Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 39"
г. Норильск
Методическая разработка
«Путешествие в музыкальное королевство»
Возраст участников вокальной студии «Гармония» - 4 класс Разработчик: педагог дополнительного образования Козлова Анна Сергеевна |
Норильск, 2022
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Путешествие в музыкальное королевство»
«Нетрадиционные формы обучения в вокальной студии «Гармония».
Цель:
Проверка и закрепление знаний. Практическое использование музыкальной грамоты, навыков, вокально-хорового пения, знаний мировой художественной культуры.
Задачи:
обучающая - расширение и закрепление знаний об отечественной и мировой культуре, стимулирование интереса к искусству, литературе;
развивающая - развитие творческих способностей: умение оценивать, размышлять, анализировать музыкальные произведения;
воспитательная - формирование художественного вкуса, любви к музыкальному искусству, воспитание слушателя.
Форма занятия: путешествие.
Ход занятия
Педагог: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы с Вами отправимся в интересный путь! Хотите попутешествовать?
Педагог: Тогда вперед, нас ждут интересные встречи с музыкальным искусством. Итак, вперед туда, где живет музыка! Наше путешествие не будет простым, чтобы попасть во все разделы нужно иметь с собой запас знаний, т.к. у нас на пути будут встречаться зашифрованные слова, отгадать и объяснить - главная наша задача. Только так мы сможем отправиться дальше в путь. Справитесь?
Педагог: Ну, тогда вперед!
Ребята подходят к инструменту. На крышке фортепиано находится зашифрованное слово, нужно вписать пропущенные буквы. Самый древний музыкальный инструмент.
Педагог: Молодцы! Я думаю нам можно отправиться дальше. (Дети подходят к сцене).
Предлагаю отправиться в путь на автомобиле!
Звучит песня «Папа купил автомобиль» муз. А.Пугачевой, сл. Ю.Энтина
(На сцене находится уголок старого мастера. На столе среди стружек - музыкальные инструменты – скрипка и флейта).
Педагог: Ребята! Что же это за место похоже на мастерскую, где изготавливают музыкальные инструменты?
Услышать как звучит один из них мы можем только разгадав загадку:
(на каком инструменте играл легендарный Орфей? причем нужно вспомнить старинное название этого инструмента).
Как только дети разгадали название, на сцене появляется музыкант. Он держит в руках флейту. Слушание
Педагог: Давайте послушаем, какую мелодию играл Орфей для своей возлюбленной.
Послушайте и скажите, какие чувства эта музыка пробуждает в вашем сердце? О чем говорит музыка?
(Звучит З.В Глюк "Мелодия") фортепиано - Корж Т.А., флейта-Дубовик Л.П.
Педагог: Я готова услышать ваши впечатления.
Дети: Эта музыка очень волнительная, чувствительная, плавная, но в то же время очень печальная.
Педагог: Верно, вы все помните, чем закончилась эта история?
Дети: Когда Орфей стал вести Эвридику из царства тьмы, он не выполнил главного условия - не оглядываться назад. Сердце Орфея переполняли чувства, он оглянулся и Эвридика растаяла для него навсегда. Но осталась музыка, которую донес, до нас композитор З.В. Глюк, он написал первую оперу "Орфей".
Педагог: Я ваше внимание хочу обратить на то, что руки человека могут творить замечательные инструменты, но как вы думаете, только ли руки участвуют в создании музыки? Как рождается музыка?
Дети: Конечно, музыкант рождает звуки в своем сердце, а потом переносит их на нотный лист, а после исполняет на музыкальном инструменте.
Педагог: Верно, я вас всех прошу запомнить выражение «Музыка рожденная сердцем» (учитель подводит ребят к новому стенду).
На стенде расположены картины в 3-х цветовых тонах: красный, голубой, желтый.
Педагог: Ребята! а не свернули ли мы с пути? А какая связь между музыкой и живописью? Ведь картины не умеет ни петь, ни разговаривать? Давайте разгадаем слово: Чем пользуется художник, чтобы пере дать настроение в своей работе, картине? /Краски/
Педагог: Давайте посмотрим на нашу выставку и проанализируем цветовые решения художников, Какими цветами пользуются художники, когда хотят изобразит море? /голубой, синий/ А скажите, бывает ли море желтым, золотым? /Бывает, если в нем отражается лунная дорожка/
А какого цвета будет больше, если мы рисуем осень? / желтого/
Педагог: Все верно, выбор того или иного цвета зависит от восприятия человека, от настроения, внутреннего мира художника.
Пение произведения.
Педагог: А сейчас я прошу вас пройти на ваши места, мы попробуем поработать над нашим произведением: муз. Р. Паулс сл. Аспазии "Колыбельная". Мы не зря говорили сейчас о картинах, красках, а чем пользуется музыкант, чтобы передать настроение произведения
Дети: Звуком.
Педагог: Верно. Музыкант тоже может придать звучанию различные оттенки
Ребята исполняют по партитуре
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:
1. Работа с партитурами
Исполняют только альты до цифры 4.
Педагог использует в обращении с ребятами муз. термины: унисон, пиано, форте, звуковедение.
Педагог: А теперь скажите, если бы вы были художниками, и у вас были бы сейчас краски, какие цвета больше всего присутствовали в вашей работе?
Дети: Голубой, золотой.
Педагог: Теперь исполним это произведений, но придадим звучанию именно эти цветовые оттенки. Дети подымаются на сцену и исполняют произведение целиком.
Педагог: Спасибо, сегодня наше путешествие подтвердило то, что без знаний музыкальной грамоты, уважения к искусству нам было бы просто не интересно. Но наше путешествие и встречи с музыкой не закончились. Я думая, что мы сможем смело продолжить путешествовать по этой чудесной стране. Расставаться всегда грустно, на память об этом дне я дарю вам эти маленькие нотки, пусть они сольются со звуками вашего сердца и наполнят его добротой и любовью. Мы побывали с вами, в мастерской старого мастера, послушали как звучит настоящая флейта, поговорили о картинах, красках а конечно исполнили наши произведения. Я очень довольна, а вы?
Педагог: Я говорю вам до свидания!
Список использованной литературы
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.
2 Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.
Дыхательная гимнастика – вводная часть открытого занятия «Музыкальное королевство».