирующие звуки способом тирандо. Контролировали порядок движения пальцев правой руки.
Д/з – следить за правильным звукоизвлечением и выполнением аппликатуры.
Работа над техникой арпеджио в пьесах.
Р.Н.П обр. В Токарева «В сыром бору тропина».
Беседа. Пьеса написана в вариационной форме (тема и вариация). Тональность a – moll, в вариации гармонический вид.
Сегодня мы покажем работу над вариацией т.к. ведущую роль в ее исполнении выполняет правая рука. Она изложена четырехзвучным арпеджиом в аппликатуре p i m i , мелодическую линию ведет большой палец.
Проверка д/з – исполнение точного текста, верной аппликатурой.
Работа на уроке: слушали, анализировали, работали над звуком, отрабатывали точное попадание третьего пальца на ноту соль диез малой октавы.
Д/з – играть медленно, ровно, слушать бас.
В.Козлов «Маленькая арфистка»
Исполнение произведения преподавателем;
Рассказ о композиторе, знакомство с его творчеством;
Анализ произведения.
Д/з – самостоятельный разбор текста.
Повторение пройденного музыкального материала.
Б.Ковач Этюд С – dur
О.Максимов «Грезы»
Итог урока
Анализ музыкально – практической деятельности учащегося на уроке
Выставление мотивированной оценки
Обобщенеи д/з
Самоанализ урока
Тема урока: «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»
Арпеджио самый естественный прием игры на гитаре. Исполнение гармонических фигураций способствует развитию технике пальцев правой руки. Прочная основа техники игры закладывается в подготовительных упражнениях, этюдах. Рассчитанных на выработку устойчивых правильных навыков, естественных движений пальцев правой руки. Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организовано систематической работы.
Учащийся Карпекин Михаил имеет средние музыкальные данные, работоспособен, занимается добросовестно. Состояние аппарата удовлетворительное.
Цель урока: развитие навыка исполнения технического приема арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки;
Обучение способом работы с арпеджированной фактурой;
Развивающие:
Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки;
Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре;
Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для пальцев правой руки на основе доступного нотного материала
Воспитательные:
Воспитывать любовь к игре на гитаре;
Воспитывать культуру исполнения;
Воспитывать грамотного музыканта посредствам осмысленного исполнения технического музыкального материала.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: на уроке использовались совестный, наглядный, объяснительно – иллюстративно, накопление знаний, самоконтроль, частично – поисковые методы, видео материал, создание ситуацию успеха.
Этапы урока соблюдения.
Время отведенное на все этапы урока распределено рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а так же сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.