Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы над техникой с учащимися младших классов»
МБУДО «Детская школа искусств № 7» города Смоленска
Д О К Л А Д :
« П Р И Ё М Ы Р А Б О Т Ы Н А Д Т Е Х Н И К О Й С
У Ч АЩ И М И С Я М Л А Д Ш И Х К Л А С С О В »
Выполнил:
преподаватель по классу
фортепиано
Воробьёва Л. П.
2019-2020 учебный год
П Л А Н.
Введение.
I. Работа над упражнениями.
II. Этапы работы над гаммами.
III. Способы изучения этюдов.
Заключение.
Разностороннее обучение игре на фортепиано предусматривает постоянную работу над техникой. Фортепианная техника в широком смысле-это все выразительные средства (и звуковые, и ритмические)-это и рубато, и полифоническое слышание, и туше, и манера прикосновения. В узком смысле техника-это беглость, ловкость движений, свобода и размах в большой технике, координация между руками. Для развития технических навыков большое значение имеют упражнения. Роль упражнений-развитие техники в наиболее концентрированном виде. Без упражнений исполнять произведения довольно трудно. Поэтому должно быть постоянство в игре упражнений. Каждый ученик должен определённое время тратить на упражнения. Самое главное в упражнениях не играть их механически, так как в них почти нет логики и смысла, а, во-первых, сесть и подумать: «какой звучностью, в каком темпе, каким штрихом я буду играть их». Во-вторых, необходим постоянный слуховой контроль. Задачи могут быть разные, но нужно постоянно слушать свою игру и вначале вникнуть, почему там лишний акцент, там неровность, а затем попытаться это исправить.
Я обычно с первоклассниками начинаю с упражнений на 5 пальцев на разные виды штрихов: 1-не связно, 2-отрывисто, 3-связно. Учим вначале отдельно каждой рукой, а затем вместе двумя руками в противоположном движении; вначале в медленном темпе, а затем всё быстрее. Нужно следить за темпом, за ровностью игры, можно поучить под метроном. Затем добавляю упражнение на крещендо вверх и диминуэндо вниз. Здесь нужно следить, чтобы не было ускорения на крещендо и замедления на диминуэндо. Затем, чуть позже добавляю упражнение на 5 пальцев в противоположном движение на увеличение темпа: вначале медленно и громко, затем чуть быстрее и тише, легче, далее ещё быстрее и тише и т.д. Ещё мне нравится упражнение на укрепление пальчиков: вначале на столе или коленях, а затем на фортепиано; сначала отдельно каждой рукой, а затем-вместе в противоположном движении. Упражнение такое: нажимаем ноту 1-ым пальцем, держим её, а 2-ым пальцем играем репетицию несколько раз; затем держим 2-ой палец, а репетицию играем 3-им и т.д.
В педагогической практике есть разные упражнения, но, в основном, это гаммы, арпеджио и аккорды. Они наиболее важны для преодоления технических трудностей в произведениях классиков и современных композиторов. Обычно гаммы я с учениками начинаю проходить со 2-ой четверти 1-го класса. Вначале отдельно каждой рукой гамму До мажор, а затем вместе в расходящемся движении от одной ноты «до», а потом от разных «до» через октаву. Основная трудность в гаммах-это подкладывание 1-го пальца. С этого и нужно начинать. Упражнение Нейгауза: до-ми-фа-си-до и пальцы для правой руки:1-3-1-4-1. Ещё одно упражнение, но уже на опевание: до-ре-до-си-до и пальцы:1-2-1-4-1 и фа-ми-фа-соль-фа и пальцы: 1-2-1-3-1. Затем эти же упражнения левой рукой (но, естественно, уже другие пальцы). Но начинать учить гамму нужно всё-таки с пятипальцевой позиции, чтобы 1-ый палец при подкладывании не выкрикивал: фа-соль-ля-си-до и 1-2-3-4-5 пальцы для правой руки. При изучении гамм перед учеником нужно ставить конкретное задание: например, попросить сыграть гамму в медленном темпе идеально ровно по звуку; затем вверх-крещендо, а вниз-диминуэндо. Далее две ноты-стаккато, две-легато, а потом усложнить это задание: две ноты-стаккато в правой руке и одновременно две ноты-легато в левой, затем-наоборот. Ещё можно поиграть гаммы одновременно двумя руками: правой-очень тихо, а левой-очень громко и наоборот. Это , конечно, очень сложно для начинающих пианистов, но нужно пробовать.
Аккорды я обычно даю во 2-см полугодии 1-го класса. Основная их трудность-это одновременность взятия трёх звуков и ровность их звучания. Аккорды следует изучать не с 3-х звуков, а с 2-х. В аккордах вначале поиграть каркас (до-соль, ми-до,соль-ми 1-5 пальцами) и терциями (до-ми 1-3 пальцы и ми-соль 3-5 пальцы). Ещё упражнение: 5-ый палец погружаем в клавишу, а затем добавляем одновременно 1-ый и 3-ий. Полезно поиграть аккорды двумя руками, выделяя крайние 5-ые пальцы, тогда и вес будет идти от плеча к крайним 5-ым пальцам. Можно усложнить задание: нажимать аккорд 3 раза с акцентом то на «до», то на «ми», то на «соль». Затем ещё более усложнить задание: нажимать аккорд с акцентом по 3 раза на «до», потом 3 раза на «ми» и затем 3 раза на «соль».
В гаммах и аккордах вырабатывается «сырая» техника, которая затем развивается и отшлифовывается в этюдах. Работа над этюдами не только укрепляет пальцы, вырабатывает чувство ритма, но и способствует ровности звучания, хорошему ощущению клавиатуры. Поэтому этюды должны занимать большое место в репертуаре учащихся школ. Работу над каждым этюдом нужно доводить до конца, тщательно отделывая его. Этюды нужно накапливать. Желательно, чтобы к концу полугодия и года ученик смог сыграть все пройденные этюды. Это, во-первых, укрепляет память, во-вторых, выносливость, в-третьих, остроту переключения с одного вида техники на другой, в-четвёртых, все виды техники будут в двигательной памяти. Полезно по несколько раз подряд играть один и тот же этюд-это помогает выработать внимание, выдержку, выносливость. Выбирать этюды ученику нужно по линии наибольшего сопротивления, подтягивая его слабые стороны. При работе над этюдами нужно обращать внимание на качество звучания, фразировку. Уже в самом начале работы ученик должен уметь проанализировать этюд. Во-первых, выяснить музыкальный смысл этюда (например, на арпеджио, трель, мордент, гамообразный пассаж), во-вторых, выяснить характер звучания (где легко сыграть, где крепкими пальцами), в-третьих, увидеть и распознать членение мелодических линий и вывести цельность фразировки (членение на фразы, выявление кульминации помогает определить места, где на спадах можно дать отдых рукам), в-четвёртых, установить тонально-гармоническое развитие для лучшего усвоения и срабатывания психологического момента (если в каком-то эпизоде представить, например, гамму До мажор, то легче будет запомнить и сыграть), в-пятых, выяснить соотношение партий правой и левой рук, установить вертикаль между руками. Работу над этюдом начинаем в медленном темпе, ухо должно контролировать каждую ноту. Выбираем аппликатуру для быстрого темпа-тщательное продумывание позиций помогает ученику в поисках нужной аппликатуры. Переход к более быстрому темпу осуществляется укрупнением пульсаций: вначале акцент делается на каждую восьмую, затем на каждую четверть, потом на полтакта, на такт, дальше мысль на фразу и т.д.-таким образом темп будет сдвигаться естественно. Когда ученик начинает сдвигать темп, он должен понимать, что надо играть легче. Часто причина неудачи кроется в том, что ребёнок не может снять вес в руке и оттого, что руки давят на клавиши, пальцы не могут быстро бегать. Попробовать поиграть этюд беззвучно в спокойном темпе. Также полезны следующие способы изучения этюдов:
1. Варьирование силы звука и артикуляции, то есть там, где написано форте надо поиграть пиано и наоборот, а также изменить штрих, например, где легато-поиграть стаккато и наоборот.
2. Транспонирование (можно части этюда) в более неудобные для игры тональности.
3. Игра в разных темпах.
4. Ритмическая группировка, изменение акцента.
5. Метод удвоения. Способ с удвоением имеет целью тренировку тех пальцев, которые в силу своих фактурных особенностей должны играть самостоятельно, без помощи рук.
6. Метод вычленения путём прибавления от конца.
7. Перенос этюда в другой, более неудобный для игры регистр, добиваясь того же качества звучания.
8. Поиграть специально выделяя какую-то руку.
9. Изменение метро-ритма: игра с точками в разных видах применяется для активизации пальцевого удара.
10. Изменение штриха: там, где в нотах написано легато нужно поиграть пальцевым стаккато.
11. Игра разными штрихами: две ноты легато-две стаккато.
12. Можно попробовать поменять партии рук: то, что написано для левой руки пусть поиграет правая и наоборот.
13. В октавных и аккордовых этюдах полезно поиграть репетицией каждую октаву или аккорд по 3-4 раза.
Но, естественно, все эти рецепты нельзя затолкать в один этюд. Каждый конкретный этюд должен иметь конкретные упражнения. Также и выбор упражнений для конкретного ученика индивидуален, как и выбор этюдов. Упражнения должны преследовать ясную цель, давать достаточно эффективный результат. Работа над упражнениями имеет большое значение для начинающих пианистов, так как не только развивает технику, но и в тоже время помогают сохранить и совершенствовать достигнутые результаты. Работая над упражнениями, нужно помнить, что техническое и музыкальное развитие неразрывно связаны между собой и должны протекать одновременно. Техника пианиста не может развиваться без участия интеллекта. Работа, в которой не участвует сознание, остаётся безрезультатной. При игре упражнений необходим постоянный слуховой контроль: играть их нужно сосредоточенно, всё время следя за качеством звука. При игре упражнений нужно уделять много внимания музыкальной стороне их исполнения. Главное в игре этюдов-стабильность. Забывание этюдов наизусть происходит от того, что ученик мало смотрит в ноты и не думает при игре. Чтобы восстановить в памяти произведение, необходимо поиграть в очень медленном темпе; проиграть его в голове, в уме; остановить ученика и попросить его сыграть с любого места. В репертуар учащихся младших классов нужно включать этюды на элементы гамм, арпеджио, аккордов. Большое внимание следует уделять этюдам с развитой красивой мелодией-незаменимым в выработке напевного легато. В начале обучения этюды исполняются в спокойных темпах. Слишком раннее форсирование беглости вызывает «зажатость» и тряску рук. По мере продвижения учащихся возможен переход к относительно подвижной игре.
В каждом классе, особенно в младших, ученик должен пройти достаточное количество этюдов, самых разнообразных по своим техническим и художественным задачам. Нужно стремиться привить ученикам интерес к работе над этюдами. Для этого полезно проводить конкурсы на лучшее исполнение этюда. Всё это стимулирует интерес к вопросам техники и развивает различные её виды. Важно, чтобы работа над этюдами дополняла изучение художественных произведений, подготавливала к преодолению трудностей технического характера.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.
2. Бирмак А. В. О художественной технике пианиста.
3. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой.