Просмотр содержимого документа
««Путешествие в царство музыкальных инструментов».»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ
контрольного занятия
по музыке
ТЕМА: «Путешествие в царство музыкальных инструментов».
Студии эстетического развития
3– год обучения
Педагог дополнительного образования:
Абрамченкова Е.В.
Людиново
2015 год
Цель: Расширение представлений о музыкальных инструментах
Программное содержание:
Оздоровительные:
Формировать правильную осанку, повышать двигательную активность детей
Образовательные:
Закрепить с детьми понятие «оркестр», виды оркестров, группы инструментов
Продолжить учить детей слушать музыкальные фрагменты внимательно сначала до конца
Учить детей слышать красоту в звучании того или иного инструмента, запоминать названия и звучание инструментов
Учить играть ансамблем на металлофонах
Развивать музыкальные и творческие способности детей
Расширять кругозор и словарный запас детей
Воспитательные:
Воспитывать музыкально – художественный вкус, стимулировать творческие проявления
Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности
Предварительная работа:
Знакомство с видами оркестров
Разучивание песни «Почему медведь зимою спит», распевка
Разучивание игры на металлофоне песни «Маленькая ёлочка»
Прослушивание Чайковский Ноябрь «На тройке», Прокофьев «Петя и волк»
Индивидуальная работа:
Учить различать музыкальные инструменты по внешнему виду
Развивать тембровый слух
Игра на металлофоне
Словарная работа:
Пополнить словарный запас детей словами:
импровизация
Звукоряд
какафония
Оборудование:
экран, проектор, ноутбук
музыкальный центр
CD – диски
Детские музыкальные инструменты
Карточки с иллюстрациями музыкальных инструментов
Методы:
Наглядный – мультимедийная презентация, музыкальные инструменты
Практический – слушание, пение, игра на музыкальных инструментах
Словесный – беседа, использование художественного слова
Игровой - путешествие
Приемы:
Игровой персонаж Фея музыки, музыкальный дракоша
Пальчиковая гимнастика
Использование ИКТ
Путешествие на облаке
Рассматривание детских музыкальных инструментов, игра на них
Имитация игры на музыкальных инструментах
Слушание музыки
Использование художественного слова
Гимнастика для глаз
Пение, игра, слушание музыкальных фрагментов
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под музыку П. И.Чайковского «Вальс» (Симфонический оркестр)
входят в кабинет и встают полукругом.
1 Слайд- тема занятия.
Музыкальное приветствие
Педагог: - Здравствуйте, ребята!
Дети: -Здравствуйте!
Добрый день!!
У меня очень хорошее радостное настроение. Мне хочется, чтобы и вы не скучали. Я поделюсь с вами своим настроением. Давайте передадим его друг другу.
С ладошки сдувает, передает рядом стоящему ребенку, он передает дальше.
Ну вот, теперь мы все радостные и веселые, улыбнемся друг другу.
Сегодня у нас очень интересное занятие. А поможет мне его начать ___ (имя ребёнка). Посмотри, сколько здесь музыкальных инструментов, какой ты выбираешь?
Ребёнок выбирает музыкальный инструмент. С помощью инструмента воспроизводит ритмический рисунок попевки во время пения детей.
Валеологическая распевка:
Здравствуй, солнце золотое! (дети повторяют)
Здравствуй, небо голубое! (дети повторяют)
Шлем привет мы всем вокруг. (дети повторяют)
Я твой друг и ты мой друг! (дети повторяют)
Шлем привет мы всем гостям (дети повторяют)
Очень, очень рады вам! (дети повторяют)
Педагог:Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю отправится в удивительное путешествие – в царство музыкальных инструментов. Хотите? До него добраться нелегко. Отправимся мы туда на облаке. Согласны? Рассаживайтесь поудобнее.
2 Слайд- облако. Мы наоблаке летим
На землю с облака глядим
3,4 Слайд- горы и леса.Видим горы и леса
Это просто чудеса!
В мир волшебный, в мир прекрасный
В музыкальный мир войдем
Многое мы там узнаем
И с собою привезем.
А.В.Глотова
Вот мы с вами и прибыли в царство музыкальных инструментов.
5 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.
Педагог. Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.
Каких только инструментов здесь нет!
Инструменты музыкальные,
Я скажу вам – уникальные.
Скажите, пожалуйста, какие инструменты вы знаете?
Ответы детей
Ребята, что такое оркестр?
Ответы детей
Правильно, это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (ответ)
6 Слайд-оркестр с дирижёром.
Чтобы оркестр исполнял любое музыкальное произведение слаженно, ритмично, вместе начиная и заканчивая музыкальную пьесу, в оркестре для этого есть дирижер. У дирижера есть палочка (показывает её). Дирижер ритмично взмахивает палочкой в такт музыке, для того, чтобы музыканты играли музыку все в одном и том же темпе от начала и до конца.
Но однажды в дружном оркестре произошла следующая история.
7 Слайд-некоторое царство.
Педагог. В некотором царстве, а может государстве,
Жила была гармония, по - имени любовь.
Жили, поживали, друг друга уважали,
И всегда в оркестре место звуку уступали.
Но в один ненастный день, холодный и дождливый.
8 Слайд-колдун.
Появилась злая тень – тень раздора, ссоры, злобы.
Музыка пропала и людям страшно стало.
И целый день звучит лишь дребедень.
Гармония рыдала, ведь палочки не стало,
А злая тень так громко хохотала, Она её забрала, и добрых песен совсем не стало.
Теперь в том государстве не слышны инструменты,
Они играть не стали, а только всё бренчали, свой голос потеряли.
Ребята, помогите, любовь в тот край верните и палочку найдите.
А чтобы помочь гармонии найти дирижёрскую палочку и навести порядок среди музыкальных инструментов, нам нужно выполнить несколько непростых заданий. Вы готовы? Ну, тогда, в путь!
Педагог. Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (ответы).
9 Слайд-музыкальный квадрат.
10 Слайд-группа ударных инструментов.
Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты ударные? (ответы).
11 Слайд-группа духовых инструментов.
Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты духовые? (ответы).
12 Слайд-группа клавишных инструментов.
Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты клавишные? (ответы).
13 Слайд-группа струнных инструментов.
Педагог. Посмотрите на рисунки инструментов и определите, какие инструменты струнные? (ответы).
Кто пишет музыку? (композитор)
Назовите фамилию композитора, написавшего альбом «Времена года» (Чайковский).
14Слайд- портрет Чайковского
Кто ещё из композиторов вам знаком? (Прокофьев)
15Слайд- портретПрокофьева
Какое произведение мы с вами слушали? (Симфоническую сказку «Петя и волк»)
16 Слайд-игра «Угадай инструмент».
Педагог.Ребята, вы очень хорошо справились с заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра? Если вы угадаете, этот инструмент появится в царстве. Постарайтесь не спутать голоса инструментов (педагог включает музыкальные фрагменты со звучанием разных инструментов из симфонической сказки «Петя и волк») Ответы детей
17 Слайд –флейта, птичка.
18 Слайд –гобой, утка.
19 Слайд – кларнет, кошка.
20Слайд – фагот, дедушка.
Педагог. А вы знаете, в царстве музыкальных инструментов есть парк. Называется он «Времена года». И сейчас я предлагаю вам туда отправиться. Хотите? Тогда в путь.
21Слайд – парк.
Физкультминутка
Мы пойдем сначала вправо, 1 – 2 – 3
А потом пойдем налево, 1 – 2 – 3
А потом все соберемся 1 – 2 – 3
А потом все разойдемся 1 – 2 – 3
А потом мы все присядем 1 – 2 – 3
А потом мы дружно встанем 1 – 2 – 3
Педагог. Вот мы и в парке. Присаживайтесь на скамеечки. Этот парк волшебный, музыкальный. Смотрите, а вот и птички-нотки полетели, давайте глазками посмотрим, куда же они полетели
22Слайд – летающая птичка.
Гимнастика для глаз «ПТИЧКА»
Птичка полетела - вверх,
Птичка полетела – вниз,
Птичка полетела - вправо,
Птичка полетела – влево,
И на ладошку села!
Птичка полетела – вверх,
Птичка полетела – вниз,
Птичка полетела – вправо,
Птичка полетела – влево,
И улетела!
Педагог. Какое время года сейчас в парке?
Ответы детей
Педагог. Правильно, осень.
Педагог. Как называется произведение П.И. Чайковского, посвящённое последнему месяцу осени? Ответы:«Ноябрь. На тройке»
Педагог. О чём рассказывает эта музыка? Ответы: О заснеженных полях, лесах, снег искрится на солнце. По дороге мчится тройка лошадей. Цокают копыта, хрустит под полозьями саней снег, звенит колокольчик. Ямщик поёт песню
Педагог. А хотите украсить музыку П.И. Чайковского «Ноябрь» звучанием своих инструментов? (Да) Это называется инструментовка.
Педагог. Какие можно взять инструменты, чтобы передать широту полей, блеск снега. (ответы: арфы, металлофоны, дудочки, колокольчики)
А какие инструменты помогут вам передать скрип снега, цоканье копыт? Ответы: маракасы, трещотки, ложки, коробочки, пандейры.
Можно я сегодня буду дирижёром? (Да)
Будьте вы внимательны, играйте все старательно!
Инструментовка произведения Чайковского «Ноябрь».( Видео фильм)
Вы украсили звучанием своих инструментов музыку великого русского композитора. Как это называется? (инструментовка) дети закрепляют новое слово.
Педагог. А какие виды оркестров вы знаете?
Ответы детей
23 Слайд на экране появляется музыкальный дракоша. (Запись) Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомиться с музыкальными инструментами русского народного оркестра? Вы знакомы с ними? . Назовите мне их.
24 Слайд- русский народный оркестр
Ответы детей. Балалайки, гармошки, дудочки, ложки, трещотки, и т.д.
А еще гусли, цимбалы, домра
Эх, оркестр народный,
раздольный, хороводный..
Педагог: Мы тоже можем на ударных инструментах исполнить русскую народную песню.
Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки, гармошки,
Если все их сразу взять,
Дружно вместе заиграть...
Буду я тут дирижером,
Кто же вы? Ответьте хором...
ДЕТИ. Оркестр!
Педагог: Музыкальный Дракоша, мы с ребятами предлагаем тебе послушать наш оркестр.
Дети оркестром исполняют песню "Калинка». Педагог берет на себя роль дирижера.
Слайд№25 на экране появляется музыкальный Дракоша.
Музыкальный Дракоша. (Запись) Молодцы! С этим заданием вы справились. Следующая наша игра называется «Собери оркестр». Вспомните, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, какие — в оркестр народных инструментов. Вы должны будете из карточек составить два разных оркестра.
Дети выполняют игровой момент в разных уголках зала. Педагог помогает тем, кто затрудняется.
Педагог. Дети, сейчас будут звучать знакомые вам музыкальные пьесы. Если вы услышите инструментальную пьесу, исполненную симфоническим оркестром, то захлопают в ладоши дети, которые собрали из карточек симфонический оркестр. А если услышите инструментальную пьесу, исполненную оркестром народных инструментов, то хлопают в ладоши дети с карточками этого оркестра.
Дети слушают музыкальные пьесы (отрывки): «Петя и волк» - «Охотники» Прокофьего, «Комаринская» музыка Чайковского.
Дети не только хлопают в ладоши, но и называют названия музыкальных произведений, композитора. После этого дети складывают свои карточки.
26 Слайд на экране появляется музыкальный Дракоша.
Музыкальный Дракоша. (Запись) Молодцы! И с этим заданием вы справились.
Педагог: Спасибо тебе, Дракоша. Нам с тобой очень интересно.
Педагог. А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Музыканты» (дети показывают движения в соответствии с текстом)
Балалайка, балалайка нам сегодня поиграй —ка.
Разверни бока баян. Барабань наш барабан.
Ты рояль, сыграй нам песни, чтобы стало интересней.
Бубен звонкий и тугой, ты звени, стучи и пой.
Заиграй-ка скрипка в лад, всех развесели ребят!
Педагог. А скажите мне, какой музыкальный инструмент есть у человека? (дети отвечают) Правильно — это наш голос
И я предлагаю вам извлечь из вашего инструмента звуки, то есть мы сейчас с вами, что будем делать? (дети отвечают)
Правильно! Мы будем петь.
Давайте вспомним песню «Почему медведь зимою спит?» муз. Дети инсценируют песню.
Музыкальный Дракоша. (Запись)Сейчас сюрприз здесь всех нас ждёт. К нам Фея Музыки идёт (Педагог надевает шляпу и превращается в Фею. Включает запись какофонии звуков)
27 Слайд-некоторое царство.
Фея Музыки:
Вы в музыкальном королевстве очутились С недавних пор здесь всё переменилось Раньше музыка звучала здесь прекрасная, Теперь вы слышите – какафония ужасная! Ребята, нашим ноткам помогите, Их по порядку разместите!
А где живут нотки? (на нотном стане)
Дети выполняют задание
Фея Музыки: Нотки выстроились в ряд – получился звукоряд. (Дети повторяют новое слово)
Дети исполняют на металлофонах песню «Маленькая ёлочка»
Фея МузыкиВы сегодня молодцы! Постарались от души!
Доброе сердце вернуло любовь,
И музыку счастья услышим мы вновь.
Слайд №28- цветы.
Звучит фрагмент П. И.Чайковского «Вальс» (Симфонический оркестр)
Педагог. Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в студию. А вот и облако, давайте попрощаемся с царством музыкальных инструментов и отправимся в путь. Рассаживайтесь поудобнее.
С какими видами оркестров вы знакомы?
Назовите основные группы музыкальных инструментов
Что такое инструментовка?
А что вам больше понравилось на занятии? (ответы)
Слайд №27– весёлые дети.
Педагог. Вот мы и прибыли в студию. Вам понравилось путешествие?
Кому было интересно побывать в царстве музыкальных инструментов, возьмите скрипичный ключ, а кому что-то не понравилось или было неинтересно, возьмите паузу.
Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.
28Слайд-До свидания, до новых встреч! Музыкальное прощание.
Дети под «Вальс» П. И.Чайковского выходят из кабинета.