kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Технология продуктивно творческой деятельности на уроке музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, развивает художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ёе актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.

Как и у любого педагога передо мной стоит цель создать организационно - педагогические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС на уроках музыки. Формировать мотивации к обучению и познанию, учитывая индивидуально - личностные характеристики   обучающихся, способствовать саморазвитию, создавать ситуации успеха. Проще говоря, увлечь, заинтересовать, творчески раскрыть и объективно оценить свою деятельность на уроках музыки. В этом мне помогает технология продуктивно- творческой деятельности, она не только вовлекает детей в этот удивительный мир музыки, но ещё и развивает их, заставляет думать, творить, действовать.  

    Технология продуктивно – творческой деятельности  направлена на формирование личности обучающегося как активного субъекта художественной культуры.  В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке в данной технологии? В педагогической концепции Д.Б. Кабалевского целью обучения является формирование понятийного мышления учащихся, применяются традиционные методы обучения, что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария.

Возникающий  дефицит эмоциональной экспрессии учеников приводит к вышеперечисленным проблемам в обучении. Применение новой технологии предусматривает гармоничное распределение работы частей головного мозга, снижающей психоэмоциональную перегрузку обучающихся за счет включения их в продуктивно-творческую деятельность.

   В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем.

 Такая организация позволяет активно включать в процесс обучения учащихся, развивает интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формирует навыки общения в классе, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости.

Использование и  внедрение в систему педагогической деятельности технологии продуктивно-творческой деятельности  может  эффективно сказываться на достижениях учащихся в различных видах творческой деятельности.

Разработанная система деятельности позволит увеличить познавательную и творческую активность обучающихся, применение технологии продуктивно-творческой деятельности  в обучении сделает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Технология продуктивно творческой деятельности на уроке музыки" »

Министерство образования науки Самарской области


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования




Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

«Технология продуктивно- творческой

деятельности на уроках музыки»

время обучения: 1 сессия: с 10.03 по 13.03. 2015 года

2 сессия: с 23.03 по 27.03.2015 года



Выполнила : Федоренчик Татьяна Ивановна

учитель музыки ГБОУ ООШ № 17

г. о. Новокуйбышевск, Самарская область





2015г



Оглавление

Введение
Основная часть

1. Теоретическое описание 

2. Описание изменений в образовательном процессе

3. Содержательно-технологический блок

4. Контрольно-оценочный блок

5. Ресурсный блок (условия)

Заключение

 Информационные источники




















Введение

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие у обучающегося творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

Что мы понимаем под творчеством? Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Ценность творчества, заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.

Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, развивает художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ёе актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятельных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.



Как и у любого педагога передо мной стоит цель создать организационно - педагогические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС на уроках музыки. Формировать мотивации к обучению и познанию, учитывая индивидуально - личностные характеристики обучающихся, способствовать саморазвитию, создавать ситуации успеха. Проще говоря, увлечь, заинтересовать, творчески раскрыть и объективно оценить свою деятельность на уроках музыки. В этом мне помогает технология продуктивно- творческой деятельности, она не только вовлекает детей в этот удивительный мир музыки, но ещё и развивает их, заставляет думать, творить, действовать.

Анализируя  проблемы  в системе художественно-эстетического образования в ГБОУ ООШ№ 17 я выделяю ряд объективных противоречий, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:

  • между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации творческого процесса обучения и отсутствием системы деятельности педагога по использованию технологии продуктивно- творческой деятельности.

  • между групповой формой обучения и индивидуальным развитием творческих способностей учащихся с применением элементов разноуровнего обучения;

  • между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым итоговым результатом, который выражается единообразностью;

Таким образом,  перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке  и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.




Цели:

создание системы деятельности педагога по использованию технологии продуктивно творческой деятельности в рамках развития творческих способностей учащихся на уроках музыки

обеспечение успешного развития творческих способностей учащихся, через продуктивно-творческую деятельность


Задачи:

  • изучить современную литературу по данной теме;

  • создать условия для музыкального и творческого развития обучающихся;

  • определить пути достижения цели;

  • использовать на уроках современные методы и технологии;

  • выявить способы активизации творческих проявлений на уроке;

  • продумать диагностику развития творчества у детей;


Ожидаемые результаты

В результате применения на уроках музыки продуктивно творческой деятельности я ожидаю следующие результаты:

• сформированность у обучающегося целостного представления о музыкальном мире;

• расширение у обучающегося музыкально-образного мышления;

• повышение мотивации к предмету «Музыка»;

• накопление музыкально-слухового опыта, через стимуляцию творческих способностей;

• овладение навыками созидательно творческой деятельности;




II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели

        Авторские программы, разработанные под научным руководством Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, В.В. Алеева, являются продолжением педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии различных видов искусств. Практика показывает,  что для улучшения качества образовательного процесса недостаточно искать ответ на  вопрос «чему учить?». Не менее важным является вопрос «как учить?». Для решения этого вопроса технологичной должна быть не только сама программа, но и процесс организации и реализации системы педагогической деятельности.

Анализируя литературу по данному вопросу, я  натолкнулась на высказывание швейцарского педагога Песталоцци, он говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».

 Нельзя не согласиться с его словами, они достаточно точно выражают основную идею данной технологии.

Технология продуктивно – творческой деятельности направлена на формирование личности обучающегося как активного субъекта художественной культуры.  В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке в данной технологии? В педагогической концепции Д.Б. Кабалевского целью обучения является формирование понятийного мышления учащихся, применяются традиционные методы обучения, что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария.

Возникающий дефицит эмоциональной экспрессии учеников приводит к вышеперечисленным проблемам в обучении. Применение новой технологии предусматривает гармоничное распределение работы частей головного мозга, снижающей психоэмоциональную перегрузку обучающихся за счет включения их в продуктивно-творческую деятельность.

В основу технологии продуктивно- творческой деятельности положена теория деятельности, созданная отечественными психологами С.Л. Рубинштейном,  А.Н.Леонтьевым, идея гуманитарной педагогики

Б.М. Неменского, теоретическая концепция формирования и развития художественно-образного мышления С.Л. Долгушина.

Данная технология предусматривает появление нового учебного компонента «продуктивно-творческое действие», и тогда алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: 

Чувства – Мысли -  Действия.

При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания обучающимися себя в искусстве.

Описание изменений в образовательном процессе:

В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем.

    Новое  издание программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского  под редакцией: И.В.Кадобновой, В.О.Школяр, Г.П.Критской, Г.П.Сергеевой (М.: Просвещение, 2010г) претерпело некоторые изменения, вызванные объективными условиями социокультурных потребностей обучающихся. Принцип вариативности, заложенный в данной  редакции программы, позволяет планировать продуктивно-творческую деятельность на уроке как продолжение изучения музыкального искусства на уровне художественного обобщения. Таким образом, продуктивно-творческая деятельность не противоречит основным принципам построения программного материала, а позволяет решить проблемы эффективности усвоения изученного на уроке.

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.

Особое  внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления.

Такая организация позволяет активно включать в процесс обучения учащихся, развивает интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формирует навыки общения в классе, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости.


Содержательно-технологический блок

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемно - игровой форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера , способствующие продуктивно творческой деятельности.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева обучающиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Уже начиная с первого класса обучающимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием обучающимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, дети на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

6. Синквейн. Обучающимся дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных между собой слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

7. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения обучающиеся должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

Контрольно-оценочный блок

 Основными критериями  оценки результатов обучения продуктивно-творческой деятельности выступает приоритетность качественных изменений, происходящих в учащихся:

- уровень внутренней открытости для постижения музыки;

- уровень сопричастности к содержанию музыки и стоящим за  ним жизненным явлениям;

- уровень ориентированности в закономерностях музыкального искусства, музыкально-драматических процессах, выразительных средствах  конкретного музыкального произведения.

Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства – этическая: поддержать, стимулировать активность обучающегося или в тактичной форме указать на недостатки выполненного задания. Использование отрицательных оценок противоречит эстетическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у обучающегося положительного, эмоционального отношения к искусству. Поэтому оценка становится необычайно важным моментом в поощрении обучающихся.



3. Ресурсный блок (условия)

При организации учебного процесса, системы деятельности педагога в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждого триместра и года.  Для выделения этих уроков  как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения  уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения обучающихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.

III. Заключение

Использование и внедрение в систему педагогической деятельности технологии продуктивно-творческой деятельности может эффективно сказываться на достижениях учащихся в различных видах творческой деятельности.

Выводы

Разработанная система деятельности позволит увеличить познавательную и творческую активность обучающихся, применение технологии продуктивно-творческой деятельности в обучении сделает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным



IV. Информационные источники


Нормативно-правовая база:


  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г.

  2. Указ президента Российской федерации о национальной стратегии действий детей на 2012 – 2017 годы Указе президента Российской федерации о национальной стратегии действий детей на 2012 – 2017 годы

  3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271).

Основная литература:

  1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб.пособие для студентов высш.пед.уч.заведений/ Э.Б.Абдуллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 39-41.

  2. Алеев, Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта/ Ю.Б.Алеев.-М.:Гуманитарныйизд.центр ВЛАДОС,2000.- с.7-16.

  3. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.П.Анисимов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2004. – с. 90-125.

  4. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности[Электронный ресурс: http://tovievich.ru/book/19/192/1.htm]

  5. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия [Электронный ресурс: /http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-044.htm]

  6. Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности. // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. М., 1983.

  7. Лебедева В.., Орлов В.А. Учителю о развитии творческих способностей. Пособие для учителя. Черноголовка: ИНИМ РАО. [Электронный ресурс - http://www.inim-rao.ru/2010-lebedeva]






13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Технология продуктивно творческой деятельности на уроке музыки"

Автор: Федоренчик Татьяна Ивановна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 203054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Инновационные технологии на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(47) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "308981"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458717937"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Описание авторской музыкально-педагогической технологии эмоционального погружения и сгущения информации "
    ["seo_title"] => string(125) "opisaniie-avtorskoi-muzykal-no-piedaghoghichieskoi-tiekhnologhii-emotsional-nogho-poghruzhieniia-i-sghushchieniia-informatsii"
    ["file_id"] => string(6) "118763"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413227409"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "технология "
    ["seo_title"] => string(14) "tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "188906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426771989"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства